Учебные цели:
повторение и закрепление знаний, полученных обучающимися при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;
контроль знаний обучающихся и результатов их самостоятельной работы при подготовке к семинарскому занятию;
формирование у обучающихся целостных, взаимосвязанных и современных знаний;
развитие познавательной активности обучающихся и стимулирование самостоятельного логического, аналитического, творческого мышления;
формирование широкого профессионального кругозора, необходимых общекультурных компетенций.
Время: 2 часа.
I. Учебные вопросы:
1. Особенности формирования и развития американской государственности.
2. Специфика становления, устройства и эволюции правовой системы США.
II. Рефераты, доклады (сообщения):
III. Методические указания обучающимся по подготовке к семинару:
1. Актуализировать лекционный материал.
2. Изучить рекомендованную литературу, а также осуществить самостоятельный поиск информации по вопросам семинарского занятия.
3. В тетради отразить письменную подготовку по каждому вопросу семинарского занятия.
При подготовке к семинарскому занятию следует учитывать, что семинарское занятие по форме проведения представляет собой конференцию, посвящённую, согласно учебным вопросам, важнейшим аспектам зарождения и эволюции государственно-правовой системы США в период Нового времени, и обучающимся отводится роль докладчиков.
В соответствии с этим, за каждым обучающимся учебной группы обязательно должна быть закреплена тема выступления (доклада) из следующего перечня:
1. Североамериканские колонии Англии: образование и организация управления.
2. Борьба североамериканских колоний за независимость: предпосылки, ключевые события и итоги.
3. Конституция 1787 года и основы государственного устройства.
4. Билль о правах 1791 года.
5. История в лицах: Джордж Вашингтон.
6. История в лицах: Томас Джефферсон.
7. Расширение границ американского государства: пути и результаты.
8. Источники формирования и принципы устройства правовой системы США.
9. Судебная система США.
10. Гражданская война 1861–1865 гг. и её последствия для государственно-правового устройства.
11. Партийная система США и роль политических партий в развитии государства и права.
После закрепления темы следует начать подготовку выступления на семинаре. Первоначальным этапом подготовки выступления (доклада) является изучение рекомендованной литературы, осмысление материала и составление плана (структуры) выступления. При подготовке целесообразным является самостоятельный поиск дополнительных источников.
После отработки библиографического списка и составления плана выступления необходимо выполнить письменную (или в печатном виде) подготовку – составить текст (конспект) выступления. При этом, конспектируя рекомендованную литературу или находя нужную информацию в Интернете, обязательно следует делать ссылку на источник.
К выступлению желательно подготовить мультимедийную презентацию. Материал, размещаемый на слайдах, должен представлять собой не текст, дублирующий речь докладчика, а набор элементов (помимо текста в виде, например, важнейших данных, тезисов или выводов, на слайдах размещаются графические изображения, диаграммы, таблицы, рисунки, фотографии и картины, звуковой и видео- материал, и т.п.), которые должны дополнять текстовую информацию или передавать её в более наглядном виде.
Желательно избегать в презентации изображений, не несущих смысловой нагрузки, если они только не являются частью стилевого оформления. Иллюстрации рекомендуется сопровождать пояснительным текстом.
Цвет шрифта и цвет фона должны контрастировать, текст должен хорошо читаться, но не резать глаза. Тип шрифта целесообразно выбирать для основного текста – гладкий, для заголовка можно использовать декоративный шрифт, если он хорошо читаем. Курсив, подчёркивание, жирный шрифт, прописные буквы рекомендуется использовать для смыслового выделения фрагмента текста. Не рекомендуется использовать в стилевом оформлении более 3 цветов и более 3 типов шрифта.
Не стоит чрезмерно насыщать презентацию анимационными эффектами.
Каждый слайд должен иметь заголовок, который не должен быть длинным.
Следует также придерживаться общего порядка слайдов:
- титульный слайд (с указанием темы доклада, фамилии, имени и отчества студента, номера курса и номера учебной группы);
- основная часть;
- заключение (выводы);
- список использованных источников;
- слайд с текстом «Доклад закончен. Спасибо за внимание».
Рекомендуется соблюдать следующий порядок выступления (доклада):
Выступление должно начинаться по примерной форме: «Товарищ преподаватель! Уважаемые присутствующие! Докладывает студент(ка) … (указывается фамилия). Тема моего выступления (доклада) … (указывается название темы)».
Далее следует основная часть выступления (изложение содержания). Выступающий должен излагать свой ответ чётко, не затягивая и по существу проблемы, лишь изредка заглядывая в текст выступления.
В заключительной части выступления необходимо подвести основные итоги.
Регламент выступления – до 7 минут.
После выступления докладчик отвечает на вопросы участников семинара и происходит краткое обсуждение (дискуссия).
Критериями оценки выступления (доклада) являются:
1. Научно-теоретический уровень выступления.
2. Полнота раскрытия учебного материала.
3. Степень творчества и самостоятельности в подходе к анализу обсуждаемого вопроса.
4. Доказательность и убедительность.
5. Форма изложения материала (свободная; своими словами; привязанность к тексту).
6. Культура речи, жестов, мимики.
7. Полнота и всесторонность выводов.
8. Наличие собственных взглядов на проблему.
9. Соблюдение регламента выступления.
III. Литература для подготовки к семинару:
Основная литература:
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
А.В. Вениосова. 2-е изд. - Минск, 2012.
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Н.В. Михайловой, А.А. Иванова/Юни-Дана, 2012.
http://www.knigafund.ru/books/149260
Косарев А.И. История государства и права зарубежных стран: учебник / Юриспруденция, 2010. http://www.knigafund.ru/books/138638
Прудников М.Н. «История государства и права зарубежных стран»
6-е изд. Учебник для бакалавров/ Юрайт, 2014.
Дополнительная литература:
Иванов А.А. История государства и права зарубежных стран: учебное пособие/Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106681
История государства и права зарубежных стран: учебник/Под ред.
Михайловой Н.В./Юни-Дана, 2012. http://www.knigafund.ru/books/106679
Лаврова И.А. Цивилизации древней Америки и Европы. Основные этапы развития: Учебное пособие. Химки: АГЗ МЧС России, 2014.
Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран
(Новое и новейшее время): учебное пособие/ Кафедра государства и права МГУ им. М.В. Ломоносова, сост. В.А. Томсинов.-М.:ЗЕРЦАЛО-М,2012.
При подборе литературы и определении содержания сообщения обучающимся рекомендуется проконсультироваться с преподавателем.
Вопросы для самоконтроля:
1. Какие западноевропейские традиции принесли с собой колонисты?
2. Какая форма государственного устройства была закреплена в конституции США?
3. Каково содержания «Билля о правах»
4. Объясните, что отличало США от других стран Нового времени?
СЕМИНАР 13.2.