Практическое занятие № 14

Тема: Медицина в Московском государстве.

Борьба русского народа против монголо-татарского ига (1240—1480).

Источники по истории и медицине на Руси. Лечебники, травники. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» (XVв.).

Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России.

Врачи-иностранцы в Московском государстве.

Лекарская школа при Аптекарском приказе. Подготовка русских лекарей.

Введение предохранительных мер при заразных болезнях.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Борьба русского народа против монголо-татарского ига.

2. Где отражен опыт русской народной медицины. 

3. В лечебниках этого периода значительное место отводилось хирургии (резанию).

4. Введение предохранительных мер от «прилипчивости» заразы.

5. Аптекарский приказ — первое государственное медицинское учреждение в России.

Рекомендуемые темы докладов

 

1. Медицина в Московском государстве.

2.  Реформа Петра I в области образования и медицины.

3.  Становление и развитие медицинского образования в России.

4. История анатомии.

5. Становление и развитие анатомии в России.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Тема: Медицина нового времени: медико-биологическое направление.

 

Характеристика периода Нового времени. Выдающиеся естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., связанные с развитием медицины.

Развитие биологии. Теория эволюции органического мира (К. Линней, Ж. Кювье, Ж. Ламарк, Ч. Дарвин).

Учение о наследственности и изменчивости (Г. Мендель). Возникновение экспериментальной генетики. Хромосомная теория наследственности (Т.Х. Морган). 

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Великие естественно-научные открытия XVIII-XIX вв. и их влияние на развитие медицины.

2. Теория клеточного строения живых организмов и ее влияние на развитие медико-биологических наук.

3. История развития теории эволюции органического мира.

4. История развития учения о наследственности и изменчивости.

5. Влияние достижений периода Нового времени на становление и дальнейшее развитие медико-биологических наук.

 

Рекомендуемые темы докладов

 

1. Выдающиеся естественно-научные открытия XVIII-XIX вв., связанные с развитием медицины.

2. Ч. Дарвин и его вклад в развитие биологии.

3. Г. Мендель – основоположник генетики.

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Тема: Медицина нового времени: развитие нормальной анатомии и общей патологии.

Развитие анатомии. Внедрение анатомических вскрытий в преподавании медицины в Западной Европе. Лейденская анатомическая школа (Н. ван Тюльп, Ф.Рюйш). Учебники анатомии (Г.Бидлоо, С. Бланкардт).

Начало анатомических вскрытий в России. Первые отечественные атласы и учебники анатомии (М.И.Шеин, П.А.Загорский). Русская анатомическая школа (И.В.Буяльский, Н.И.Пирогов).

Развитие общей патологии (патологической анатомии и патологической физиологии). Макроскопический период (Морганьи, Биша). Микроскопический период (К.Рокитанский, Р. Вирхов).

Развитие патологической анатомии в России. Становление патологической физиологии как науки (В.В. Пашутин).

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Преподавание анатомии в Западной Европе.

2. Русская анатомическая школа. 

3. Развитие патологической анатомии.

4. Развитие патологической физиологии.

Рекомендуемые темы докладов

1. Общегосударственные и медицинские реформы Петра I.

2. История развития анатомия.

3. История развития общей патологии.

4. Медицинский факультет при Московском университете.

5. Первые русские доктора медицины.

 

 

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 17

Тема: Медицина нового времени: микробиология, физиология.

Эмпирический период развития микробиологии, первые методы борьбы с эпидемиями особо опасных инфекций (Д.С. Самойлович, Э. Дженнер). Методы борьбы с раневой инфекцией (И.Ф. Земмельвейс, Дж. Листер, И.Ф. Буяльский, Н.И. Пирогов).

Экспериментальный период развития микробиологии. Основоположник научной микробиологии и иммунологии – Л.Пастер. Фагоцитарная теория иммунитета (И.И.Мечников) и гуморальная теория иммунитета (П.Эрлих). Развитие бактериологии (Р.Кох).

Развитие физиологии и экспериментальной медицины. Формирование нейрогенной теории в России (Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов).

Экспериментальный период развития физиологии. Изучение физиологии отдельных систем и функций организма (Р.Декарт, А.Галлер, Л.Гальвани, Ф.Мажанди, Й.Мюллер, Э.Дюбуа–Реймон, К.Бернар, Г.Гельмгольц).

А.М. Филомафитский (1807–1849) — создатель первой физиологической школы в России.

Развитие нервизма и формирование нейрогенной теории в России: М.И. Скиадан, Е.О. Мухин, И.Е. Дядьковский, И.М. Сеченов, С.П. Боткин, И.П. Павлов. И.М. Сеченов и его труд "Рефлексы головного мозга". Школа И.М. Сеченова.

 Становление экспериментальной медицины. Первые клинико–физиологические лаборатории (Л.Траубе, С.П. Боткин). И.П. Павлов  — основоположник учения об условных рефлексах и высшей нервной деятельности.

 

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

 

1. Эмпирический период развития микробиологии.

2. Экспериментальный период в развитии микробиологии. 

3. Фагоцитарная и гуморальная теория иммунитета.

4. Развитие патологической бактериологии.

5. Экспериментальный период развития физиологии.

6. Развитие и формирование нейрогенной теории.

Рекомендуемые темы докладов

1 История развития микробиологии.

2 История развития физиологии.

3 Деятельность И. П. Павлова это эпоха в развитии физиологии.

4 Немецкий физик, математик и физиолог Герман Гельмгольц.

5 Первые русские доктора медицины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: