Усвоение просодических качеств

Исходя из различных возможностей детей, используют разные занятия:

1. Отделение одного слога из ряда слогов.

Н-р: то то то то то то     vvvvvvvv v

2. Отделение двух слогов из ряда слогов.

   То то то то то то vvvvvvv vv

3. Использование ритма двухсложных слов.

     Мама                             v-

4. Различные варианты с двумя фонетическими структурами.

     Ааааааа    ту      ---------- v

     Бррррр     ту       ~~~~~~  v

     Оп оп оп оп ту      ............     v

5. Распознавание модуляции голоса и произнесение аффективного восклицания.

     О-о о-о о-о О!

6. Использование ритма некоторых первых двойных изречений.

    Мяу оп                v-     v

    Мяу па-па           v- -v

    Мяу ам ам           v-  v  v

7. Использование ритма первых двойных предложений, которые затем изучаются.

   Та-па     та-па.

     V-          V-

Рекомендуется постепенно вводить упражнения по различению определённых ритмов: стучать в тамбурины, хлопать без голоса и с голосом, различать длинный и короткий сигнал, сильный и слабый сигнал, быстрый и медленный ритм. Затем различение сложных ритмических структур, начиная с двух элементов 1 -1, 2-2, 2-1 (одинаковых или различных по усилению и деятельности) и отличать один или два удара от множества ударов.

Важная задача: научить возможности воспринимать и воспроизводить ритм двусложных слов и предложений, состоящих из двух двусложных слов.


v- v-

v- v- v- v-

Дети различают ритм через упражнения с ритмическими играми.

 


Упражнения на слуховое восприятие.

 

Детям, у которых есть сложности в восприятии и распознавании просодических фонетических структур, оказывается помощь. То, что другие дети слушают или должны слушать, они могут вначале воспринимать тактильно, через движение или визуально. Используются прикосновения (чаще всего прикосновения рукой), стимуляция движением, рисунок, другие слова - полисенсорное подражание

Начинаем всегда с лёгкого и переходим к более трудному. Сначала дети слушают и смотрят, как мы бьём в бубен, а мы выясняем, что они слышали и видели. Когда дети это усвоят, пробуем исключать зрение и давать только слушать. Так, постепенно, когда дети, наконец, начнут распознавать, отказываемся от использования других вспомогательных приёмов - игрушек, движений, графических рисунков и т.д., даже при тяжёлом снижении слуха пробуем исключить все остальные каналы.

На уровне второго круга упражнения по развитию слухового восприятия содержат такие элементы и упражнения, которые послужат основой при дальнейшем обучении. В упражнениях всегда берём то, что дети могут научиться опознавать или различать. Предлагаем различить два сигнала по их громкости, длине, ритму и регистру.

Затем берём упражнения, в которых нужно различить несколько речевых знаков, фонетических структур, которые фонетически между собой заметно отличаются.

Например:

А, бррр, оп оп, то то то то

Бррр, оп оп оп, мяу мяу, ла ла ла ла   или

Ма-мяу оп-оп, мяу-мяу ам, мяу-мяу псссс! или

Ааааааатут! Бррррр тут! Оп оп оп тут!    или

Па-па брррр! Па-па оп-оп! Па-па мяу-мяу! Па-па уууууу!

Та-та-та-та пссс!

Брррр бум!

Оп оп оп оп упал!

А-аа-аа-апссс!

Мммммммммм ба!

В конце предлагается глобально-интонационная форма различных аффективных реакций, например: плача, крика от боли, смеха, радостного восклицания и т.д., то, чему раньше учили в игре.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: