Графический способ
1. Точка безубыточности.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зона безопасности
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Аналитический способ
1. Безубыточный объем продаж
- безубыточный объем производства (продаж) продукции в натуральных показателях
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
- безубыточный объем производства (продаж) продукции в стоимостном выражении
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Зона безопасности предприятия
- зона безопасности в стоимостном выражении
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задания для индивидуальной работы
Задача 2. Определить возможности предприятия обеспечить планируемый суммарный уровень прибыли, если:
Варианты Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Мощность предприятия, тыс. шт./год | 5 | 9,2 | 4,7 | 8,3 | 6,4 | 11 | 11,3 | 11,1 | 12 | 12 |
2. Ориентировочная рыночная цена единицы, руб. | 45 | 45 | 43 | 45 | 46,1 | 38 | 39 | 36 | 54 | 50 |
3. Удельные переменные издержки, руб. | 38,4 | 38,7 | 36 | 37,1 | 38,9 | 27,3 | 29,1 | 24,6 | 36 | 38 |
4. Постоя.нные затраты, тыс. руб. | 17,3 | 17,4 | 17,1 | 18 | 17,6 | 28,5 | 28,5 | 27,1 | 21,4 | 21,4 |
5. Плановая прибыль, тыс. руб. | 15 | 28 | 14 | 29 | 25 | 30 | 35 | 35 | 40 | 41 |
Варианты Показатель | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Мощность предприятия, тыс. шт./год | 4 | 6,1 | 21 | 4,2 | 40,0 | 29,0 | 25,0 | 15,0 | 7,4 | 6,5 |
2. Ориентировочная рыночная цена единицы, руб. | 32 | 32 | 34 | 4,2 | 3,8 | 3,9 | 4,5 | 3,9 | 6,7 | 7,0 |
3. Удельные переменные издержки, руб. | 21,4 | 21,4 | 23,4 | 2,9 | 3 | 3 | 2,4 | 2,6 | 3,1 | 2,9 |
4. Постоян. затраты, тыс. руб. | 16 | 15 | 19 | 3,2 | 14 | 13 | 12 | 11 | 13,2 | 15 |
5. Плановая прибыль, тыс. руб. | 22 | 24 | 34 | 1,5 | 15 | 11 | 14 | 2,3 | 4,1 | 4,5 |
Варианты Показатель | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1. Мощность предприятия, тыс. шт./год | 8,0 | 7,1 | 25 | 7,2 | 6,4 | 6,5 | 9,4 | 7,6 | 8,4 | 7,5 |
2. Ориентировочная рыночная цена единицы, руб. | 46 | 46 | 44 | 46 | 47,1 | 39 | 40 | 37 | 55 | 51 |
3. Удельные переменные издержки, руб. | 38,4 | 38,7 | 36 | 37,1 | 38,9 | 27,3 | 29,1 | 24,6 | 36 | 38 |
4. Постоян. затраты, тыс. руб. | 17,3 | 17,4 | 17,1 | 18 | 17,6 | 28,5 | 28,5 | 27,1 | 21,4 | 21,4 |
5. Плановая прибыль, тыс. руб. | 32 | 12 | 35 | 35 | 25 | 14 | 11 | 17 | 19 | 22 |
|
|
РЕШЕНИЕ:
Расчет оптимального объема производства (продаж), обеспечивающего определенную (планируемую) сумму прибыли.
- оптимальный объем производства (продаж) обеспечивающий сумму прибыли в натуральном выражении
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- оптимальный объем производства (продаж) обеспечивающий сумму прибыли в стоимостном выражении
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема 2: «Обоснование решения о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости»
Задача 3. Предприятие имеет пакет заказов на 1000 изделий по цене 250 руб. на общую сумму 250000 руб. Себестоимость единицы продукции по плану составляет 200 руб. При этом постоянные затраты составляют 70000 руб, а удельные переменные 130 руб.
По прогнозам менеджеров предприятие сможет реализовать только 50% заказа.
Также у предприятия есть возможность произвести дополнительно 400 единиц изделий, но по цене 190 руб., т.е. ниже себестоимости. При этом постоянные затраты увеличатся на 10000 руб.
Требуется оценить решение о принятии дополнительного заказа по цене ниже себестоимости.
РЕШЕНИЕ:
Показатели | І вариант (100% пакета заказов) | ІІ вариант (50% пакета заказа) | ІІІ вариант (50% заказа + доп. заказ) |
Объем производства, шт. (О) | |||
Цена за единицу, руб. (Р) | |||
Выручка от продаж, тыс. руб. (ВР=О*Р) | |||
Переменные затраты на единицу, руб./шт. (VC1) | |||
Сумма переменных затрат, тыс. руб. (VCО) | |||
Сумма постоянных затрат, тыс. руб. (FC) | |||
Себестоимость всего выпуска, тыс. руб. (ТС=FC+VCО) | |||
Себестоимость единицы, руб. (ТС/О) | |||
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
ВЫВОД:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
|
|
Задания для индивидуальной работы
Задача 3. Обоснуйте целесообразность ценовой стратегии низких цен на дополнительный заказ, если первоначальный заказ не будет востребован по объему.
Варианты Показатель | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
1. Объем первоначального заказа, шт | 500 | 500 | 400 | 1000 | 400 | 550 | 1000 | 300 | 600 | 1500 |
2. Цена первоначального заказа, руб | 25 | 26 | 300 | 15 | 154 | 160 | 31 | 200 | 210 | 30 |
3. Удельные переменные издержки, руб. | 12 | 12,7 | 180 | 13 | 135 | 145 | 16,1 | 121 | 190 | 20,0 |
4. Постоянные издержки, тыс. руб | 5,1 | 6 | 44 | 1,0 | 6,0 | 6,0 | 3,0 | 14 | 6,1 | 3,1 |
5. Изменение первона-чального заказа, % | -21 | -20 | -15 | -10 | -15 | -20 | -22 | -10 | -15 | -23 |
6. Цена дополнительного заказа*, руб/% | 14,0 | 20,0 | 250,0 | -10% | -5% | -7% | -58% | -25% | -7% | -34% |
7. Дополнительный объем производства, шт | 300 | 100 | 150 | 120 | 140 | 100 | 210 | 70 | 125 | 600 |
Варианты Показатель | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
1. Объем первоначального заказа, шт | 600 | 700 | 1000 | 2000 | 400 | 500 | 450 | 750 | 1300 | 800 |
2. Цена первоначального заказа, руб | 20 | 25 | 32 | 35 | 47 | 46 | 90 | 50 | 50 | 40 |
3. Удельные переменные издержки, руб. | 15 | 16 | 24 | 28 | 32 | 33 | 61 | 34 | 44 | 22 |
4. Постоянные издержки, тыс. руб | 2,17 | 3,9 | 5,9 | 11,3 | 3,3 | 5 | 10 | 3 | 6,9 | 6 |
5. Изменение перво-начального заказа, % | -8 | -22 | -15 | -16 | -12 | -15 | -26 | -20 | -15 | -9 |
6. Цена дополнительного заказа*, руб/% | -15% | 17,0 | 25,0 | 24,0 | 35,0 | -24% | -17% | 36,0 | 43,0 | 28,0 |
7. Дополнительный объем производства, шт | 160 | 150 | 200 | 40 | 150 | 100 | 300 | 100 | 400 | 100 |
Варианты Показатель | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
1. Объем первоначального заказа, шт | 800 | 600 | 1800 | 500 | 750 | 600 | 350 | 800 | 1300 | 250 |
2. Цена первоначального заказа, руб | 15 | 160 | 35 | 70 | 25 | 26 | 205 | 25 | 40 | 150 |
3. Удельные переменные издержки, руб. | 11,0 | 143 | 27 | 42 | 15 | 13,2 | 180 | 18,1 | 28,3 | 112 |
4. Постоянные издержки, тыс. руб | 1,2 | 6,2 | 11,4 | 10 | 4 | 7 | 4,1 | 4 | 7,2 | 6 |
5. Изменение перво-начального заказа, % | -10 | -15 | -15 | -20 | -20 | -15 | -12 | -20 | -10 | -5 |
6. Цена дополнительного заказа*, руб/% | -20% | 150,0 | 30,0 | -28% | -28% | 21,0 | -10% | -20% | 30,0 | 125,0 |
7. Дополнительный объем производства, шт | 130 | 120 | 400 | 400 | 100 | 80 | 75 | 160 | 200 | 90 |
*Цена дополнительного заказа приведена либо в рублях, либо указано, на сколько процентов она ниже цены единицы основного заказа.
|
|