Центры реабилитации слепых

В настоящее время в России существует четыре центра реабилитации слепых нового типа – Волоколамский, Санкт-Петербургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплексная реабилитация:

- медицинская – направлена на восстановление зрительной функции, профилактику остаточного зрения;

- медико-социальная – комплекс лечебно-оздоровительных, культурно-оздоровительных мероприятий;

- социальная – комплекс мер, направленных на создание и обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, восстановление утраченных общественных связей; на восстановление и формирование элементарных навыков самообслуживания, ориентировки в физической и социальной среде, в обучении системе Брайля;

- психологическая – психологическое восстановление личности, формирование черт личности в подготовке к жизни в условиях слепоты;

- педагогическая – обучение и воспитание;

- профессиональная – профессиональная ориентировка, профессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

- разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспечение ими слепых. [87]

Тифлоинформационные центры

Тифлоинформационный центр – это совокупность технических средств и программного обеспечения, литературы дефектологического и реабилитационного характера, позволяющих сделать информационное пространство доступным незрячему пользователю.

В Нижегородском государственном университете им. Н.И.Лобачевского создан тифлоинформационный центр – первый в России специализированный университетский компьютерный центр для инвалидов по зрению. Деятельность тифлоинформационного центра имеет региональный масштаб, он оказывает поддержку всем незрячим и слабовидящим студентам и аспирантам, обучающимся в различных вузах и вузах Нижнего Новгорода.

Основная цель оказываемой поддержки – обеспечение для инвалидов по зрению благоприятных условий при получении высшего профессионального образования, создание им широкой сферы информационных связей, определяющих возможность активного участия в общественной и производственной деятельности, и, тем самым, обеспечение конкурентоспособности на рынке высококвалифицированного труда и успешной интеграции в общество этой группы молодёжи.

Работа по поддержке студентов с нарушением зрения ведётся в следующих направлениях:

- обеспечение самостоятельного применения компьютерных тифлотехнологий в учебном процессе;

- информационная поддержка процесса обучения незрячих и слабовидящих студентов;

- создание условий для успешной социально-психологической адаптации незрячих и слабовидящих студентов в среде высшей школы;

- содействие развитию тифлокомпьютеризации в интересах интеграции лиц с глубокими нарушениями зрения в современное российское общество.

Тифлоинформационный центр Азнакаевской Республиканской специальной библиотеки для слепых и слабовидящих (Республика Татарстан).
В тифлоцентре оборудовано 3 автоматизированных рабочих места с персональными компьютерами. На компьютеры специалистами библиотеки слепых были установлены программы экранного речевого доступа JAWS (адаптивной программой для самостоятельной работы незрячих пользователей на компьютере). Незрячие и слабовидящие получили уникальную возможность пользоваться компьютерными технологиями, ресурсами сети Интернет, получать необходимую информацию, общаться с другими незрячими, развивать свои способности. Тифлоцентр помогает инвалидам по зрению Азнакаевского района вести более активную жизнь, получать качественное образование, развиваться и успешно адаптироваться в общество. А библиотека сможет вести более масштабное и качественное обслуживание людей с ограниченными возможностями. [86] Специализированные (коррекционные) образовательные учреждения III и IV видов Коррекционные образовательные учреждения III и IV видов обеспечивают обучение, воспитание, коррекцию первичных и вторичных отклонений в развитии воспитанников с нарушениями зрения, развитие сохранных анализаторов, формирование коррекционно-компенсаторных навыков, способствующих социальной адаптации воспитанников в обществе. Для формирования у воспитанников компенсаторных процессов проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия по развитию осязательного (III вид) и зрительного восприятия, речи, социально-бытовой и пространственной ориентировке, ритмике, лечебной физкультуре, формированию навыков общения. [18] 2.4 Специалисты, осуществляющие обучение лиц с нарушением зрения (слабовидящих и слепых) Обучение мерам пожарной безопасности лиц с нарушением зрения (слабовидящих и слепых) в вышеуказанных учреждениях и организациях могут проводить специалисты, работающие в данной области совместно с сотрудниками органов Государственного пожарного надзора (ГПН), иными работниками государственной противопожарной службы (ГПС): - тифлопедагоги – специалисты по обучению, воспитанию и развитию слабовидящих и слепых людей; - педагоги, работающие в коррекционных образовательных учреждениях III и IV видов; - специалисты, работающие в центрах реабилитации слепых; - специалисты учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов; - сотрудники ВОС; - сотрудники института РЕАКОМП; - специалисты по компьютерным тифлотехнологиям; - тифлокомментаторы – специалисты по тифлокомментированию (тифлокомментирование– это лаконичное описание предмета, пространства или действия, которые непонятны слепому (слабовидящему) без специальных словесных пояснений).


Психологические особенности лиц с нарушением зрения

(слабовидящих и слепых) и специфика их обучения


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: