Причины плюрализма в понимании права. Определение круга теорий права, которые следует признать основными, или классическими

Большое разнообразие представлений о праве вызвано разными факторами, которые с немалой долей релятивизма можно было бы поделить на обусловленные самим характером этого явления (онтологические), методологией его изучения (гносеологические) и нравственной оценкой (аксиологические). Ведущее место среди них принадлежит факторам первого рода.

Суть проблемы удачно сформулировал еще в 1910 г. в работе «Понятия права и силы (Опыт методологического анализа)» И.А. Ильин. «Современное правоведение все с большей определенностью и принципиальной осознанностью приходит к признанию того, что право само по себе есть некоторое в высшей степени сложное и многостороннее образование, обладающее целым рядом отдельных сторон и форм “бытия”, – писал он. – Каждая из этих сторон входит в сущность того, что именуется одним общим названием “права”, но каждая из них представляет по своему существу нечто до такой степени своеобразное, что предполагает и требует особого, наряду с другими, специального определения и рассмотрения… Эта точка зрения признает таким образом, что нет единого универсального и исключительного способа изучения права, который вытеснил бы и заменил все остальные, сделал бы их излишними, ненужными»578.

Г. Еллинек определял две главные плоскости, или сферы права: «Право существует, во-первых, как фактически осуществляемый правовой порядок – в качестве такового оно является одной из социальных сил, создающих конкретную жизнь народа; а во-вторых, как совокупность норм, долженствующих осуществиться в действиях. Право в этом последнем случае относится не к области существующего, а к области долженствующего существовать; оно состоит из понятий и положений, которые служат не для познания действительности, а для оценки ее». Из этого вытекает и разность методов: юридическое изучение должно дополнять социальное изучение, не будучи с ним смешиваемо, его метод остается исключительно юридическим579.

Однако, выделяя два пласта права, которые представители социологической юриспруденции называли «правом в жизни» и «правом в книгах», Г. Еллинек не исчерпал всех форм его существования. Ведь над «долженствующим существовать», т.е. совокупностью норм, пребывает еще «сверхдолжное», на основе которого подлежит оценке не только конкретная жизнь народа, но и совокупность норм. Это «сверхдолжное» испокон веку называлось «естественное право» и рассматривалось как воплощение справедливости.

Соотношение права и справедливости, понимание справедливости всегда служили и будут служить предметом споров: является ли справедливость сутью права или чем-то обособленным, внешним по отношению к нему, нравственным принципом, одинаково применимым как к праву, так и к любой другой сфере общественной жизни? Трудно не согласиться с Г. Еллинеком, когда он пишет, что «самое несправедливое с позднейшей точки зрения распределение сил в обществе, эксплуатация зависимых классов господствующими может получить вполне правовой характер не только в том смысле, что это согласно с велениями власти, но и благодаря тому, что это признается подвластными»580, или с Г. Хартом, констатировавшим, что «внутригосударственные правовые системы... долго существовали, несмотря на то что попирали принципы справедливости»581. О возможности несправедливых законов говорил еще Аристотель.

Однако существует не менее давняя традиция, неразрывно связывающая право и справедливость. Фома Аквинский полагал, что несправедливый закон не является действительным законом582. Подобные взгляды, хотя и высказываемые обычно в не столь категорической форме, сохранялись. Так Г. Радбрух, крупный немецкий юрист XX в., перешедший после Второй мировой войны на естественно-правовые позиции в знак протеста против нацистского режима, полагал еще в 30-е годы, что понятие права не может быть установлено «при его полном отделении от идеи права-справедливости»583.

Таким образом, в одних случаях право рассматривается как особый способ регулирования общественных отношений, вполне совместимый с несправедливостью, а в других в нем видят воплощение справедливости. Ясно, что речь идет не об одном и том же, а о разных аспектах явления, но оба они одинаково именуются правом.

Лингвистические, безусловно, не единственные и не главные причины расхождений, констатирует Д. Уолкер: «Различия между частным, конкретным и общим, абстрактным смыслами термина (право – О.М.) более заметны в тех языках, которые пользуются одним словом для выражения частного, конкретного смысла (lex, lois, gesetz, legge, ley) и другими для выражения общего, абстрактного смысла (jus, droit, Recht,diritto, direcho)… В этих языках термин “право”, используемый в общем, абстрактном смысле, обозначает также идеи правого и справедливого, а это, в свою очередь, создает дополнительные возможности для путаницы смыслов»584.

Русские слова «закон» и «право» принадлежат к тем же двум рядам терминов, а в объяснении соотношения между ними допускается иногда то же смешение юридических и моральных категорий. Отсюда идея «нравственного права», о которой писал Л.И. Петражицкий. Он отмечал, что «право» как слово народного языка имеет «несоизмеримо более обширный смысл, чем то же слово “право” профессионально-юридического языка». Главное несовпадение, продолжает он, состоит в том, что по отношению к ряду явлений «обыденное словоупотребление применяет безразлично то слово “право”, то слово “нравственный” или соединяет оба выражения: “я имею нравственное право”, “он не имеет нравственного права” и т.п»585.

Недифференцированность морального и правового особенно характерна для древних, средневековых и традиционных обществ. Они породили и своеобразную терминологию, носящую в известной степени правовой, но в то же время и сверхправовой, моральный и религиозный характер. Таковы индийские «рита» (порядок, установленный на земле и на небесах высшей силой) и «дхарма» (круг обязанностей человека), китайский термин «дао» (закон развития вселенной), древнерусское понятие «правда». «Своеобразие заключено в категории “правда”, – пишет Ю.C. Пивоваров, – которая до известной степени подменила у нас право... Ведь правда, как еще в XI в. учил митрополит Илларион, есть и истина, и добродетель, и справедливость, и закон. Религиозно-нравственное начало растворяет в себе начало юридическое. Или, точнее, не дает последнему кристаллизоваться»586.

Особый ракурс права представляет его социальная сущность в отличие от юридического понимания права, о котором речь шла выше. Под социальной сущностью имеется в виду не столько назначение или функции права, заключающиеся в регулировании общественных отношений, сколько его соответствие общему благу или потребностям отдельных социальных групп.

Наряду с многосторонностью явления важным фактором плюрализма мнений о праве служат мировоззренческие и идеологические убеждения. Подобно тому как право всего лишь часть жизни общества, представления о праве вписываются обычно в широкий контекст философского, социального и политического мышления. Теологические, позитивистские, неокантианские, диалектико-материалистические и иные философские основы сказываются на правовых взглядах. Но их влияние не следует преувеличивать. Оно более значимо в определении социальной природы права и не столь важно при анализе его юридической сущности. Это приводит к отмеченному выше явлению, когда представители разных философских школ придерживаются одинаковых или близких представлений о праве как юридической категории.

Наконец, развитие теории права в большой степени определяется интересами, в первую очередь общественными, но также и личными. Р. Иеринг подчеркивал, что история права представляет собой постоянную борьбу. Это в полной мере относится и к осмыслению права. В новой и новейшей истории, в отличие от традиционных обществ, силы, стремящиеся к социальным преобразованиям, как правило, обращаются к концепциям естественного права. Не случайно эпоха буржуазных революций ознаменовались расцветом этих теорий, разработкой их классического варианта. Силы порядка столь же органично берут на вооружение юридический позитивизм. В преддверии гражданской вой­ны в Англии Т. Гоббс отстаивал неограниченную королевскую власть и относил правотворчество к ее неоспоримым прерогативам. В период укрепления сталинского режима нормативизм превратился в официальную юридическую доктрину. Примеры политической эксплуатации взглядов на право многочисленны. Надо, однако, иметь в виду, что одни и те же теории могут быть использованы в различных политических целях.

Но рядом с интересами социально-политическими, которые являются движущей силой эволюции правовых систем, возникают и интересы лиц, непосредственно разрабатывающих теорию права, авторские интересы. Гоббс, как известно, наряду с глубиной мысли прославился и приспособленчеством, умением и готовностью модифицировать свою теорию в угоду существующей власти. Так он решал проблему сохранения собственной жизни в эпоху политических потрясений. Авторские интересы не исчерпываются материальной стороной дела, не сводятся только к обеспечению условий существования. Профессиональная исследовательская работа требует результатов, новаций. Стремление к известности, утверждению своей репутации также не назовешь научными интересами. Однако такова реальность. Не этими ли соображениями вызвано появление многих претендующих на оригинальность теорий права в России последних двух-трех десятилетий?

Действие всех названных факторов привело к многообразию суждений о праве в обширной и растущей очень быстрыми темпами юридической литературе. Способом упорядочения, систематизации этого изобилия источников и мнений служит выделение классических типов понимания права. Напомним, что речь пока идет о юридической, а не о социальной природе права.

* * *

Все многообразие определений, дававшихся юридической природе права в нашей стране и за рубежом, в прошлом и настоящем, несложно подразделить на четыре основные типа понимания права. Это юридический позитивизм (нормативизм), социологический позитивизм, теории естественного права и философский подход к праву.

Юридический позитивизм (нормативизм) толкует право как совокупность норм, установленных или санкционированных государством.

Социологический позитивизм концентрирует внимание не на формально установленной (в законе или в признаваемом государством обычае) норме, а на тех нормах, которые осуществляются в реальной жизни. Действующие в жизни правила поведения складываются в различного рода объединениях людей (семья, племя, народность, населенный пункт, предприятие, профсоюзы и т.п.), пользующихся признанием государства, либо создаются решением судебных или административных органов.

Теории естественного права выводят право из божественной воли, природы человека и общества или разума. Считается, что естественное право не зависит от государства, возникло до него и существует рядом с ним и над ним. Оно представляет собою критерий оценки позитивных законов, но само по себе оно вовсе не всегда обеспечивается законами с характерной для них возможностью принудительного исполнения.

Философский подход к праву – это раскрытие принципа, логической структуры, лежащей в основе как позитивного, так естественного права, модель правовой нормы.

Первые два типа понимания права – юридический позитивизм (нормативизм) и социологический позитивизм некоторые исследователи (Г.В. Мальцев) относят к «формальным» (т.е. просто константирующим, что относится к праву по формальному признаку, каковым служит, признание его государством) или «дескриптивно-феноменологическим» (В.А. Четвернин), т.е. описывающим и систематизирующим факты по тем же формальным основаниям, не стремясь проникнуть в их суть.

В противоположность им вторые два понимания (теории естественного права и философское понимание права) характеризуют как «идеолого-ценностные», «субстанциональные» или «содержательные» (Г.В. Мальцев), «сущностно-оценочные» (В.А. Четвернин)587.

Удачно, благодаря своей простоте и лаконизму, подразделение основных типов понимания права, предложенное профессором Р.А. Ромашовым. Он говорит о «реалистическом» и «метафизическом» направлениях588.

«Формальные» подходы к праву придают этому явлению вполне реальное содержание (практически осуществляемые, подкрепленные государственным принуждением нормы и отношения), принимают право таким, каково оно есть в действительности. Поэтому они и называются позитивистскими в соответствии с философским течением позитивизма, которое видит свою цель в собирании, описании, систематизации и изучении положительных (позитивных), т.е. доступных нашему восприятию, эмпирических данных, а не в абстрактных размышлениях, не опирающихся на реальные факты.

«Субстанциональные», «сущностно-оценочные», «метафизические» понимания и определения права, наоборот, носят отвлеченный, сугубо теоретический характер, исходят из того, каким действующее право должно быть.

Предлагаемый перечень классических типов понимания права не получил всеобщего признания. В порядке исключения встречается полное отрицание значения такой типологии. В.В. Сорокин видит едва ли не главный порок отечественного правоведения в том, что оно «на протяжении всего XX в. не могло выйти за рамки так называемых основных типов понимания права, суть которых всегда противоречила российской правовой культуре». По его мнению, «естественно-правовое и позитивистское течение юридической мысли по сути тождественны как выражение единого западного мировоззрения». Следовательно, задача состоит «не в выборе между известными интерпретациями права», а в поиске новой методологии589. Типичный подход к проблеме состоит в корректировке набора типов путем его сокращения или расширения.

Жертвой «сокращения», причем очень распространенной, является философский подход к праву. Обычно его не выделяют в качестве особого понимания права, сводя дело к трем классическим типам: нормативизму, социологическому позитивизму и теории естественного права. Эта позиция четко выражена О.Э. Лейстом, Р.З. Лившицем, И.Л. Честновым590 и другими авторами. Намеренно игнорируют философский подход представители «либертарно-юридической теории права и государства», смело возводящие свою теорию в ранг классического и, более того, единственно верного направления юридической мысли. Их позиция умолчания вполне объяснима: «либертарно-юридическая теория» воспроизводит именно философский подход Канта и Гегеля в слегка модифицированной форме. Иной раз этот тип понимания права смешивают с естественно-правовыми концепциями. Говорится, что «основы философского направления в юриспруденции» заложили «идеологи классических теорий естественного права», что «наиболее полное выражение философское направление в юриспруденции нашло в доктрине естественного права»591. Между тем это совсем не так. Философский подход не только не поглощается естественно-правовыми теориями, но далеко выходит за их рамки. Он вполне уживается с другими теориями права. Не случайно у Гегеля он сочетается с прикладным подходом, сводящимся к позитивизму. Аргументы в пользу самобытности и значения философского подхода читатель найдет в последующем его анализе.

Весьма распространены попытки расширить круг классических типов понимания права. В принципе это несложно сделать, выделяя в рамках каждого направления подвиды, отличающиеся известным своеобразием. Но не будем забывать, что цель и смысл любой типологии состоит как раз в обобщении, укрупнении, объединении родственных явлений. Руководствуясь этим соображением, оценим убедительность или целесообразность рассмотрения в качестве совершенно самостоятельных типов понимания права исторической школы права, марксистской и психологической теорий права, которые иногда называют в качестве основных типов понимания права592. При этом речь идет об определении юридической природы права, а не о мировоззренческих, гносеологических или аксиологический установках, характерных для той или иной теории.

Что касается исторической школы права, сложившейся в Германии на рубеже XVIII–XIX вв., она не разработала своего особого юридического понимания права, прибегая к таким традиционным источникам как обычай, судебное решение, закон. Удачную характеристику этого направления в интересующем нас отношении дал В.С. Соловьев, отметивший, что в нем «происходит подмена проблемы правовой онтологии вопросом о происхождении права: вместо логического определения права предлагаются “этнографические и исторические исследования”».593

Самобытность психологической теории, возводящей право к эмоциям и определяющей юридическую норму как «реально-психологическую связь права и обязанности», неоспорима. Но ее роднит с социологической юриспруденцией правовой плюрализм, т.е. утверждение, что право не сводится к закону. Этот принцип объединяет Л.И. Петражицкого с одним из основоположников социологической школы Эрлихом. У Петражицкого даже больше плюрализма, чем у Эрлиха, поскольку он относит к праву явления патологические и незаконные. Этот плюрализм, представляющий собой исконный и главный принцип социологического направления, и позволяет отнести к нему Петражицкого, как, впрочем, и солидариста Л. Дюги, утверждавшего, что параллельно с законами в обществе действует «объективное право», т.е. нормы солидарности594.

Вклад марксизма в общественную (правовую в том числе) мысль велик и оригинален. Марксизм дал историко-материалистическую и классовую, но не юридическую интерпретацию права. Нужно быть очень наивным человеком, чтобы известное метафорическое выражение «ваше право есть возведенная в закон воля господствующего класса» воспринимать как определение юридической природы права, т.е. приписывать основоположникам марксизма нормативистское понимание права, ставшее в СССР официальным в конце 30-х гг. Классики марксизма оставили этот вопрос открытым, так как он не представлял для них большого интереса.

Таковы соображения, побуждающие придерживаться приведенного выше перечня классических типов понимания права.





Подборка статей по вашей теме: