Особенности обучения мерам пожарной безопасности

 лиц с нарушением слуха

(слабослышащих и неслышащих) в организациях.

Деятельность Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»

Общероссийская общественная организация инвалидов «Всероссийское общество глухих» (далее ВОГ) – некоммерческое общественное объединение, основанное на членстве граждан РФ с нарушением слуха, являющихся инвалидами, членов их семей, законных представителей инвалидов по слуху [33].

ВОГ создано инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов глухих, обеспечения глухим равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции глухих, достижения общих целей, указанных в Уставе ВОГ.

Основной упор ВОГ делает на развитие и укрепление социального партнерства с органами государственной власти - как федеральными, так и региональными и местными, что позволяет решать многие важнейшие задачи по интеграции в общество, по обеспечению глухих техническими средствами реабилитации, услугами по сурдопереводу [31].

Одним из результатов сотрудничества ВОГ с государством, является взаимодействие с Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по созданию системы обслуживания инвалидов по слуху в случае чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий. Было принято решение о введении в штат службы 112 г. Москвы одного оператора для обслуживания лиц с нарушением слуха, попавших в чрезвычайные происшествия, через различные средства телекоммуникаций (SMS, электронная почта, ICQ, факс, веб-камера) [41].

В результате взаимодействия областных Центров управления в кризисных ситуациях МЧС РФ с региональными отделениями ВОГ по оказанию экстренной помощи гражданам созданы отделения видеотелефонной диспетчерской службы для лиц с нарушением слуха. В случае пожара, за помощью к диспетчеру можно обратиться через web-камеру, sms-сообщение, факс, телефон или электронную почту.

Специалистам, проводящим обучение лиц с нарушением слуха необходимо учесть данный способ сообщения о пожаре и отработать порядок вызова пожарной охраны.

Образовательные учреждения

Основным типом учреждений для лиц с нарушением слуха являются специальные (коррекционные) учреждения 1 и 2 вида [13]. Образовательный процесс в таких учреждениях носит коррекционно-развивающую направленность и способствует формированию компенсаторных способностей, развитию личности на основе их всестороннего психолого-медико-педагогического изучения и применения необходимых форм и методов учебно-воспитательной работы. Содержание образования отражается в учебной программе, плане, учебниках и пособиях, созданных для этого типа учреждений. В общеобразовательных учреждениях осуществляется интегрированное или инклюзивное обучение лиц с нарушениями слуха.

Работа с такими людьми осуществляется в форме индивидуальных или групповых занятий специалистами разного профиля (сурдопедагог, логопед, психолог, социальный педагог, тьютор) по существующим базовым и авторским программам.

Сурдопедагог взаимодействует со слабослышащими и слышащими обучающимися, их родственниками, и другими специалистами образовательного учреждения по следующим направлениям: организационное, диагностическое и коррекционное, консультативно-просветительское, методическое.

Одним из необходимых условий получения качественного образования для лиц с нарушением слуха является тьюторское сопровождение.

В настоящее время должность «тьютор» официально закреплена в числе должностей работников общего, высшего и дополнительного профессионального образования. К обязанностям тьютора, среди прочих, относятся: организация персонального сопровождения в образовательном пространстве предпрофильной подготовки и профильного обучения, обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса и выполнение правил по пожарной безопасности [10].

Обучение мерам пожарной безопасности в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проводится в рамках изучения предметов «ОБЖ» и «БЖД», предметная область которых включает изучение социально-бытовой ориентировки, окружающего мира, основ безопасности жизнедеятельности.

Обучение проводятся сурдопедагогами, а также, в рамках профилактических мероприятий, работниками пожарной охраны. Формами проведения занятий являются: профилактические беседы по пожарной безопасности, лекции, практические занятия, викторины, показ презентаций и видеоматериалов.

Практические занятия могут быть проведены на базе спасательных подразделений в учебных классах.

Одним из ресурсных центров, на базе которого проводятся инновационные разработки в области обучения лиц с нарушением слуха является МГТУ им. Н.Э. Баумана, факультет «Головной учебно-исследовательский и методический центр профессиональной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья (инвалидов по слуху)» (ГУИМЦ) разрабатывает специальные образовательные программы подготовки по социально-средовой адаптации и социально-бытовой ориентации и интеграции, в рамках которых проводится обучение мерам пожарной безопасности с применением специализированного оборудования [34].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: