Пространственное ориентирование и мобильность лиц с нарушением зрения (слабовидящих и слепых)

Ориентация – это процесс определения своего положения на местности или направления своего пути относительно сторон горизонта и предметов (объектов), являющихся ориентирами на данной местности. Для ориентировки в пространстве важно использовать ориентиры, т.е. указатели на что-либо. Ими могут быть: стороны горизонта; предметы; звуки; запахи.

В зависимости от видов используемой чувствительности: слуховые ориентиры; зрительные ориентиры; обонятельные ориентиры; осязательные ориентиры.

Ориентиры могут быть опорными (хорошо известные естественные или искусственные объекты, например, вокзал, парк, памятник) и промежуточными (например, указатель на поворот).

Также могут быть: постоянными; временными; подвижными; неподвижными.

Ориентиры (предметы, звуки и запахи постоянные в данном месте), которые позволяют определять своё положение на местности (в городе) относительно дома, места учёбы называются контрольными. [54]

Пространственная ориентировка – формирование навыков самостоятельного передвижения инвалида по зрению, как в знакомом, так и незнакомом пространстве. [87]

В пространственной ориентировке участвуют комплексно все органы чувств, правильнее сказать, все анализаторы: световой (зрение), звуковой (слух), двигательный, тактильный и температурный (вместе составляющие осязание), обоняние, вкус. Предпосылкой для успешного восприятия пространства служит готовность сохранных органов чувств правильно отражать свойства и признаки предметов окружающего мира. От их состояния, особенно от состояния зрения и слуха, зависит качество и возможности пространственной ориентировки.

Ориентирование в пространстве поможет лицам с нарушением зрения выбрать правильный маршрут при эвакуации из зданий и сооружений при пожаре.

Большое влияние на процесс ориентирования и передвижения в пространстве оказывает внимание.

Внимание – это сосредоточение сознания на каком-либо внешнем раздражителе, объекте или деятельности.

У инвалидов по зрению необходимо развивать:

распределённое внимание, т.е. способность переключаться с одного раздражителя на другой. Для этого необходимы многократные систематические тренировки, результатом которых должно стать автоматическое переключение внимания с осязательных раздражителей на слуховые, со слуховых на обонятельные и т.д. Это позволит данной категории граждан безошибочно ориентироваться в пространстве, выделяя при необходимости наиболее удобный и надёжный ориентир.

избирательность - тренировка указанного свойства внимания помогает научиться выбирать из группы сигналов (например, слуховых) наиболее удобный, для ориентирования в конкретно данных условиях.

Необходимо стимулировать инвалидов по зрению к самостоятельному изучению маршрутов в зданиях и сооружениях, где они проживают или могут находиться по тем или иным причинам, развивая у них способность к переносу имеющихся знаний и умений пространственного ориентирования и мобильности в новые условия. Предварительно данной группе людей следует составить план следования по маршруту, соблюдая алгоритм:

- собрать необходимую информацию о предлагаемом маршруте: его протяжённость, возможные ориентиры с выделением самых удобных на каждом конкретном отрезке пути;

- определить способы передвижения (с помощью трости, с оговариванием техник на каждом конкретном участке пути; с помощью зрячих: на каких участках пути информация будет необходима и как ею воспользоваться и др.);

- смоделировать маршрут на макете и (или) составить его рельефно-графическую схему.

Формирование и закрепление приёмов безопасного передвижения помогут лицам с нарушением зрения преодолевать страх пространства, осознавать возможность и способность самостоятельного передвижения в знакомом им пространстве.

Приём безопасного спуска и подъёма по лестнице. Перед входом на лестничную клетку, следует обратитьвнимание на звуки лестничной клетки, они служат опознавательными признаками (контрольными ориентирами) лестничной клетки. Для безопасного спуска или подъёма по лестнице необходимо выполнять три условия: нужно снизить скорость передвижения; медленно скользя подошвами ног по полу, искать край ступеньки, найдя его – спускаться или подниматься; при необходимости опереться на перила (их находят после того, как нашли край ступеньки).

Сопровождающий инвалида по зрению человек (родители, соседи, родственники, социальные работники и т.д.) должны следить за тем, чтобы соблюдалось правостороннее движение, и страховать его при поиске края первой ступеньки (особенно при спуске).

Приём защиты частей тела (головы, шеи) инвалида по зрению от ударов при соприкосновении с предметами, расположенными на путях эвакуации. При условии возможного удара о дверь, углы стен и другие препятствия для защиты лица и головы можно предложить закрыть лицо тыльной стороной ладони. Для ограждения себя от низких препятствий (стулья, столы и т.д.) или при определении их положения руку выставляют вперёд и держат как можно ниже. Пальцы слегка согнуты. При использовании обеих рук могут использоваться оба способа защиты.

Для лиц с нарушением зрения необходимы тренировки на ощущение препятствий для более уверенного их преодоления на путях эвакуации. Тренировки можно и нужно проводить как в группе, так и индивидуально, вместе с педагогами, занимающимися обучением пространственному ориентированию и мобильности.

Если с инвалидом по зрению будет находиться сопровождающий, то в случае затруднения на маршруте его помощь будет необходима. [52]




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: