Эмпирическая социология

Главное направление в американской социологии в 1920-1950-е гг. Возникает как антитеза избыточного теоретизирования и формализма, как механизм решения новых задач, вставших перед общественным управлением (социальный контроль, прогноз, регулирование общественной жизни и др.). С XVII в. возникает потребность в информации о населении, о материальных ресурсах и т.п. (для нужд социального управления). Появляются первые переписи и правительственные обследования населения. Последующая урбанизация и индустриализация обострили и породили ряд социальных проблем (жилищный вопрос, бедность и т.п.), которые с XVIII в. начинают эмпирически изучаться. В XIX в. А. Кетле разработал основы социологической статистики, а Ф. Ле Пле – монографический метод изучения семейных бюджетов. Рождается эмпирическая социология. В период 1915-1935 гг. в американской социологии доминирующее положение занимает Чикагская школа, представители которой пытались соединить эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Была выдвинута установка изучать то, что реально происходит в обществе («плебейские сюжеты»), а не заниматься поисками теоретических моделей «светлого будущего». Это привело к «методическому взрыву» – переносу акцента в область методики, техники и процедур конкретно-социологических исследований. Например, У. Томас и Ф. Знанецкий («Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918-1920) – поставили в центр социологического анализа понятие социальной ситуации, которая включает три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности), установки индивида и группы, определение ситуации действующим лицом. В рамках эмпирической социологии сформировалось два течения:

1. Академическая социология, задачей которой ставилось создание систем научного знания по отдельным областям общественной жизни. Преимущественный интерес в рамках этого течения был направлен на фундаментальные проблемы социального познания. Академическая социология изначально ориентировалась на открытие универсальных закономерностей в поведении человека и социальной организации.

2. Прикладная социология, целью которой ставилось решение четко определенных практических задач. Главная особенность прикладной социологии – это не ее содержание и не применяемые ею методы (они также научные), а ориентация на практическую пользу.

II

Во второй половине XX столетия господствующее положение в

социологическом знании заняли такие направления и школы, как

структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта,

символический интеракционизм и др.

Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и

сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в

1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов

системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь

общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых

структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном

расчленении социальной целостности, каждому элементу которой

придается определенное функциональное назначение.

Структура (лат. – строение) – совокупность устойчивых связей

объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся

условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой-

либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством

поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и

дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция.

Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто

стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не

индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами

социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала

объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных

ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т.д. Господствует

ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные

группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений,

описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется»

под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное

функционирование социальной системы. Структурно-функциональный

анализ как бы знает лишь один тип личности – «конформист-автомат».

В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два

значения:

1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной

системы по отношению к другому или к системе в целом (например,

функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);

2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в

одной части оказываются производными (функцией) от изменений в

другой ее части (например, изменения в соотношении городского и

сельского населения рассматривается как функция (последствие)

индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может

рассматриваться как вид детерминизма.

В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два

главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы

объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую

оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно

искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные

проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.

Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет

понятие системы. Система – это ряд элементов или компонентов, которые

в течение определенного периода времени находятся в более или менее

стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между

обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное

внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной

теории социальных систем.

Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основал и

возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального

действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и

эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из

центральных задач социологии является анализ общества как системы

функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная

система (общество в целом, производственная единица или отдельный

индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы:

адаптация – приспособление к окружающей среде; целеориентация –

формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;

интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности,

пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание

образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия,

самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему)

ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя

социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм-

ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая

подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки.

Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и

работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает

политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые

члены. Интегративную функцию выполняют институты социального

контроля, в основном госаппарат, роли – чиновники и граждане. За

поддержание образца ответственна подсистема социализации, т.е. семья,

школа, религия и т.п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь

выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к

нарушению равновесия социальной системы, рассматривались

Т.Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного

организма. Поэтому решительная борьба с ними – это естественная

реакция на патологические отклонения от нормы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: