IIIэтап. Выбор и разработка бизнес-модели

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего образования

«Сыктывкарский государственный университет имени Питирима Сорокина»

Институт менеджмента и предпринимательства

Кафедра Менеджмента и маркетинга

Методические указания по выполнению задания

«Разработать бизнес-план»

Студентами 

Направления подготовки «Менеджмент 38.03.02»

В рамках аудиторной и самостоятельной работы

по курсу «Бизнес-планирование»

 

Направление подготовки

Менеджмент 38.03.02

Уровень высшего образования

Бакалавриат

Профиль подготовки

Маркетинг, Менеджмент организации

Квалификация (степень) выпускника

Прикладной Бакалавр

Форма обучения

Очная, заочная

 

Сыктывкар 2017



ЛИСТ УТВЕРЖДЕНИЯ

 

Методические указания составлены на основании ФГОС ВПО, в соответствии с целями (миссией) и задачами ОПОП ВПО и учебного плана направления Менеджмент 38.03.02, учебно-методического комплекса дисциплины «Бизнес-планирование»

 

Разработчик указаний

Должность, звание доцент, к.э.н. Фролова Л.Н._____________

подпись

 

Методические указания рассмотрены и одобрены

на заседании кафедры Менеджмента и маркетинга

Протокол заседания №__ от «___»___________2017 г.

Заведующий кафедрой Менеджмента и маркетинга

Должность, звание: проф., д.э.н. Попова Ю.Ф.____________________

подпись

 

 

Проект «Бизнес-план» разрабатывается  командой из двух–пяти  человек.

Формат бизнес-плана: 2 части.

-первая (текстовая часть)

-вторая (расчеты по программе ProjectExpect)

Основные задачи:

1) Помочь сформировать элементы, компетенции ПК – 18 – владением навыками бизнес-планирования создания и развития новых организаций (направлений деятельности, продуктов).Элементы: знать, уметь, владеть, см. в УМК дисциплины.

2) Обеспечить демонстрацию в разработанном бизнес-плане и в презентации:

-инновационность вашей бизнес-идеи;

- ее потенциал коммерциализации;

-способность удовлетворять потребности клиента (потребителя)

-способности управлять командами исполнителей;

 -владения использовать количественные и качественные методы для проведения исследований и управления бизнес-процессами;

-способности готовить аналитические материалы для разработки бизнес-плана;

-способности проводить самостоятельные исследования в соответствии с программой разработки бизнес-плана;

-способности представлять результаты в виде презентации;

-соответствия бизнес-плана установленным преподавателем требованиям к формату плана и его презентации.

Рекомендации по этапам разработки:

I этап.Формирование команды.

II этап. Выбор бизнес-идеи.

Выбирать применительно к реальным условиям какого-либо муниципального образования РК. Учитывать реальную ситуацию на выбранном рынке: конкуренцию, тенденцию развития сферы деятельности, спрос, цены на соответствующий товар (услугу), тарифы на услуги ЖКХ, аренды, условия кредитования в банках.

Бизнес-идея должна четко определить вид деятельности, потребителя, показать какую потребность будет удовлетворять товар (услуга), в чем выгода потребителя.

Бизнес-идея и ее характеристики

1. Кто ваш потребитель?

2. Почему потребитель будет покупать ваш продукт? Какую потребность он удовлетворяет?

3. В чем состоит инновационность вашей бизнес-идеи?

4. Почему ваш продукт лучше, чем другие сопоставимые с ним альтернативы на рынке?

5. Каковы конкурентные преимущества новой компании и почему конкурент не может их просто скопировать?

6. Насколько уникальна бизнес-идея? Может ли она быть защищена патентом?

7. Может ли продукт (услуга) обеспечить получение прибыли?

8. Каковы затраты, связанные с производством и реализацией продукта, и какую цену можно запросить? (Стрекалова Н.Д. Бизнес-планировние: учебное пособие-Спб.: Питер, 2012г., с.107).

В итоге обсуждения (самостоятельного в команде и  с преподавателем), бизнес-идею утвердить на  лабораторных занятиях. Бизнес-идея должна демонстрировать инновационность и обладать потенциалом коммерциализации.

IIIэтап. Выбор и разработка бизнес-модели.

Бизнес-модель- новая концепция стратегического менеджмента и предпринимательства. Она отражает суть того, каким образом фирма ведет свой бизнес, осуществляет свою текущую деятельность и конкурирует на рынке, какие ключевые факторы, уникальные возможности и компетенции определяют ее успех.

На практике бизнес-модель используется для характеристики ее уникальной бизнес-идеи и компетенции бизнеса. Бизнес-модель описывает, как бизнес позиционирует себя в рамках своей отрасли и как он собирается создавать прибыль. Напоминаем, что суть бизнес-модели с точки зрения стратегического подхода связывается прежде всего со стратегическим аспектом, акцентируя внимание на позиционировании фирмы на рынке. В числе ключевых рассматриваются вопросы создания ценности для потребителя, выделения фирмы на рынке среди конкурентов, видения перспективы, определения круга заинтересованных организаций, расширения контактов и формирования альянсов. Существенную роль играют контакты и взаимодействия с другими организациями. Важное значение приобретают вопросы получения прибыли для многих заинтересованных сторон (поставщиков, клиентов, партнеров).

Бизнес-модель - упрощенное, концептуальное представление бизнеса и механизма его функ цианирования, описывающее логику и способы ведения бизнеса. Она охватывает концепцию бизнеса, конкретные предложения ценности потребителю, важнейшие внутренние процедуры и механизмы, конкурентную стратегию, модель получения доходов. Бизнес-модель показывает, каким образом фирма использует свое устойчивое конкурентное преимущество для достижения более высокого уровня эффективности в сравнении с конкурентами.

Бизнес-модель - промежуточная ступень между бизнес-идеей и бизнес-планом. Она гораздо шире и полнее, чем бизнес-идея, характеризует суть бизнеса.

Выбор той или иной бизнес-идеи зависит от целей предпринимательской деятельности. Для достижения цели требуется своя бизнес-модель.

Компоненты бизнес-модели:

1. Бизнес-идея

2. Клиенты

3. Внутрифирменные процедуры и квалификация сотрудников

4. Процессы, обеспечивающие получение прибыли

5. Конкурентная стратегия

6. Цели предпринимателя

Комплексная схема для разработки бизнес-модели:

Компонент 1 Факторы предложения

Компонент 2. Факторы рынка

Компонент 3. Факторы внутренних возможностей

Компонент 4. Факторы конкурентной стратегии

Компонент 5. Экономические факторы

Компонент 6. Факторы целей бизнеса (рост, выход или др.)

На 3-х уровнях рассмотрения (базовый, собственнический, уровень правил) бизнес-модели разработчики должны проводить анализ этих шести компонентов, чтобы ответить на следующие вопросы:

a) Каким образом фирма будет создавать ценность для потребителя?

b) Кому фирма будет делать коммерческое предложение?

c) В чем заключены внутренние источники преимуществ перед конкурентами и ключевые компетенции фирмы?

d) Каким образом фирма будет выделяться на фоне конкурентов?

e) Каким образом фирма планирует получать прибыль?

f) Каковы цели и намерения предпринимателя?

Важно: Разработка бизнес-модели базируется на предположениях и оценках, которые должны отвечать следующим требованиям:

ü Оценки бизнес - среды и ключевых компетенций должны опираться и вытекать из анализа реальной ситуации бизнеса;

ü Предложения и оценки во всех областях должны соответствовать друг другу;

ü Все предложения и оценки должны быть убедительны, логичны и аргументированы;

ü Все сотрудники должны знать и понимать бизнес-модель фирмы, а также следовать ей.

(Стрекалова Н.Д. Бизнес-планировние: учебное пособие-Спб.: Питер, 2012г., с.109, 110, 113-118).

Изложение сути бизнес-плана - авторская схема описания. Четкая бизнес-модель – концептуальная основа для последующей разработки бизнес-плана.

 

IV этап.Сбор информации, ее анализ по разделам бизнес-плана самостоятельно. Распределить обязанности и задания между членами команды. Результаты анализа, выводы обсуждаются на лабораторных занятиях вместе с преподавателем. Собранный и использованный по всем разделам бизнес-плана статистический и фактологическийматериал должен быть  актуален (реальный с учетом прогноза) и полностью должен покрывать потребности в информации.

V этап.Описание по рекомендуемой структуре текстовой части бизнес-плана:

Резюме

1.1.Краткое содержание.

Описание бизнеса.

2.1.Общее описание компании.

2.2.Анализ отрасли.

2.3.Цели компании.

Продукты и услуги.

Анализ рынка.

4.1.Общее описание рынка.

4.2.Определение спроса на продукты (услуги)

4.3.Анализ конкурентов.

План маркетинга.

5.1.План продаж.

5.2.Стратегия маркетинга.

План производства.

6.1.Описание местоположения.

6.2. Производственный процесс и его обеспечение.

6.3.Инвестиционные затраты.

6.4.Производственные затраты.

6.5.Операционные конкурентные преимущества.

Организационный план.

7.1.Организационная структура управления.

7.2.Сведения о ключевых менеджерах и владельцах фирм.

7.3.Кадровая политика и развитие персонала.

7.4.Календарный план работ по реализации проекта.

Финансовый план.

8.1.Базовые предложения.

8.2.План прибылей и убытков.

8.3.План денежных потоков.

8.4.Прогнозный баланс.

8.5.Инвестиционный план и финансирование проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: