Упражнения с новыми фонетическими структурами

 

Полезно повторить звуки и выражения, усвоенные детьми в первом круге, первые дифференцированные ритмы, длительное произнесение гласных, непрерывные бормотания (повторения), устные вибрации, различение на слух знакомых звуков и слогов.

Это поможет детям постепенно усвоить новые структуры и речевые возможности. Усвоение задач первого круга способствует хорошей постановке голоса и облегчает дальнейшую работу.

Чистое произнесение звуков «А» и «У» помогает усвоению чистого произнесения звука «О». А хорошее произнесение звука «П» с использованием напряженных «ПУ», «ПА» и «ОП» помогут для хорошего усвоения произношения «Т» в ТА, ТО, ТУ. Голос с «ааа» и «ууу» используется в дальнейшей игре с имитацией самолёта и поезда, но и сейчас и потом с разным усилением, ритмом, при чём в разных играх и с разными игрушками, включая их в разные ситуации.

Звуку придают разную модулирующую форму, «а-а-а» качание и успокаивание куклы, «у-у-у»- игра в прятки и «о-о-о» - зовут товарища, что дети без труда распознают. Произнесение гласных учит, кроме того, аффективно (эмоционально) реагировать на различные ситуации интонацией, жестом и выражением лица, добиваясь различного значения. Легко мы различаем интонацию, с помощью гласных можем выразить различные эмоциональные состояния, в начале нашей работы придерживаемся одного гласного для выражения определённого состояния. Обычно для выражения радости используем А, жалости и страха И, для выражения удивления О. Это делается для того, чтобы разница в значениях помогла различать их между собой.

Первыми в работу берутся три звука (п,б,м), которые дети могут хорошо научиться между собой различать и проговаривать, а затем и новые согласные (т, л, в) в форме открытого слога с «А».

Отрабатывается сначала один слог, затем постепенно переходят к хорошему произнесению ПА, МА, БА, ТА и т.д. Чтобы дети научились лучше различать и говорить эти слоги, подчёркиваем и немного утрируем те свойства, по которым они между собой различаются. В этом хорошо помогают занятия фонетической ритмики (стимуляция движением) с подчёркиванием их значений.

Успех в усвоении слога наиболее важный шаг на пути становления   речи.

Важно постепенное усвоение произношения первых слогов, различающихся по восприятию, что служит солидной основой в


дальнейшей работе. Слог на этом этапе работы наименьшая единица восприятия и речи - молекула для дальнейшего структурирования.

Материалом для усвоения грамматических категорий частей речи служат фонетические конструкции, выступающие временной заменой указательных местоимений (ТУ и ТО, ТУТ, ТАМ), действий глаголов (упал, на, дай), восклицаний (А! О! У!). Также, используются другие доступные для воспроизведения детьми значения и некоторые выражения из детского жаргона для установления контакта.

Полезно анализировать, какой фонетический материал усвоен, как его можно комбинировать и использовать в работе, и что ещё им можно выразить.

Фонетически слова на этом этапе могут стоять один за другим, соблюдая последовательность усвоения действий и ритм. Действие сопровождается движением и голосованием, которыми от детей добиваются усвоения значения действий и обозначения их. Дети постепенно привыкают к определённому речевому знаку и без игрушки, картинки и движения начинают использовать его самостоятельно.

В такой же ситуации комбинируют усвоение двух действий (иногда трёх), которые следуют одно за другим или в процессе появления, добиваемся и сложной структуры, состоящей из двух или трёх звуковых единиц (слов), которые имеют определённую ритмическую структуру.

Также придумываем различные игры, можно гасить свечи на торте, затем кусать кусок торта ПУ-ПУ-ПУ-ПУ АМ!; лететь по воздуху и спускаться ААААААА ТУ! Возить авто и поезд и сталкивать их Брррр-Уууууу-Брррр-Ууууу БУМ! Играть с мячом, который держат в руках и отпускают скакать по столу, а затем мяч падает на пол 0000 ОП ОП ОП 00000 ОП ОП ОП БУМ! Изображать походку кошки, она ловит мышь МЯУ МЯУ МЯУ АП!

Необходимо отметить, что непрерывный звук сопровождается непрерывным движением, выделение фонетической единицы используется как некоторый особый случай, краткое и быстрое движение, которое обычно происходит в конце и означает падение, усталость, удар, или реакцию на что-то произошедшее.

Первые двучленные выражения состоят обычно из двух единиц, без какого-либо грамматического вида, дети из конкретной ситуации понимают значение, чувствуют фразу.

Эти первые краткие выражения усваиваются в контексте конкретной ситуации-игре.

Односложные фонетические структуры в различных ситуациях приобретают различные значения. Так «МА» или «МЯУ» в детском понимании может означать кошку, или предложение «Кошка иди сюда», «Кошка иди вон» в конкретной ситуации, сопровождающейся движением к себе или от себя.


Также «МА» или «МЯУ» может означать вопрос: «Это кошка?», также как и «АМ» может означать «Будешь это есть?» (в конкретной ситуации в контексте невербального выражения).

Или, например, «ТУТ» - дети усваивают значение слова «тут» с помощью указательного движения пальцем в конкретной ситуации. При отсутствии жеста задерживается понимание. В различных контекстах замены приобретают разные значения. Игры с поездом сопровождаются понятием «тут» в значении «поезд остановился тут». В следующий раз можно сложить слово «тут?» из азбуки, так слово становится первым предложением. «Хочешь быть хорошим, встань тут». Так увидев, что тапочки стоят не на месте, мы говорим, указывая на них и на нужное место «Тут!», что означает целое предложение «Тапочки ставь тут».

Так предложение состоящее из двух речевых единиц: «мяу оп,оп», «мяу ам», «мяу па па» может означать и кошка прыгает, кошка пришла и ушла, кошка спит и т.д. для понимания выражения мы побуждаем ребёнка своим действием и ситуацией.

С самого начала усваиваются первые лёгкие фонетические выражения, начало обозначения конкретной ситуации и невербального обозначения просьбы, вопроса и др. предложений.

В этой фазе, когда нет понятия падежей, обращается внимание на различие слов между собой, употребление существительного со сказуемым. Так происходит спонтанное усвоение детьми фраз, понимание и копирование. Используется схема, в которой последовательно обозначены слова, она имеет некоторую функцию помощи при конструировании собственных высказываний, выражении собственной мысли.

В упражнениях с первым фонетическим материалом и понятиями, используются различные жизненные ситуации и игры, драматизации, фильм, картинки, серии картинок.

Для иллюстрации часто используется ритмическая игра, связанная с движением, определённым действием, эмоциональной мимической реакцией и т.д.. Создаются условия для появления высказываний.

На занятиях часто используются игры в просторе. Дети любят играть в них, управлять воображаемым автомобилем и поездом, пока не вырастут.

Необходимо напомнить: вначале детские выражения могут обозначать действие и предмет, который эти действия производит, н-р «оп оп оп» -лошадь или мяч, а «то то то» - бубен, или стук по каким-то предметам, «мяу оп оп», «мяч оп оп» - «оп оп» означает «скачет». Также «то то», когда будем работать с картинкой, мама, папа, брат стучат в бубен. Одинаково будем обозначать удары по разным предметам.

После, при изучении слова «стучать», можно использовать некоторое время в работе оба обозначения. «Папа стучит то-то то-то», где «то-то» имеет своё значение. Также можно на некоторое время оставить в детской речи выражения: «Мама любит - ба. Папа идёт па-па. Авто едет


бррр. Мяч упал - бум! Кошка идёт мяу-мяу», которые затем постепенно убираются. Детям объясняется, что так говорят маленькие дети, а они уже большие и нужно говорить словами, красиво.

Но преподаватель не должен ругать ребёнка, если он всё ещё использует полное значение слова только в сочетании с лепетом, процесс расширения и сужения значения длительный, а усвоение нового значения слова требует разных ситуаций и важно для формирования речи. Так словарь детей постепенно развивается с нашей помощью.

 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: