1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» N 145-ФЗ от 31.07.1998 (в действующей редакции), глава 13.
2. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2009. – с. 97-120, 121-176.
3. Свищева В.А. Федеральный бюджет как инструмент государственной политики // Финансы и кредит. – 2011. - №23. – с. 28-33.
4. Уманец О.П. Федеральный бюджет Российской Федерации: вопросы управления и проблемы неопределенности // Финансы и кредит. – 2011. - № 13. – с. 46-56.
5. Финансы и кредит: учебник /под ред. проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2011 – с.85-92; с. 107-117.
6. Финансы: учебник/под ред. Н.Ф. Самсонова.-М.: Высшее образование Юрайт-Издат, 2009.- с.86-141
7. Финансы и кредит: учебник /под ред. Проф. М.В. Романовского, проф. Г.Н. Белоглазовой.-2-е изд., перераб. И доп.- М.: Издательство Юрайт; Высшее образование, 2011 – с.182-213
8. Финансы и кредит [Текст]:Учебник / Нешитой А.С._6-е изд., перераб. и доп. - М.:Издательско-торговая корпорация "Дашков и К''. - 2013. – с. 97-160
|
|
ТЕМА 6. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ ГОСУДАРСТВА
Актуальность темы.
Внебюджетные фонды выступают в качестве стабильного, прогнозируемого на длительный период источника денежных средств, используемых для финансирования конкретных социальных потребностей общегосударственного значения, для финансирования региональных программ экономического характера.
Цель занятия – выявить сущность и роль внебюджетных фондов, определить источники формирования доходов и направления расходования средств бюджетов социальных внебюджетных фондов РФ.
План изучения темы.
1. Социально-экономическая сущность и необходимость внебюджетных фондов.
2. Государственные социальные внебюджетные фонды: порядок формирования доходов и направления расходования средств.
2.1. Пенсионный фонд РФ.
2.2. Фонд социального страхования РФ.
2.3. Фонды обязательного медицинского страхования РФ.
3. Результаты и перспективы пенсионной реформы в РФ.
4. Особенности функционирования внебюджетных фондов зарубежных стран.
Задание 1. Заполните таблицу по выплатам пособий из Фонда социального страхования РФ.
Виды пособий | Размеры пособий | Особенности выплат |
1. 2. и т.д. |
Источники информации.
1. Борисенко Н.Ю. Этапы реформирования пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - №3. - С. 34-43
2. Вавулин Д.А., Федотов В.Н. К вопросу об итогах инвестирования пенсионных накоплений управляющими компаниями // Финансы и кредит. - 2010. - №25. - С. 54-63
3. Ломтатидзе О.В. Проблемы формирования эффективной пенсионной системы России // Финансы и кредит. - 2010. - №23. - С.14-18
|
|
4. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы: Учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Инфра – М, 2009. – с. 262-297
5. Финансы: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б. Поляка. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.- с. 375-390.
6. Финансы: учебник/под ред. Н.Ф. Самсонова.-М.: Высшее образование Юрайт-Издат, 2009.- с.142-150
ТЕМА 7. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ФИНАНСЫ
Актуальность темы.
Одной из важнейших составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают региональные бюджеты (в РФ – это собственно республиканские в составе РФ, краевые, областные и окружные бюджеты), местные бюджеты и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.
Территориальные финансы обеспечивают финансирование широкого круга мероприятий, связанных с социально – культурным и коммунально-бытовым обслуживанием населения.
Для выполнения функций, возложенных на территориальные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Цель занятия – рассмотреть сущность и состав территориальных финансов.
План изучения темы.
1. Сущность и роль территориальных финансов.
2. Региональные бюджеты, порядок их формирования.
3. Расходы региональных бюджетов.
4. Местные бюджеты, порядок их формирования.
5. Расходы местных бюджетов.
6. Дефицитность региональных и местных бюджетов, ее причины, источники финансирования.
Задание. На территории города собираются следующие налоги, неналоговые платежи и сборы:
Налог | Сумма, млн. руб. |
Налог на прибыль организаций | 149 480,0 |
Налог на доходы физических лиц | 30 000,0 |
Налог на имущество организаций | 969,0 |
Налог на добавленную стоимость | 297 500,0 |
Акцизы | 50,0 |
Земельный налог | 397,0 |
Налог на имущество физических лиц | 377,0 |
Транспортный налог | 400,0 |
Определить, какие источники и в каких объемах будут формировать доходную часть местного бюджета, бюджета субъекта федерации и федерального бюджета.
Источники информации
1. «Бюджетный кодекс Российской Федерации» N 145-ФЗ от 31.07.1998 (в последней редакции)
2. Бегчин Н.А. Проблемы оптимизации расходов бюджетов субъектов РФ в условиях кризиса // Финансы и кредит. – 2009. - № 32. - С.78-85
3. Боровикова Е.В. Оценка налоговой автономии региональных и местных бюджетов // Финансы и кредит. - 2007. - №21. – с. 29-32.
4. Бюджетная система РФ: субфедеральный и местные уровни [Текст]:Учебное пособие / А,Ф, Курченко.- М.: Издательско -торговая корпорация "Дашков и К", 2012. – с. 6-41
5. Замятина Н.В. Оптимизация расходов бюджетов территорий // Финансы и кредит. - 2010. - №9. - С. 33-37
6. Исаев Э.А. Модернизация региональных финансов // Финансы и кредит. - 2010. - №14. - С. 13-21
7. Пенюгалова А.В., Чулков А.С. Современные проблемы формирования доходов местных бюджетов и пути их решения // Финансы и кредит. - 2010. - №10. - С.12-17.
8. Свинцева В.А. Региональная финансовая политика в условиях бюджетной реформы // Финансы и кредит. - 2010. - №28. - С.38-43
9. Федотов Д.Ю. Особенности формирования доходов субъектов РФ// Финансы и кредит. – 2011. - №8. – С.2 – 12.
10. Чалдаева Л.А. Финансы, денежное обращение и кредит: учебник / Под ред. Л.А. Чалдаевой. – М.: Изд-во Юрайт. – 2011. – с.36 – 40.
ТЕМА 8. МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Актуальность темы.
Межбюджетные отношения свойственны всем государствам, имеющим административно-территориальное деление. Российская Федерация в силу особенностей государственного устройства имеет развитую систему межбюджетных отношений федеративного типа. Межбюджетные отношения проявляются как функционирование многоуровневой бюджетной системы, в которой каждый уровень власти располагает собственным бюджетом и действует в пределах закрепленных за ним бюджетных полномочий.
|
|
Цель занятия – рассмотреть сущность межбюджетных отношений и бюджетного федерализма, определить особенности межбюджетных отношений в РФ.
План изучения темы.
1. Сущность межбюджетных отношений.
2. Отличие бюджетного федерализма от межбюджетных отношений.
3. Вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание.
4. Трансферт и его разновидности.
5. Особенности межбюджетных отношений в РФ и направления их совершенствования.
Задание 1. Проанализируйте распределение доходов и расходов по уровням бюджетной системы. Результаты в виде структуры обобщите в таблице, приведенной ниже.