Разработка инфологической модели предметной области

Белоус В.В., Пивоварова Н.В.

 

БАЗЫ ДАННЫХ

Методические указания

к курсовой работе по дисциплине

«Базы данных»

 

 

МГТУ им. Н.Э. Баумана

Москва

2017

                         Содержание

 

1. Тематика и содержание курсовой работ……………………………………………3

2. Техническое задание…………………………………………………………………3

3. Типовой график выполнения курсовой работы……………………………………4

4. Пример описания предметной области для курсовой работы…………………….5

5. Пример  выполнения курсовой работы  на этапе проектирования ………………..6

   5.1. Разработка инфологической модели предметной области ……………………...6

     5.2. Построение логической модели БД ……………………………………………...12

     5.3. Разработка оперативных запросов………………………………………………..13

      5.4. Разработка стандартного статистического отчета ……………………………...14

     5.5. Разработка плана хранимой процедуры………………………………………….16

     5.6. Текст хранимой процедуры……………………………………………………….17

     5.7. Итоговая логическая модель БД ……………..………………………………….18

     5.8. Разработка структуры приложения конечного пользователя…………………..19

6.  Порядок защиты курсовой работы …………………………………………………..21

7. Правила оформления пояснительной записки к курсовой работе …………………22.

 

 

Тематика и содержание курсовой работы

 

       В качестве задания на курсовую работу студенту выдается словесное описание предметной области и техническое задание (ТЗ) на этапы проектирования и реализации системы. Словесное описание предметной области может быть получено у преподавателя или составлено студентом самостоятельно.

 

 

Техническое задание

Этап проектирования.

1. Разработать инфологическую модель предметной области. Письменно обосновать выделение сущностей и связей между ними, а также назначение атрибутов сущностей.

2. Разработать реляционную логическую модель будущей базы данных.

3. Разработать форму регулярного отчета, который позволит оценить эффективность соответствующего бизнеса.

4. Разработать план хранимой процедуры для реализации регулярного отчета.

5. Разработать интерфейс конечного пользователя для доступа к оперативным запросам и регулярному отчету.

 

Этап реализации.

 

1. Создать базу данных на основе разработанной логической модели.

2. Реализовать оперативные запросы, создав для   отладки каждого из них тестовый набор данных в соответствующих таблицах.

3. Написать и отладить хранимую процедуру для реализации регулярного отчета.

4. Написать и отладить интерфейс конечного пользователя в форме меню, позволяющего выполнить любой запрос и получить регулярный отчет за любой период времени.

 

Типовой график выполнения курсовой работы

Название этапа % выполнения Недели
Выдача задания 3% 1-2 недели
Разработка инфологической модели ПО и логической модели БД 20% 3-5 недели
Создание БД, разработка и отладка запросов 35% 6-7 недели
Разработка формы регулярного отчета 40% 8 неделя
Разработка плана и реализация хранимой процедуры для создания регулярного отчета 60% 9-10 недели
Разработка и реализация пользовательского интерфейса 90% 11-14 недели
Оформление записки и защита курсовой работы  100% 15-16 недели

 

           

 

 



Пример описания предметной области для курсовой работы

 

  В ВУЗе в конце каждого семестра составляется расписание экзаменов для каждой группы. В расписание включаются экзамены по каждой дисциплине, предусмотренной учебным планом. В назначенное время группа приходит на экзамен в полном составе. Результаты экзаменов заносятся в ведомость. Ведомость имеет заголовок, состоящий из уникального номера ведомости, фамилии преподавателей, принимающих экзамен, индекса группы, шифра и названия предмета. В ведомость включаются все студенты, обучающиеся в группе к моменту начала сессии. Для каждого студента указывается фамилия и номер зачетной книжки.  Студенты, отчисленные из группы за невыполнение учебного плана в течение семестра, в ведомость не включаются.

Перед началом каждого экзамена технический работник деканата или заместитель декана распечатывают пустую (без оценок) ведомость и отдают ее старосте группы, который приносит ее на экзамен. В ходе экзамена преподаватель проставляет в ведомость оценки, полученные каждым студентом на экзамене. По окончании экзамена преподаватель передает заполненную (с оценками) ведомость в деканат. Технический сотрудник деканата заносит полученные оценки в базу данных.

 



Пример выполнения курсовой работы.

Разработка инфологической модели предметной области

       Для создания инфологической модели предметной области используем метод выделения существительных из описания предметной области. Выделим в описании предметной области существительные жирным шрифтом.

 

В ВУЗе в конце каждого семестра составляется расписание экзаменов для каждой группы. В расписание включаются экзамены по каждой дисциплине, предусмотренной учебным планом. В назначенное время группа приходит на экзамен в полном составе. Результаты экзаменов заносятся в ведомость. Ведомость имеет заголовок, состоящий из уникального номера ведомости, фамилии преподавателей, принимающих экзамен, индекса группы, шифра и названия предмета. В ведомость заносится список студентов, обучающихся в группе к моменту начала сессии. Для каждого студента указывается фамилия и номер зачетной книжки. Студенты, отчисленные из группы за невыполнение учебного плана в течение семестра, в ведомость не включаются.

Перед началом каждого экзамена технический работник деканата или заместитель декана распечатывают пустую (без оценок) ведомость и отдают ее старосте группы, который приносит ее на экзамен. В ходе экзамена преподаватель проставляет в ведомость оценки, полученные каждым студентом на экзамене. По окончании экзамена преподаватель передает заполненную (с оценками) ведомость в деканат. Технический сотрудник деканата заносит полученные оценки в базу данных.

 

Таким образом, получаем следующий начальный список выделенных существительных:

· экзамен,

· группа,

· индекс группы,

· семестр,

· ведомость,

· Заголовок ведомости

· дисциплина,

· шифр дисциплины,

· название дисциплины,

· оценка,

· дата сдачи экзамена,

· фамилия преподавателя,

· студент,

· фамилия студента,

· номер зачетной книжки студента.

       Теперь необходимо определить, какие из этих существительных будут представлять сущности, а какие – атрибуты сущностей. Сделаем первое предположение на основе здравого смысла и понимания процессов в предметной области. Представим список сущностей, а в скобках укажем атрибуты каждой из них. При этом выделим среди атрибутов сущностей первичный ключ и изобразим его подчеркиванием.

 

Вариант 1

       Выделение сущностей.

1) Экзамен (уникальный номер экзамена, дата сдачи экзамена, семестр).

2) Заголовок ведомости (уникальный номер).

3) Дисциплина (уникальный шифр дисциплины, название дисциплины).

4) Преподаватель (уникальный номер преподавателя, фамилия преподавателя, кафедра).

5) Студент (Номер зачетной книжки, фамилия).

6) Студенческая группа (Уникальный номер группы, индекс группы).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: