Главное направление в американской социологии в 1920-1950-е гг. Возникает как антитеза избыточного теоретизирования и формализма, как механизм решения новых задач, вставших перед общественным управлением (социальный контроль, прогноз, регулирование общественной жизни и др.). С XVII в. возникает потребность в информации о населении, о материальных ресурсах и т.п. (для нужд социального управления). Появляются первые переписи и правительственные обследования населения. Последующая урбанизация и индустриализация обострили и породили ряд социальных проблем (жилищный вопрос, бедность и т.п.), которые с XVIII в. начинают эмпирически изучаться. В XIX в. А. Кетле разработал основы социологической статистики, а Ф. Ле Пле – монографический метод изучения семейных бюджетов. Рождается эмпирическая социология. В период 1915-1935 гг. в американской социологии доминирующее положение занимает Чикагская школа, представители которой пытались соединить эмпирические исследования с теоретическими обобщениями. Была выдвинута установка изучать то, что реально происходит в обществе («плебейские сюжеты»), а не заниматься поисками теоретических моделей «светлого будущего». Это привело к «методическому взрыву» – переносу акцента в область методики, техники и процедур конкретно-социологических исследований. Например, У. Томас и Ф. Знанецкий («Польский крестьянин в Европе и Америке», 1918-1920) – поставили в центр социологического анализа понятие социальной ситуации, которая включает три взаимосвязанных элемента: объективные условия (социальные нормы и ценности), установки индивида и группы, определение ситуации действующим лицом. В рамках эмпирической социологии сформировалось два течения:
|
|
1. Академическая социология, задачей которой ставилось создание систем научного знания по отдельным областям общественной жизни. Преимущественный интерес в рамках этого течения был направлен на фундаментальные проблемы социального познания. Академическая социология изначально ориентировалась на открытие универсальных закономерностей в поведении человека и социальной организации.
2. Прикладная социология, целью которой ставилось решение четко определенных практических задач. Главная особенность прикладной социологии – это не ее содержание и не применяемые ею методы (они также научные), а ориентация на практическую пользу.
II
Во второй половине XX столетия господствующее положение в
социологическом знании заняли такие направления и школы, как
структурно-функциональный анализ, теории социального конфликта,
символический интеракционизм и др.
Структурно-функциональный анализ – одно из важнейших и
|
|
сложнейших направлений в социологии. Наибольшего влияния достиг в
1950-60-е гг. Структурно-функциональный анализ – один из способов
системного исследования социальных явлений и процессов. Здесь
общество выступает как целостная система, изучаемая со стороны базовых
структур. Структурно-функциональный анализ базируется на структурном
расчленении социальной целостности, каждому элементу которой
придается определенное функциональное назначение.
Структура (лат. – строение) – совокупность устойчивых связей
объекта, обеспечивающих его воспроизводимость в изменяющихся
условиях. Структура обозначает относительно неизменную сторону какой-
либо системы. Признается, что порядок является «нормальным» средством
поддержания социального взаимодействия. Разбираются функции и
дисфункции социальных институтов внутри целого, но не их эволюция.
Таким образом, социальная структура общества рассматривается как нечто
стабильное, главное и определяющее в социальной жизни. Здесь не
индивиды, а социальные институты оказываются основными элементами
социальной реальности. Психология вообще изымается из арсенала
объяснения. Социальное исследование сводится к анализу социальных
ролей, социальных институтов, позиций, статусов и т.д. Господствует
ролевая теория личности, изучаются в основном большие социальные
группы. Личность рассматривается со стороны общественных отношений,
описывается в терминах социализации. Личность как бы «подгоняется»
под комбинации социальных форм, что обеспечивает надежное
функционирование социальной системы. Структурно-функциональный
анализ как бы знает лишь один тип личности – «конформист-автомат».
В структурно-функциональном анализе понятие функции имеет два
значения:
1) служебная роль («назначение») одного из элементов социальной
системы по отношению к другому или к системе в целом (например,
функции государства, права, образования, искусства, семьи и т.д.);
2) зависимость в рамках данной системы, при которой изменения в
одной части оказываются производными (функцией) от изменений в
другой ее части (например, изменения в соотношении городского и
сельского населения рассматривается как функция (последствие)
индустриализации). В этом смысле функциональная зависимость может
рассматриваться как вид детерминизма.
В рамках структурно-функционального подхода были выработаны два
главных правила исследования любых обществ: 1) для того чтобы
объяснить суть социального явления, нужно найти его функцию, которую
оно выполняет в более широком социальном контексте; 2) для этого нужно
искать прямые и побочные последствия, позитивные и негативные
проявления, т.е. функции и дисфункции данного явления.
Большое значение в структурно-функциональном анализе имеет
понятие системы. Система – это ряд элементов или компонентов, которые
в течение определенного периода времени находятся в более или менее
стабильной взаимосвязи. При этом часто проводится аналогия между
обществом и человеческим организмом. Однако преимущественное
внимание в структурно-функциональном анализе уделяется абстрактной
теории социальных систем.
Т. Парсонс (1902-1979) – американский социолог-теоретик, основал и
возглавил данное направление. Основные работы: «Структура социального
действия» (1937), «Социальная система» (1951), «Социальная система и
эволюция теории действия» (1977) и др. Для Т. Парсонса одной из
центральных задач социологии является анализ общества как системы
функционально взаимосвязанных переменных. Ни одна социальная
система (общество в целом, производственная единица или отдельный
|
|
индивид) не может выжить, если не решены ее основные проблемы:
адаптация – приспособление к окружающей среде; целеориентация –
формулирование целей и мобилизация ресурсов для их достижения;
интеграция – поддержание внутреннего единства и упорядоченности,
пресечение возможных отклонений; латентность (или поддержание
образца) – обеспечение внутренней стабильности, равновесия,
самотождественности системы. За каждую подобную функцию (проблему)
ответственны определенные подсистемы, которые включают в себя
социальные институты, соответствующие нормы и исполнителей норм-
ролей. Например, за функцию адаптации отвечает экономическая
подсистема, такие социальные институты, как заводы и банки.
Исполнителями норм-ролей здесь выступают предприниматели и
работники. Соответственно за функцию целеориентации отвечает
политическая подсистема, партии и движения, функционеры и рядовые
члены. Интегративную функцию выполняют институты социального
контроля, в основном госаппарат, роли – чиновники и граждане. За
поддержание образца ответственна подсистема социализации, т.е. семья,
школа, религия и т.п., в качестве исполнителей норм-ролей здесь
выступают учитель-ученик. Любые социальные явления, ведущие к
нарушению равновесия социальной системы, рассматривались
Т.Парсонсом как аномальные, нарушающие здоровье общественного
организма. Поэтому решительная борьба с ними – это естественная
реакция на патологические отклонения от нормы.