Рекомендации по выполнению контрольных работ

 

Выполнение контрольной работы способствует формированию у студентов навыков к самостоятельному творчеству, повышению уровня их профессиональной подготовки, лучшему усвоению учебного материала. При ее выполнении обучаемые должны показать умение работать с литературой, анализировать правовые источники, делать обоснованные выводы. Контрольная работа призвана научить самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения практических задач в будущей профессиональной деятельности, а также привить навыки самостоятельного проведения научных исследований и умение обосновать принимаемые правовые решения.

Тематика контрольных работ разрабатывается преподавателями и утверждается на заседании кафедры. Кафедра осуществляет руководство и контроль за подготовкой и написанием контрольных работ, дает экспертную оценку подготовленному письменному труду, а также оказывает научно-консультационную и методическую помощь обучаемым.

Процесс написания контрольной работы занимает около двух месяцев и включает четыре этапа:

1. Ознакомление с методическими рекомендациями и выбор варианта задания.

2. Подбор и изучение нормативного материала и литературы.

3. Непосредственное выполнение контрольной работы, состоящей из теоретических вопросов и (или) практического задания.

4. Представление работы на кафедру для рецензирования.

Первый этап заключается в ознакомлении с методическими рекомендациями и выбор варианта задания. Перечень тем контрольных работ утверждается кафедрой в начале каждого учебного года. Студенты заочной формы обучения выбирают тему самостоятельно из перечня с таким расчетом, чтобы в учебных группах темы не повторялись.

Второй этап заключается в подборе и изучении нормативного материала и литературы согласно варианту.

Подборка и анализ информационных материалов – один из наиболее трудоемких этапов работы студентов и является началом постоянного совершенствования профессиональной деятельности юриста. В ходе сбора материалов важно ознакомиться с нормативными документами, разнообразной научной литературой, а также научными школами, которые представляют свои взгляды по вопросам выбранного варианта. При ознакомлении с научной литературой и правовыми документами важно сравнивать их содержание с уже известными источниками, выявлять взаимосвязь с проблемами и подчиненность одних материалов другим.

Изучение информационных материалов потребует от обучаемых ведения конспектов отдельных положений рассматриваемых источников. Очень важно все выписки систематизировать по конкретным вопросам выполняемого варианта, выписывать и составлять словарь основных терминов и понятий, создавать таблицы по фактологическому материалу, фиксировать свои выводы и суждения. Записи изученного материала могут быть в виде тезисов, цитат или развернутого плана-конспекта.

Систематизация изученных материалов, их правильное и уместное использование, выделение главного и исключение второстепенного из содержания раскрываемых вопросов зависят от правильного выбора методики исследования. Основными научными методами исследования являются метод анализа и синтеза. Анализ позволяет понять сложное явление или представить его в виде отдельных взаимосвязанных между собой элементов, что дает возможность обучаемому выделить главное звено в системе и опустить второстепенный материал. Синтез же позволяет сравнивать систему, явление, когда отдельным элементам придаются количественные показатели и они рассматриваются в едином целом, что дает возможность обучаемому сделать правильные собственные оценки рассматриваемым явлениям. Результатом аналитической работы должна быть четко выстроенная схема материалов и знаний по контрольным вопросам выбранной темы.

При выполнении практического задания следует, прежде всего, определить действующие нормативные акты, необходимые для его решения; проанализировать практику деятельности государственных и муниципальных органов, а также имеющиеся в науке точки зрения по рассматриваемому вопросу.

Третий этап состоит в непосредственном написании контрольной работы. На этом завершающем этапе уточняется структура, содержание и объем материала по раскрываемым вопросам. Немаловажным критерием положительной оценки контрольной работы является ее соответствующее оформление. Контрольная работа состоит из титульного листа, плана работы, основного содержания и списка использованных источников.

Титульный лист должен содержать следующие реквизиты:  

- наименование образовательного учреждения;

- название кафедры;

- вид работы, название дисциплины, номер варианта;

-данные об авторе (факультет, курс, номер группы, Ф.И.О., адрес электронной почты);

- место написания и год выполнения работы (см. приложение 1).

План работы должен отражать объем рассмотренных теоретических вопросов с указанием номера страниц и текст практического задания (см. приложение 2).

Основная часть контрольной работы должна быть вычитана и отредактирована. Она печатается на одной стороне стандартного листа формата А4. Объем контрольной работы составляет 10 – 12 листов. В редакторе Microsoft Word задаются следующие параметры страницы:

верхнее поле – 10мм;

нижнее поле – 10 мм;

левое поле – 25 мм;

правое поле – 10 мм.

    Для компьютерного набора текста должны использоваться следующие параметры:

- размер шрифта – 14;

- гарнитура шрифта – Times New Roman;

- межстрочный интервал – полуторный;

- абзацный отступ – 1,25 см;

- выравнивание текста – по ширине страницы.

Сноски печатаются с одинарным межстрочным интервалом 14 размером шрифта.

Заголовки «Оглавление», «Введение», «Заключение», «Список нормативных правовых актов и литературы», «Приложения» печатаются на новой странице прописными буквами жирным шрифтом, без подчеркиваний, в кавычки не заключаются и помещаются в центре страницы. Точка в конце любого из указанных заголовков не ставится.

Введение, заключение, каждый раздел контрольной работы начинаются с новой страницы.

Наименования разделов записываются с абзацного отступа, первая буква должна быть прописной, остальные – строчные.  

Изложение материала следует начинать с наименования раскрываемого вопроса, соблюдая порядок, приведенный в задании контрольной работы. Вопрос пишется с красной строки, при этом расстояние между текстом должно быть увеличено на одну строку для выделения вопроса. В конце каждого вопроса рекомендуется формулировать краткие выводы (1 – 2 абзаца).

При решении практической задачи текст задания не приводится. Изложение решения задачи должно начинаться с концептуальной позиции обучаемого по поводу поставленных в ней вопросов с дальнейшей их аргументацией. Ответ на задачу должен содержать ссылки на нормативные правовые источники или литературу, на основании которых выработано то или иное решение.

Список использованных источников должен включать нормативные правовые акты и научную литературу, которые использовал студент в ходе выполнения контрольной работы, и составлять не менее 10 наименований. Список литературы составляется по значимости использованных источников и в алфавитном порядке. Вначале указываются нормативно-правовые акты по юридической силе (см. рекомендации по составлению списка использованной литературы).

Таким образом, контрольная работа должна:

1. Содержать развернутую теоретическую характеристику общих вопросов, а также собственное видение обучаемого на представляемую ими проблематику.

2. Отражать способность автора самостоятельно и творчески анализировать законодательный материал, умение делать правильные теоретические выводы и вносить практические предложения по поводу разрешения правовой ситуации, поставленной в задаче (задании). При этом необходимо четко определить и представить концептуальную установку, которой придерживается автор.

Необходимо помнить, что важнейшим основанием получения положительной оценки является самостоятельный и творческий подход к ее написанию.

Четвертый этап заключается в своевременной сдаче контрольной работы на рецензирование преподавателю, назначенному решением кафедры (студенты заочной формы обучения сдают работу в электронною систему обучения «Фемида»), и в собеседовании по вопросам контрольной работы.

При получении отрицательной рецензии, студенту необходимо будет устранить недостатки и восполнить пробелы, отмеченные в рецензии. При повторном представлении исправленной работы, на кафедру сдается и первоначальный ее вариант.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: