Тема: Медицина в Московском государстве.
Борьба русского народа против монголо-татарского ига (1240—1480).
Источники по истории и медицине на Руси. Лечебники, травники. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVв.).
Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России.
Врачи-иностранцы в Московском государстве.
Лекарская школа при Аптекарском приказе. Подготовка русских лекарей.
Введение предохранительных мер при заразных болезнях.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Борьба русского народа против монголо-татарского ига.
2. Где отражен опыт русской народной медицины.
3. В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию).
4. Введение предохранительных мер от «прилипчивости» заразы.
5. Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России.
Рекомендуемые темы докладов
1. Медицина в Московском государстве.
2. Реформа Петра I в области образования и медицины.
3. Становление и развитие медицинского образования в России.
|
|
4. История анатомии.
5. Становление и развитие анатомии в России.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15
Тема: Медицина нового времени: медико-биологическое направление.
Характеристика периода Нового времени. Выдающиеся естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., связанные с развитием медицины.
Развитие биологии. Теория эволюции органического мира (К. Линней, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Дарвин).
Учение о наследственности и изменчивости (Г. Мендель). Возникновение экспериментальной генетики. Хромосомная теория наследственности (Т.Х. Морган).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Великие естественно-научные открытия XVIII-XIX вв. и их влияние на развитие медицины.
2. Теория клеточного строения живых организмов и ее влияние на развитие медико-биологических наук.
3. История развития теории эволюции органического мира.
4. История развития учения о наследственности и изменчивости.
5. Влияние достижений периода Нового времени на становление и дальнейшее развитие медико-биологических наук.
Рекомендуемые темы докладов
1. Выдающиеся естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., связанные с развитием медицины.
2. Ч. Дарвин и его вклад в развитие биологии.
3. Г. Мендель – основоположник генетики.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16
Тема: Медицина нового времени: развитие нормальной анатомии и общей патологии.
Развитие анатомии. Внедрение анатомических вскрытий в преподавании медицины в Западной Европе. Лейденская анатомическая школа (Н. ван Тюльп, Ф.Рюйш). Учебники анатомии (Г.Бидлоо, С. Бланкардт).
Начало анатомических вскрытий в России. Первые отечественные атласы и учебники анатомии (М.И.Шеин, П.А.Загорский). Русская анатомическая школа (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов).
|
|
Развитие общей патологии (патологической анатомии и патологической физиологии). Макроскопический период (Морганьи, Биша). Микроскопический период (К.Рокитанский, Р. Вирхов).
Развитие патологической анатомии в России. Становление патологической физиологии как науки (В.В. Пашутин).
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Преподавание анатомии в Западной Европе.
2. Русская анатомическая школа.
3. Развитие патологической анатомии.
4. Развитие патологической физиологии.
Рекомендуемые темы докладов
1. Общегосударственные и медицинские реформы Петра I.
2. История развития анатомия.
3. История развития общей патологии.
4. Медицинский факультет при Московском университете.
5. Первые русские доктора медицины.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17
Тема: Медицина нового времени: микробиология, физиология.
Эмпирический период развития микробиологии, первые методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций (Д.С. Самойлович, Э. Дженнер). Методы борьбы с раневой инфекцией (И.Ф. Земмельвейс, Дж. Листер, И.Ф. Буяльский, Н.И. Пирогов).
Экспериментальный период развития микробиологии. Основоположник научной микробиологии и иммунологии – Л.Пастер. Фагоцитарная теория иммунитета (И.И.Мечников) и гуморальная теория иммунитета (П.Эрлих). Развитие бактериологии (Р.Кох).
Развитие физиологии и экспериментальной медицины. Формирование нейрогенной теории в России (Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов).
Экспериментальный период развития физиологии. Изучение физиологии отдельных систем и функций организма (Р.Декарт, А.Галлер, Л.Гальвани, Ф.Мажанди, Й.Мюллер, Э.Дюбуа–Реймон, К.Бернар, Г.Гельмгольц).
А.М. Филомафитский (1807–1849) — создатель первой физиологической школы в России.
Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: М.И. Скиадан, Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов. И.М. Сеченов и его труд "Рефлексы головного мозга". Школа И.М. Сеченова.
Становление экспериментальной медицины. Первые клинико–физиологические лаборатории (Л.Траубе, С.П. Боткин). И.П. Павлов — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Эмпирический период развития микробиологии.
2. Экспериментальный период в развитии микробиологии.
3. Фагоцитарная и гуморальная теория иммунитета.
4. Развитие патологической бактериологии.
5. Экспериментальный период развития физиологии.
6. Развитие и формирование нейрогенной теории.
Рекомендуемые темы докладов
1 История развития микробиологии.
2 История развития физиологии.
3 Деятельность И. П. Павлова это эпоха в развитии физиологии.
4 Немецкий физик, математик и физиолог Герман Гельмгольц.
5 Первые русские доктора медицины.