Игровое упражнение «Фруктовая радуга»
Задачи: хромотерапия, развитие зрительного, вкусового и обонятельного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, развитие операции классификации, закрепление названий цветов
в пассивном словаре.
Оборудование: бумажные или пластиковые формочки, соответствующие цветам радуги, кроме синего; ягоды клубники, голубики, кусочки ананаса,
папайи, киви и сливы; кукла-ведьма, герой Муся.
Содержание: ребенку предлагается сортировать кусочки фруктов и ягоды по формочкам в максимальном приближении к цветам радуги. Кусочки клубники - в красную формочку. Кусочки папайи - в оранжевую. Кусочки ананаса - в желтую. Кусочки киви - в зеленую. Голубику - в голубую, кусочки сливы - в фиолетовую.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся любовался радугой из фруктов. Но ведьма (взрослый показывает куклу-ведьму) все испортила, пере мешала, стало некрасиво. Вредная какая! Будем делать новую радугу. Я кладу красную ягоду в красную формочку, а желтый ананас - в желтую. Теперь ты делай радугу. Вот ягода, положи ее в формочку. Что это лежит в формочке (ягода)? Вот еще ягода. Что теперь тут (ягодЫ)?
|
|
Речевой материал для активизации: ягода, ягоды, киви, папайя, ананас, слива, вот, еще, тут.
Игровое упражнение «Фруктовый лёд»
Задачи: развитие тактильного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре.
Оборудование: лед разной формы с замороженными кусочками киви и клубники внутри, а также без них, две прозрачные миски.
Содержание: задача ребенка найти формы льда с киви и клубникой, отложить их (голыми руками, в перчатках, пинцетом) в отдельную миску.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся любит фруктовый лед, и я люблю, а ты? Найди, где лед с киви. Где киви? Вот киви! Где ягода? Вот ягода! А это пустой лед. Смотри, какой прозрачный, Опять киви. Холодный лед».
Речевой материал для активизации: киви, ягода, лед, вот, опять; прозрачный, пустой, холодный - в пассивный словарь.
Игровое упражнение «Малиновое желе»
Задачи: развитие тактильного, обонятельного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, развитие пассивного словаря
прилагательных.
Оборудование: малиновое желе, внутри которого - целые ягоды малины, расположенные по одной линии в виде дорожки.
Содержание: ребенок вместе со взрослым «ходит» пальцами по ягодам внутри желе, наступая на каждую и произнося «малина», достает ягоды из желе. Оставшееся желе перетирает в руках, повторяя слово «желе».
Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот желе. Ах, как пахнет! Понюхай! Какой аромат! Что там? Малина! Малиновая дорожка, пойдем по ней! Вот малина, достань ее! Что это (малина)? Всё достали. Давай играть
с желе, смотри какое оно липкое. Что это (желе)?»
|
|
Речевой.материал для активизации: малина, желе.
Дополнительный речевой материал: липкое, ароматное, малиновое, гладкое.
Игровое упражнение «Фруктовые башенки»
Задачи: развитие тактильного, обонятельного, вкусового восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, знакомство с предлогами «на», «под».
Оборудование: кусочки банана одинакового размера, толстые кружки лимона.
Содержание: Ребенок совместно со взрослым строит башенки из кусочков банана и лимона, чередуя их в разной последовательности (следить за сохранением визуального ритма, что является задачей подготовительного этапа в процессе формирования слоговой структуры слова).
Примерное содержание беседы с ребенком: «Будем строить фруктовые башенки. Вот банан. Вот лимон. Положи банан НА (выделяем голосом) лимон. Положи лимон ПОД банан. Мне нравится твоя башня! Муся будет в ней жить. Теперь построим башню повыше. Эта выше. Эта ниже. Г де высокая башня?»
Речевой материал для активизации: банан, лимон, на, под; выше, ниже.
Игровое упражнение «Лимонные колечки»
Задачи: развитие тактильного и обонятельного восприятия, пассивного словаря прилагательных. активизация слов, доступных по слоговой структуре, в т.ч. прилагательного «сухой».
Оборудование: высушенные и свежие кружки лимона, две одинаковые миски, одна из них с водой.
Содержание: ребенок сортирует кружки лимона: свежие в миску с водой, сухие - в пустую. Взрослый сопровождает его действия комментарием: «Вот сухой. Вот мокрый лимон».
Примерное содержание беседы с ребенком: «Вот вода. Она мокрая. Попробуй. Вот мокрые лимоны, потрогай. Тут воды нет. Это сухая миска. Все сухие лимоны - сюда. А сюда - мокрые».
Речевой материал для активизации: лимон, сухой, вот, вода, тут, сюда.
Игровое упражнение «Лимон-киви»,
Задачи: развитие тактильного, вкусового и обонятельного восприятия, активизация слов, доступных по слоговой структуре, хромотерапия.
Оборудование: зеленая и желтая глубокие тарелки с водой, внутри которых плавают соцветия желтых и зеленых хризантем; а также лимон и киви, нарезанные кружками, сложенные вместе в одной мисочке.
Содержание: ребенок по подражанию выполняет действия вслед за взрослым по инструкции, затем раскладывает нарезанные кружки фруктов по тарелкам, называя их.
Примерное содержание беседы с ребенком: «Муся нюхает цветочки. И ты понюхай, Муся пробует киви. Попробуй. Понюхай цветочек. Ах, как пахнет! Какой аромат! Попробуй киви. Понюхай - попробуй. Это киви, оно зеленое, положи в зеленую миску. Это желтый лимон. Куда мне его положить?»
Речевой материал для активизации: лимон, киви; ах! (когда нюхаем).