Требования к фактическим данным и другим источникам
При написании эссе чрезвычайно важно то, как используются эмпирические данные и другие источники информации, например, статистические сборники. В рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают аргументы и рассуждения и свидетельствуют о том, что автор умеет использовать данные должным образом. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? Насколько надежны данные для построения таких индикаторов? К какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий?), и продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не изучал самостоятельно.
ПОДГОТОВКА И НАПИСАНИЕ ЭССЕ
Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:
– исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
– качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
– аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).
Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.
Планирование – определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы.
Цель должна определять действия.
Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов:
– аналогии – выявление идеи и создание представлений, связь элементов значений
– ассоциации – отражение взаимосвязей предметов и явлений действительности
– предположения – утверждение, не подтвержденное никакими доказательствами
– рассуждения – формулировка и доказательство мнений
– аргументация – ряд связанных между собой суждений, которые высказываются для того, чтобы убедить читателя (слушателя) в верности (истинности) тезиса, точки зрения, позиции
– суждение – фраза или предложение, для которого имеет смысл вопрос: истинно или ложно?
– доводы – обоснование того, что заключение верно абсолютно или с какой-либо долей вероятности. В качестве доводов используются факты, ссылки на авторитеты, заведомо истинные суждения (законы, аксиомы и т.п.), доказательства (прямые, косвенные, «от противного», «методом исключения») и т.д.
Качество текста складывается из четырех основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.
Мысль – это содержание написанного. Необходимо четко и ясно формулировать идеи, которые хотите выразить, в противном случае вам не удастся донести эти идеи и сведения до окружающих.
Внятность – это доступность текста для понимания. Легче всего ее можно достичь, пользуясь логично и последовательно тщательно выбранными словами, фразами и взаимосвязанными абзацами, раскрывающими тему.
Грамотность отражает соблюдение норм грамматики и правописания. Если в чем-то сомневаетесь, загляните в учебник, справьтесь в словаре или руководстве по стилистике или дайте прочитать написанное человеку, чья манера писать вам нравится.
Корректность – это стиль написанного. Стиль определятся жанром, структурой работы, целями, которые ставит перед собой пишущий, читателями, к которым он обращается.