Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой

Ф И З И К А

 

Учебное пособие:

 Методические материалы и указания к выполнению контрольных работ

для студентов заочной формы обучения

 

Королев, 2017


ДонскойА.Д., Сабо С.Е.,  Мацнев Н.П. Физика. Учебное пособие:Методические материалы и указания к выполнению контрольных работ для студентов заочной формы обучения. Королев:, 2017.- 87 с.

 

 

Рецензент: д.т.н., профессор Захаров Е.Н.

 

Методические рекомендации и указания составлены в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 24.05.01 и направлениям подготовки 15.03.05, 15.03.06, 27.03.02, 27.03.04, 09.03.02, 09.03.03, 01.03.02.

 


                                            Введение.

 

1. За время изучения курса общей физики студент–заочник должен представить на кафедру контрольные работы.

2. Контрольные задания выдаются студентам лектором потока.

3. Контрольные работы необходимо выполнять чернилами в школьной тетради, на обложке которой привести сведения по следующему образцу:

 



Контрольная работа по физике № __

Студент – Киселев А.В.

Группа – УТС–17

Шифр – (номер зачетной книжки).

 

4. Условия задач в контрольной работе надо переписать полностью без сокращений. Для замечаний преподавателя на страницах тетради оставлять поля.

5. В конце контрольной работы указать, каким учебником или учебным пособием студент пользовался при изучении физики (название учебника, автор, год издания). Это делается для того, чтобы рецензент в случае необходимости мог указать, что следует студенту изучить для завершения контрольной работы.

6. Если контрольная работа при рецензировании не зачтена, студент обязан представить ее на повторную рецензию, включив в нее те задачи, решения которых оказались неверными. Повторную работу необходимо представить вместе с не зачтенной работой.

7. Зачтенные контрольные работы предъявляются экзаменатору. Студент должен быть готов, во время экзамена (зачета) дать пояснения по существу решения задач, входящих в контрольные работы.

8. Решения задач следует сопровождать краткими, но исчерпывающими пояснениями. В тех случаях, когда возможно, дать рисунок, схему.

9. Обозначения физических величин в условии задачи, на рисунке и в ходе решения должны быть одинаковыми.

10. Решать задачу надо в общем виде, т.е. выразить искомую величину в буквенных обозначениях величин, заданных в условии задачи. При таком способе решения не производятся вычисления промежуточных величин.

11. После получения расчетной формулы для проверки правильности ее следует подставить в правую часть формулы вместо символов величин обозначения единиц этих величин, произвести с ними необходимые действия и убедиться в том, что полученная при этом единица соответствует искомой величине. Если такого соответствия нет, то это означает, что задача решена неверно.

12. Числовые значения величин при подстановке их в расчетную формулу следует выражать только в единицах СИ. В виде исключения допускается выражать в любых, но одинаковых единицах числовые значения однородных величин, стоящих в числителе и знаменателе дроби и имеющих одинаковые степени.

Все необходимы для решения задачи значения приведены в задаче и приложениях к данному задачнику.

13. При подстановке в расчетную формулу, а также при записи ответа числовые значения величин следует записывать как произведение десятичной дроби с одной значащей цифрой перед запятой на соответствующую степень десяти. Например, вместо 0,00129 кг записать 1,29*10-3 кг т.п.

14. Вычисления по расчетной формуле надо проводить с соблюдением правил приближенных вычислений (см."Задачник по физике" А. Г. Чертов, А.А.Воробьев «Приложение о приближенных вычислениях».) Как правило, окончательный ответ следует записывать с тремя значащими цифрами. Это относится и к случаю, когда результат получен с применением калькулятора.

Предмет физики, и ее связь с другими науками, техникой.

Слово «Физика» происходит от греческого слова physis – природа. В эпоху античной культуры наука охватывала всю совокупность знаний о природных явлениях (естествознание).

По мере дифференциации знаний, объектов и методов исследований науки о природе разделились на ряд наук, в том числе и на физику.

Физика – наука, изучающая простейшие и вместе с тем наиболее общие закономерности явлений природы, свойства и строение материи, и законы ее движения.

Таким образом, предметы исследования физики является изучение общих закономерностей, явлений природы, физической формы движения материи (механические, магнитные, внутриатомные и внутриядерные процессы).

Физика – фундамент, на котором строятся все естественные и прикладные науки (физическая химия, биофизика, металлофизика, астрофизика и т. д.). Развиваясь с помощью физики, эти науки ставят перед ней новые задачи, разрешая которые физика развивается и совершенствуется сама.

Методом физических исследований является материалистическая диалектика.

Основой окружающего мира является материя «…объективная реальность, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них».

Неотъемлемым свойством материи, формой существования материи является движение, то есть любое изменение, превращение, взаимодействие форм материи, а также перемещение их в пространстве.

Таким образом, метод материалистической диалектики учит нас рассматривать все явления окружающего нас мира (физические в том числе) во взаимосвязи и взаимодействии, в развитии и изменении путем перехода количества в качество, обусловленном борьбой внутренних противоположностей, заложенных в этих явлениях.

Как мы познаем, изучаем окружающий нас мир?

Всякое физическое исследование начинается с наблюдения, то есть изучения физических явлений в естественной, природной обстановке. Затем на основе логических размышлений, обобщений высказывается гипотеза – предположение, объясняющее эти явления. Гипотеза проверяется экспериментом в искусственных лабораторных условиях. После проверки гипотеза становится научной теорией, которая в дальнейшем проверяется практикой, дополняется и уточняется.

«От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности».

Физика оказывает большое влияние на развитие производства. Физика дала электроэнергию, все виды транспорта, радиосвязь, телевидение, ядерную энергию и т. д.

Физика относится к точным наукам и изучает количественные закономерности между величинами, определяющими данное явление природы.

Физикам, приходится иметь дело с измерением различных физических величин.

В международной системе единиц (System International), SI (СИ) за основные единицы измерения приняты: кг – масса, м – длина, сек – время, К – температура, А – сила тока.

Остальные единицы измерения можно выразить через основные, используя соответствующие законы физики.

1 кг – масса платиново-иридиевого цилиндра в Севре.

1 сек – время, равное  периодов колебаний излучения изотопа атома цезия Cs  .

1 м – 1650763,73 длин волн спектральной линии изотопа криптона Kr  при переходе электрона в атоме между уровнями  и .

При решении задач по физике обязательно указывать размерность физических величин в СИ.

 

Пример      

                             

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: