Тема 4. Социальные институты и социальные

ОРГАНИЗАЦИИ

1. Подходы к определению социального института

2. Структура социальных институтов, их типология, иерархия и

функции

3. Социология организации. Типы, модели, ролевое назначение

организаций

I

Социология придает исключительно большое внимание изучению социальных институтов общества. Понятию «социальный институт» принадлежит центральное место в системно-структурном анализе общественной жизни. Оно предполагает возможность обобщения многообразных действий людей путем соотнесения их с фундаментальными целями и потребностями социальной системы. В этом смысле социальный институт следует понимать как главный компонент социальной структуры, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающих социальные отношения в наиболее важных сферах общественной жизни. Термин «институт» имеет множество значений. В европейские языки он пришел из латинского: institutum – установление, устройство. Со времени он приобрел два значения – узкое техническое (название специализированных научных и учебных заведений) и широкое социальное: совокупность норм по определенному кругу общественных отношений, например, институт брака, институт наследования. В узкотехническом смысле мы используем слово «институт» в названии каких-либо учреждений. К примеру, Институт социологии РАН – это конкретное учреждение, а наука – это социальный институт, часть общества, совокупность всех конкретных учреждений.

Социологи, позаимствовавшие это понятие у правоведов, наделили его новым содержанием. Однако в научной литературе по поводу институтов, как и по другим фундаментальным вопросам социологии, не существует единства взглядов. В социологии имеется не одно, а множество определений социального института. Одним из первых дал развернутое представление о социальных институтах видный американский социолог и экономист Т. Веблен (1857-1929). Хотя его книга «Теория праздного класса» появилась в 1899 г., многие ее положения не устарели до сих пор.

Он рассматривал эволюцию общества как процесс естественного отбора социальных институтов, который по своей природе не отличается от обычных способов реагирования на стимулы, создаваемые внешними изменениями. Иначе понимал институты Р. Миллс, а именно как общественную форму определенной совокупности социальных ролей. Р. Миллс классифицировал институты по выполняемым задачам (религиозным, военным, образовательным), образующим институциональный порядок.

Известный американский социолог П. Бергер называет институтом обособленный комплекс социальных действий, например, юридический закон, социальный класс, брак, организационно оформленную религию. Современный немецкий социолог, один из основателей философской антропологии А. Гелен трактует институт как регулирующее учреждение, направляющее в определенное русло действия людей подобно тому, как инстинкты руководят поведением животных. Иными словами, институты обеспечивают процедуры упорядочения поведения людей и побуждают их идти проторенными путями, которые общество считает желательными. По мнению Л. Бовье, социальный институт – это система культурных элементов, ориентированных на удовлетворение набора конкретных социальных потребностей или целей. Собственно институт составляют взаимодействующие индивиды. Социальный институт – культурно санкционированный способ выполнения работы или совокупности работ. Индивид участвует в институте через механизм социальных статусов. Понятию «социальный институт» в отечественной социологии отводится значительное место. Социальный институт определяется как ведущий компонент социальной структуры общества, интегрирующий и координирующий множество индивидуальных действий людей, упорядочивающий социальные отношения в отдельных сферах общественной жизни. Согласно С.С. Фролову, «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества». По мнению М.С. Комарова, социальные институты представляют собой «ценностно-нормативные комплексы, посредством которых направляются и контролируются действия людей в жизненно важных сферах – экономике, политике, культуре, семье» В.Ф. Анурин определяет социальный институт как «устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих взаимодействие людей в определенной сфере жизнедеятельности и организующих его в систему ролей и статусов». Иными словами, социальные институты суть крупномасштабные объединения социальных статусов и ролей. Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную и интегрированную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. Если суммировать все множество подходов, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:

• ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;

• совокупность обычаев, традиций и правил поведения;

• формальную и неформальную организацию;

• совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную

сферу общественных отношений;

• обособленный комплекс социальных действий.

Понимая социальные институты как совокупность норм и механизмов, регулирующих определенную сферу общественных отношений (семья, производство, государство, образование, религия), социологи углубили представление о них как о базовых элементах, на которых покоится общество.

Приспосабливаясь к среде, общество в течение истории вырабатывает инструменты, пригодные для решения множества задач и удовлетворения важнейших потребностей. Эти инструменты и называются социальными институтами. Типичные для данного общества институты отражают культурный облик этого общества. Институты разных обществ столь отличаются друг от друга, как и их культуры. Скажем, институт брака у разных народов содержит своеобразные обряды и церемонии, опирается на принятые в каждом обществе нормы и правила поведения. В одних странах институт брака допускает, например, многоженство, что в других странах категорически запрещено согласно их институту брака.

Внутри совокупности социальных институтов можно выделить

подгруппу культурных институтов как вид частных социальных

институтов. К примеру, когда говорят, что пресса, радио и телевидение

представляют собой «четвертую власть», по существу их понимают как

культурный институт. Коммуникационные институты – часть культурных

институтов. Они являются теми органами, через которые общество

посредством социальных структур производит и распространяет

информацию, выраженную в символах. Коммуникационные институты

являются главным источником знаний о накопленном опыте, выраженном

в символах. Подвидом коммуникационных институтов являются

библиотеки, музеи, школы и университеты, телевидение, газеты,

книгопечатание, радио, кино. Однако компьютер и радиоприемник,

кинотеатр и телевизор следует рассматривать, конечно, не как институты,

а как технические устройства передачи знаний, т.е. коммуникации.

Совокупность всех технических устройств, включая здания, работников и

фонды библиотек, музеев и школ, составляет инфраструктуру

институциональной системы культуры.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы

большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись,

прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев – к институтам

здравоохранения. Законный порядок в обществе обеспечивают такие

институты, как государство, правительство, суды, полиция.

Институты одновременно выступают инструментами социального

контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют

людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую

дисциплину. Поэтому институт понимается как совокупность норм и

образцов поведения.

На заре истории в человеческом стаде господствовал промискуитет –

беспорядочные половые отношения. Постепенно они были ограничены

запретами, первым из которых был запрет кровосмешения. Он запрещал

половые отношения между кровными родственниками, скажем, между

матерью и сыном, братом и сестрой. По существу, этот запрет,

воспрепятствовавший генетическому вырождению человеческого рода,

являлся первой в истории человечества социальной нормой. Позже

появились и другие нормы. Люди не смогли бы выжить, не организовав

свои отношения с помощью норм. Так зародился самый ранний

социальный институт – институт семьи и брака.

Передаваемые из поколения в поколение нормы семейного и брачного

поведения, как и другие институциональные нормы, становились

безусловным обычаем, переходя в традицию, направляя образ жизни и

образ мышления людей в определенное русло. Нарушителям (на языке

социологии – девиантам) грозило суровое наказание (санкции).

Понятно теперь, почему родоначальник институционализма Т. Веблен и

его последователи определяли социальный институт как совокупность

общественных обычаев, воплощение определенных привычек поведения,

образ мысли и образ жизни, передаваемых из поколения в поколение,

меняющиеся в зависимости от обстоятельств и служащие орудием

приспособления к ним. Собственно говоря, так понимают термины

«институция» (установление, обычай, порядок, принятый в обществе),

«институт» (закрепление обычаев и порядков в виде закона или

учреждения) юристы. Отсюда и термин «институционализация»,

обозначающее закрепление практики или области общественных

отношений в виде закона или социальной нормы, принятого порядка.

Институционализация означает развитие и исторические изменения

социальных институтов.

Институционализация представляет собой процесс определения и

закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, приведение их в

систему, способную действовать в направлении удовлетворения некоторой

общественной потребности. Институционализация – это замена

спонтанного и экспериментального поведения на предсказуемое, которое

ожидается, моделируется, регулируется.

Так, институционализация науки, скажем социологии, предполагает

принятие государственных решений и постановлений, создание

исследовательских институтов, бюро, служб и лабораторий, открытие при

университетах, колледжах и школах соответствующих факультетов,

отделений, кафедр и курсов, подготовки профессиональных специалистов,

издание журналов, учебников, монографий и т.д. Если группа

единомышленников, развернув широкую агитацию, находит поддержку со

стороны людей, также добивающихся определенных изменений в

обществе, а затем в установленном порядке легализуется, то речь идет об

институционализации некоей политической партии.

Без институционализации современное общество существовать не может.

Благодаря ей, спонтанные состязания в силе (драки) превращаются в

высокоформализованные спортивные соревнования, беспорядочная половая

жизнь – в институт семьи и брака, стихийные движения протеста – в

политические партии. Институты выступают опорными точками

общественного порядка, теми китами, на которых держится социальный мир.

Институционализация – восхождение, укрепление социальной практики

до уровня института, законодательное оформление статуса, обрастание

организационной инфраструктурой и материальными ресурсами.

Институциональный кризис – обратный процесс, характеризующий

падение авторитета данного института, например семьи, снижение доверия

к нему. Причиной кризиса служит неспособность данного института

эффективно исполнять свои главные функции, например образования –

учить детей, медицины – лечить людей, семьи – укреплять узы брака,

воспитывать детей. Институциональные нормы при этом существуют, они

провозглашены, но обществом не соблюдаются. Следствие такого кризиса

– перераспределение функций. Например, в середине 80-х годов в России

наметился кризис средней школы, которая перестала справляться с

подготовкой выпускников к вузу, сразу же появились репетиторы –

институт посредников. Кризисы происходят постоянно, они представляют

естественное состояние института. Кризис политических институтов

проявляется в снижении к ним доверия со стороны населения. Известно,

что в трансформирующихся обществах растет массовое недоверие граждан

к политическим партиям, как к гражданским институтам вообще. Около

60% россиян в начале XXI века не доверяли практически ни одному

институту. При таких условиях проявляются две существенные тенденции:

общая политическая апатия и отход от политической жизни, с одной

стороны, и повышенные возможности политических партий привлечь

граждан недемократическими методами – с другой.

Кризис обнажает неполадки, возникшие в механизме

функционирования института, и помогает избавиться от них, лучше

приспособиться к изменяющейся реальности. Без кризисов не может быть

и развития института. Так, институт образования в США трижды

испытывал серьезные кризисы – в 60-х, 70-х и 80-х годах, когда страна,

догоняя ушедшие вперед страны (сначала СССР, а позже Японию)

пыталась повысить уровень академических знаний школьников. США и

сейчас еще не достигли поставленной цели, тем не менее многого

добились на этом пути и американское образование считается сейчас

престижным.

Американские социологи различают два процесса – институцию норм и

их институциализацию. Нормы не считаются институциализированными

до тех пор, пока они не признаны большинством населения, пока они не

являются общепринятыми, само собой разумеющимися. Институция норм

понимается как формальное принятие парламентом или иным

законодательным органом новых норм, независимо от того, как к ним

относится население.

II

Поскольку зарубежные, а вслед за ними и отечественные социологи

придерживаются различных определений социального института, то

вполне естественно, что по-разному они понимают его внутреннюю

структуру, т.е. функционально взаимосвязанную систему опорных

элементов. Некоторые социологи считают, что главным в социальном

институте выступают статусы и роли, другие уверены, что в первую

очередь речь идет о системе норм и предписаний, третьи выделяют

значение моделей и образцов поведения, регулируемых механизмом

социального контроля. Несмотря на многообразие точек зрения, все они по

существу верны, поскольку представляют разное видение одного и того

же. Следует выделить такие элементы социального института:

• цели и задачи, которые относятся к явным функциям института;

• образцы и правила поведения, устные и письменные традиции;

• символические черты и элементы;

• утилитарные черты, материальные средства

Раскрывая и анализируя поэлементную структуру социального

института, нужно тесно связывать ее с выполняемыми институтом

функциями. Кроме того, необходимо различать внешние (формальные)

характеристики, которые воспринимаются уже при первом знакомстве с

функционированием института, и внутренние, связанные с совокупностью

правил и образцов поведения (см. рис.1).

По мнению С.С. Фролова, правильнее говорить не об элементах,

входящих в структуру института, а об институциональных признаках, т.е.

общих для всех институтов чертах и свойствах. Таковых пять: 1) установки

и образцы поведения (например, привязанность, лояльность,

ответственность и уважение в семье, послушание, лояльность и

субординация в государстве), 2) символические культурные признаки

(обручальное кольцо, флаг, герб крест, иконы и др.), 3) утилитарные

культурные черты (дом для семьи, общественные здания для государства,

магазины и фабрики для производства, учебные классы и библиотеки для

образования, храмы для религии), 4) устный и письменный кодексы

(запреты, правовые гарантии, законы, правила), 5) идеология.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (их

именуют также фундаментальными, основными) и неглавные (неосновные,

частные). Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более

мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные,

их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты

различаются временем своего возникновения и продолжительностью

существования (постоянно действующие и кратковременные институты),

жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями

существования, наличием или отсутствием бюрократической системы

управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных

порядков, подразумевая главные институты: 1) экономический –

институты, организующие хозяйственную деятельность; 2) политический –

институты власти; 3) семейный – институты, регулирующие половые

отношения, рождение и социализацию детей; 4) военный – институты,

организующие законное наследие; 5) религиозный – институты,

организующие коллективное почитание богов.

Большинство социологов согласны с Миллсом в том, что главных

(основных, фундаментальных) институтов в человеческом обществе всего

пять. Их предназначение – удовлетворять важнейшие жизненные

потребности коллектива или общества в целом. Каждый наделен ими в

избытке, к тому же у каждого – индивидуальная комбинация

потребностей. Но фундаментальных, важных для всех, не так уж и много.

Их всего пять, но ровно пять и основных социальных институтов:

• потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);

• потребность в безопасности и социальном порядке (политические

институты, государство);

• потребность в средствах существования (экономические институты,

производство);

• потребность в получении знаний, в социализации подрастающего

поколения, подготовке кадров (институты _______образования в широком смысле,

т.е. включая науку и культуру);

• потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт

религии).

Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют

возникновение производства не менее 2 млн. лет, если отправной точкой

считать первое орудие труда, созданное человеком. Семье антропологи

отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по

отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала,

принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия,

моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья.

Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а

именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм,

тотемизм и анимизм) появилась приблизительно 30–40 тыс. лет назад, хотя

некоторые археологи, учитывая возраст древнейших наскальных рисунков

(15 тыс. лет) и миниатюрных скульптурок, отображающих зарождение

культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают ее возраст несколько

меньшим.

В таблице 1 приведены характеристики пяти фундаментальных

институтов общества, указаны отличительные черты каждого. Как уже

говорилось, внутри главных институтов находятся неглавные, или

неосновные институты, которые называют также социальными практиками

или обычаями. Дело в том, что у каждого главного института существуют

свои системы наработанных практик, методов, процедур. Так,

экономические институты не могут обойтись без таких механизмов, как

конвертация валюты, защита частной собственности, профессиональный

подбор, расстановка и оценка труда работников, маркетинг, рынок.

Внутри института семьи и брака, в который входит и система родства,

находятся институты отцовства и материнства, родовой мести,

побратимства, наследования социального статуса родителей, имя

наречения и т.д. Скажем, обычай назначать свидание является элементом

социальной практики ухаживания. Культуры различаются существующим

в них набором социальных практик. Так, в некоторых регионах Азии

невест выкупают либо похищают, поэтому существует институт выкупа.

Калымный брак – его разновидность. А в Европе за невестой принято

давать приданое, отсюда соответственно существует институт приданого,

имеющий длительную историю и множество региональных особенностей.

В отличие от основного института неосновной выполняет

специализированную задачу, обслуживая конкретный обычай или

удовлетворяя нефундаментальную потребность.

Функция (от лат. functio – исполнение, осуществление) – назначение

или роль, которую выполняет определенный социальный институт или

процесс по отношению к целому (например, функция государства, семьи и

т. д. в обществе). Функцию социального института можно определить как

ту пользу, которую он приносит обществу. Иначе говоря, совокупность

решаемых им задач, достигаемых целей, оказываемых услуг. Первой и

важнейшей миссией социальных институтов является удовлетворение

важнейших жизненных потребностей общества, т.е. того, без чего

общество не может существовать как таковое. Оно не может существовать,

если не будет постоянно пополняться новыми поколениями людей,

приобретать средства пропитания, жить в мире и порядке, добывать новые

знания и передавать их следующим поколениям, заниматься решением

духовных вопросов.

Не менее важной является функция социализации людей,

осуществляемая практически всеми социальными институтами (усвоение

культурных норм и освоение социальных ролей). Ее можно назвать

универсальной. Список универсальных, т.е. присущих всем социальным

институтам, функций можно продолжить, включив сюда функцию

закрепления и воспроизводства общественных отношений, регулятивную,

интегративную, транслирующую и коммуникативную функции.

Наряду с универсальными, существуют и специфические функции, т.е.

такие функции, которые присущи одним и не присущи другим институтам,

например воспроизводство новых поколений (институт семьи), добывание

_______средств существования (производство), наведение и поддержание порядка

в обществе (государство), открытие и передача новых знаний (наука и

образование), отправление ритуалов (религия).

Таблица 1.

Признаки главных институтов общества

Семья Государство Бизнес Образование Религия

1. Установки и образцы поведения

Привязанность Послушание Производительность Любовь к знанию Почтительность

Лояльность Лояльность Лояльность

Ответственность Субординация Экономность Посещаемость Поклонение

Уважение Производство прибыли

2. Символические культурные признаки

Обручальное кольцо Флаг Фабричная

Марка

Школьная

Эмблема

Крест

Брачный ритуал Печать Патентный знак Школьные песни Иконы

Герб Святыни

Национальный гимн Гимн

3. Утилитарные культурные черты

Дом Общественные здания Магазин, фабрика Классы Церковные здания

Квартира Общественные работы Оборудование Библиотеки Церковный реквизит

Мебель Бланки и формы Бланки и формы Стадионы Литература

4. Кодекс устный и письменный

Семейные запреты и

допущения

Конституция Контакты Правила учащихся Вера

Законы Лицензии Церковные запреты

5. Идеология

Романтическая

любовь

Государственное

право

Монополии Академическая

свобода

Православие

Совместимость Демократия Свободная торговля Прогрессивное

образование

Баптизм

Индивидуализм Национализм Право на труд Равенство при

обучении

Протестантизм

Некоторые институты выполняют функцию стабилизации

общественного порядка. К ним относятся политико-правовые институты

государства, правительства, парламента, полиции, судов, армии. Другие

поддерживают и развивают культуру: это относится, например, к

институтам церкви и религии. Комбинация универсальных и

специфических функций может быть представлена следующей таблицей.

Таблица 2

Типы социальных институтов и их функции

Функции

Типы институтов

Репродукция (воспроизводство общества в целом

и отдельных его членов, а также их рабочей

силы)

Брачно-семейные Культурные

Образовательные

Производство и распределение материальных

благ (товаров и услуг) и ресурсов

Экономические

Контроль за поведением членов общества (в

целях создания условий для конструктивной

деятельности и урегулирования возникающих

конфликтов)

Политические Правовые

Культурные

Регулирование использования власти и доступа к

ней

Политические

Коммуникация между членами общества

Культурные Образовательные

Защита членов общества от физической

опасности

Военные

Правовые Медицинские

Внутри каждого социального института можно выделить целый ряд

подфункций, которые он выполняет и которых может не быть у других

институтов. К примеру, в институте семьи можно выделить подфункцию

сексуального регулирования, репродуктивную подфункцию, подфункцию

эмоционального удовлетворения, а также статусную, защитную и

экономическую подфункции.

Некоторые институты выполняют несколько функций одновременно,

тогда как на выполнении одной функции могут специализироваться сразу

несколько институтов. К примеру, функцию воспитания или социализации

детей выполняют такие институты, как семья, церковь, школа,

государство. При этом институт семьи выполняет такие функции, как

воспроизводство людей, воспитание и социализация, удовлетворение

потребности в интимной близости. Функции, выполнявшиеся некогда

одним институтом, со временем могут передаваться другим или

распределяться, частично или полностью, среди других. Скажем, в

далеком прошлом институт семьи выполнял не более пяти-семи функций,

однако сегодня некоторые из них переданы другим институтам.

Воспитанием наряду с семьей занимается школа, организацией отдыха –

специальные институты рекреации. А функцию добывания средств

существования, чем во времена охотников и собирателей занималась

исключительно семья, сегодня целиком и полностью взяла на себя

индустрия.

На заре своего существования государство выполняло узкий круг задач,

связанных прежде всего с налаживанием и поддержанием внутренней и

внешней безопасности. Однако по мере усложнения общества

усложнялись и функции государства. Сегодня оно не только защищает

границы, борется с преступностью, но также регулирует экономику,

занимается социальным обеспечением и помощью малоимущим, собирает

налоги и поддерживает здравоохранение, науку, школу. Церковь, которая

создавалась ради решения важных мировоззренческих вопросов и

установления высших нравственных нормативов, со временем взяла на

себя функции образования, экономической деятельности (монастырское

хозяйство), сохранения и передачи знаний, исследовательской работы

(монастырские библиотеки, религиозные академии, гимназии, школы,

университеты, колледжи), попечительства и филантропии (помощь

нуждающимся).

Функции, выполняемые институтами, со временем изменяются. Так,

принадлежавшие ранее церкви функции образования и социальной

помощи нуждавшимся приняло на себя современное государство, создав

разветвленную сеть учреждений, выполняющих ту и другую работу.

Однако в какой-то мере церковь продолжает заниматься образованием и

социальной работой. К функциям семьи относят обеспечение

экономической безопасности, образования, религиозного просвещения и

руководства, рекреации, воспроизводства и эмоциональной поддержки. В

разных культурах функции семьи различались. Вот примеры из

примитивных обществ.

Контроль воспроизводства. В одних племенах биологический отец не

получал соответствующего социального статуса, в других – социальный

статус отца получал не биологический отец, а другой человек.

Число разрешенных супругов. Полигамия означает множество супругов

и включает полиандрию (одна жена и несколько мужей), полигинию (один

муж и несколько жен), групповой брак (несколько жен и несколько

мужей). Полиандрия была отмечена в 31 из 475 изученных племен,

полигиния – в 378, моногамия – в 66. Но в племенах с полигинией лишь

небольшое число мужчин, как правило, самых богатых, имели по

нескольку жен.

Стабильность брака. Нерушимым брак оказался только в 4% изученных

племен, в 48% развод мог происходить по инициативе любого из супругов,

в 23% – только по желанию мужа. Ни одного случая развода по

инициативе жены не обнаружено.

Выбор супруга и социальная структура. Эндогамия предполагает брак

внутри своей группы, но запрещает брак между близкими родственниками.

Экзогамия означает выбор супруга вне своей группы.

Передача статуса и собственности. Родство ведется как по линии

матери, так и по линии отца. Матринальная, как и патернальная системы

существуют также в наследовании собственности.

Статус и роль пола. Женщины в большинстве случаев занимают низшие

статусы. Это присуще 73% земледельческих и 87,5% пастушеских племен.

Если институт вместо пользы приносит обществу вред, то такое

действие называют дисфункцией. К примеру, функция (задача) института

образования – готовить всесторонне развитых специалистов. Но если он не

справляется со своей задачей, если образование поставлено из рук вон

плохо, то необходимых специалистов общество не получит. Школы и вузы

выпустят в жизнь рутинеров, дилетантов, полузнаек. Функция

превращается таким образом в дисфункцию.

Деятельность социального института считается функциональной, если

она способствует сохранению стабильности и интеграции общества. Она

может расцениваться как дисфункциональная, если работает не на его

сохранение, а на разрушение. Нарастание дисфункций в деятельности

социальных институтов может вести к социальной дезорганизации

общества.

III

Сегодня социология организаций – одна из наиболее развитых частных

социологических теорий. В то же время она не является целостной и

монолитной дисциплиной – это динамично развивающаяся

многомодельная дисциплина, для представителей которой характерны

плюрализм мнений и постоянная полемика. Именно полемика во многом

является источником динамичного развития данной дисциплины.

В соответствии с этим предпринимаемый анализ социологии

организаций (как науки) и организации (как объекта ее изучения) ведется _______с

позиций признания допустимости и даже необходимости теоретического и

методологического плюрализма (во вся ком случае, применительно к этой

области знания) и широкого использования положений ситуационной

методологии. Под ситуационной методологией мы понимаем такой подход

к изучению организаций, в котором отрицается возможность получения

однозначного или универсального управленческого подхода, одной

универсальной теоретической модели для ответа на вопросы,

возникающие относительно природы, способов функционирования и

развития организаций.

Социолог Г. Шерман одним из первых сформулирол принципы

ситуационного подхода. Он утверждал, что нет и не может быть

универсальной структуры, способа, стиля руководства и управления,

единых принципов строения и развития организации. Организация – это

специфический социальный объект, выступающий одновременно

коллективным участником скооперированной деятельности. Организация

– целевой, жестко структурированный социальный институт,

обеспечивающий соединение разнородных и разнонаправленных

деятельностей в единый процесс во имя достижения неких общих целей.

Особенность организации как специфического социального объекта,

изучаемого социологией, по нашему мнению, в том, что она в наиболее

концентрированном виде фокусирует некоторые базовые социальные

процессы и некоторые важнейшие проблемы, изучаемые социологией.

Интерес к исследованию организаций со стороны социологии обусловлен

их социальной природой в сочетании с важной ролью, которую

организации выполняют в обществе.

Существуют разные классификации организаций: по форме

собственности; типу реализуемой цели и характеру выполняемой

деятельности; возможности сотрудников влиять на организационные цели;

масштабу влияния; типу и степени жесткости организационных структур и

степени формализации отношений; числу выполняемых функций; типу

внешней среды и способу взаимодействия с ней. По разным основаниям

организации классифицируют на социетальные и локальные; скалярные

(жестко структурированные) и латеральные (менее жестко

структурированные); административные и общественные; деловые и

благотворительные; частные, акционерные, кооперативные,

государственные и общественные. Несмотря на существенные различия,

все они имеют ряд общих черт и могут быть рассмотрены в качестве

объекта изучения социологии организаций. Каковы же эти общие черты?

Организация и социальный порядок. Основанием для возникновения

организации является потребность в осуществлении людьми совместной

кооперированной деятельности, достижении неких общих целей.

Необходимым условием функционирования организации как социального

образования, возникающего для обеспечения коллективной деятельности,

является соединение разнородной деятельности в единый процесс,

синхронизация их усилий во имя достижения общих целей. Это, в свою

очередь, предполагает установление определенного социального порядка:

во-первых, изначальное ограничение свободы, автономии и активности

каждого участника деятельности; во-вторых, установление определенных

правил, регулирующих взаимодействие и создающих поле для

стандартизации и воспроизводства этих отношений, – обеспечение

предсказуемости и скоординированности действий. Именно обеспечение и

поддержание социального порядка является важнейшей функцией

организации.

Это условие предполагает разделение управленческой деятельности

любой крупной организации на два принципиально различных вида

деятельности: 1) административную – осуществление программирующих и

контролирующих функций управления людьми, выполняющими базовую

деятельность (целеполагание, планирование, координация, контроль); 2)

функциональную (а позже менеджерскую) – создание условий для

осуществления управления, функционирования и развития организации.

Необходимость такого разделения вызвана дифференциацией и

усложнением базовой деятельности организации. Появление

функциональных специалистов предполагает выделение нескольких узких

направлений узкоспециализированной деятельности и переход от

управления людьми к организации деятельностями, примерами которых

могут быть техническая, финансовая, маркетинговая, кадровая и другие

виды деятельности в рамках управления. Цель менеджерской деятельности

– создание условий для нормального осуществления базовой работы,

развитие организации. Возникнув первоначально как вспомогательная

функция, в помощь администраторам, эта деятельность становится

ключевой в современных системах управления. Именно с ее развитием

связан тезис, что по мере усложнения организаций деятельность узких

вспомогательных специалистов играет все большую роль в управлении, в

то время как роль высших администраторов становится все более

символической. Проблема необходимости разделения этих двух

принципиально различающихся видов управленческой деятельности

достаточно подробно была обоснована в работах Ф. Тейлора и А. Файоля,

в которых отражены разные способы соединения этих деятельностей в

различных типах организационных структур.

Элементы внутренней структуры организации. Один из важнейших

элементов внутренней среды и внутренних ситуационных переменных

организации – организационные цели. Особую роль целей в

формировании организационной структуры и функционировании

организации отмечают практически все специалисты по организации

управления Так, А. Файоль, давая определение социальной составляющей

процесса организации, связывает этот процесс именно с формированием

структур управления под цель..

Под целями организации обычно понимается идеальный образ

желаемого будущего или планируемый результат. Проблема

целеполагания активно разрабатывается организационной и

управленческой теорией. Управление современной организации

предполагает наличие не одной цели, а их разветвленной системы, при

этом работа с целями – особая область деятельности управленца, который

занимается выбором приоритетных целей и их уравновешиванием в

терминах «результат – цена». Именно оценка результатов реализации

широкого перечня целей сегодня часто рассматривается как основной

способ оценки эффективности организации.

П. Друкер, один из авторов популярной концепции «управления по

целям», применительно к деловой коммерческой организации выделяет

следующий примерный набор целей, ориентированных на реализацию в

разных областях:

• определение секторов рынка, с которыми организация работает;

• цели, связанные с отношением к нововведениям и областям

нововведений;

• обеспечение продуктивности организации;

• обеспечение определенного уровня производительности;

• обеспечение материальных и финансовых ресурсов;

• достижение определенного уровня прибыли;

• развитие эффективности системы управления и развитие самих

менеджеров;

• обеспечение признания организации со стороны внешнего

окружения.

Оценивая функцию целей, Друкер связывает с их существованием

возможность решения ряда управленческих проблем:

• оценка и интерпретация широкого спектра общественных явлений;

• проверка истинности теоретических представлений, латентно

заложенных в целях;

• оценка и предсказание поведения людей, групп и других организаций;

• оценка значимости тех или иных целей уже в процессе принятия

решения.

Другим важным компонентом внутренней среды, тесно связанным с

понятием цели, является стратегия. Эта ситуационная переменная

внутренней среды, интегрирующая осмысленную логику

организационного развития. Под стратегией обычно понимается

разновидность долгосрочного плана развития организации,

ориентированного на перспективы взаимоотношений с внешней средой с

учетом реальных и потенциальных возможностей организации. Стратегия

включает перечень долгосрочных целей, краткосрочных и

вспомогательных целей, способы распределения и пользования ресурсами,

правила, регулирующие взаимоотношения персонала и осуществление

деятельности. Стратегия всегда возникает по поводу и в связи с

изменением состояния внешней среды и учитывает актуальные и

потенциальные возможности организации.

В значительной мере определяя логику развития организации, стратегия

в то же время влияет на формирование организационной структуры.

Именно стратегический выбор, осуществляемый менеджером,

предопределяет многие объективные факторы (размер, технологию, меру

зависимости от других организаций, влияющих на формирование

организационной структуры). При этом ранее сделанный стратегический

выбор во многом ограничивает последующие выборы.

Американские социологи А. Чемдлер и Г. Даймс, анализируя логику

формирования структуры американских (а затем европейских)

коммерческих организаций, показали, что каждому из двух выделенных

ими типов противоположных стратегий (оборонительная и позитивная)

развития организации соответствует свой тип организационной структуры.

Так называемая оборонительная стратегия, ориентированная на удержание

и укрепление уже завоеванных ранее фирмой позиций на рынке и

предполагавшая ее развитие посредством слияния с организациями-

поставщиками и продавцами, приводила к созданию централизованной

функционально-разделенной структуры. Позитивная стратегия, связанная с

активным поиском новых рынков и созданием новых направлений

деятельности (диверсификация), приводила к формированию

децентрализованной (так называемой дивизионной) структуры.

Третий важный компонент внутренней среды организации и

одновременно ситуационная переменная – технология, один из мощных

факторов, определяющих состояние структуры организации. В узкой

трактовке технология, – это совокупность средств деятельности (обору-

дование, инфраструктура, инструменты, технические знания и навыки

персонала), позволяющая обеспечить переработку сырья в конечный

продукт (услугу) с заданными свойствами.

Более широкая трактовка технологии рассматривает ее как алгоритм

любой деятельности, обеспечивающей достижение запланированного

результата. Такой подход позволяет применить это понятие к процессам

переработки информации и процессам управления.

Впервые проблема влияния технологии в ее традиционном понимании

на социальные отношения (социальную организацию) и структуру

организации исследована в работах представителей социотехнического

подхода в социологии организации – Дж. Вудворд, Р. Дабина, А. Раиса,

Э.Триста, Н.И.Лапина, В.Г. Подмаркова, О.И. Шкаратана. Эти

специалисты указали, во-первых, на то, что технико-технологический

компонент организации формирует относительно самостоятельную

подсистему регуляции поведения людей, сосуществующую с подсистемой

социальной регуляции, а во-вторых, на то, что эта подсистема, особенно в

производственных организациях, во многом предопределяет и

ограничивает ряд черт собственно социальной организации.

Все элементы внутренней среды организации взаимосвязаны и

взаимообусловлены. Но следует помнить, что они предопределены целью,

которая, в свою очередь, продиктована положением социальной

организации во внешней среде (социуме).

Рисунок 1

характеристик

а

Внутренняя, содержательная,

деятельностная структура

Социальный институт – есть определенная

совокупность целесообразно

ориентированных стандартов поведения

определенных лиц в определенной

ситуации.

«Материальная» внешняя формальная

структура

Социальный институт – есть совокупность

лиц, учреждений, снабженных

определенными материальными

средствами и осуществляющих конкретную

социальную функцию.

Пример: Юстиция как социальный

институт: внешне есть совокупность лиц

(прокуроры, судьи, адвокаты и д.р.),

учреждений и материальных средств

(прокуратуры, суды, тюрьмы и др.)

Пример: Юстиция как социальный

институт представляет собой совокупность

стандартизированных образцов поведения

правомочных лиц, обеспечивающих

данную социальную функцию. Эти

стандарты поведения воплощаются в

социальных ролях (роль судьи, прокурора,

адвоката и др.)

Социальный институт

Цель – функция

Обеспечить относительную устойчивость и стабильность социальных связей и

отношений в обществе

Рисунок 2

Формы организации

Формы и учреждения,

которые либо возникают

сами для коммерческих

целей, либо создаются

более широкими

организационными

системами для решения

отдельных задач. Основа

внутреннего

регулирования –

административный

распорядок, принципы

единоначалия,

коммерческой

целесообразности.

Первоначально люди

селятся вместе, чтобы

через соседские связи

использовать

деятельностные

способности друг друга,

при этом сохраняя какую-

то целесообразность

целого (соблюдая

планировку улиц, форму и

размеры жилища,

структуру специализаций

и т.д.), которая каждому в

отдельности не нужна.

деловые организации

общественные союзы,

массовые

промежуточные

формы организаций

поселение

ассоциативные

организации

Например,

кооперативные, семейно –

хозяйственные,

рыболовецкие колхозы,

артели.

Соединяют в себе

основные признаки

союзов, но выполняют

предпринимательские

функции.

Цели таких

организаций

вырабатываются

«изнутри» и

представляют собой

обобщение

индивидуальных целей

участников.

Регулирование

обеспечивается принятым

уставом и выбранным

руководителем

Семья, научная школа,

неформальная группа, и др.

-относительная стабильность

- иерархия (главенство,

лидерство)

- устойчивое распределение

участников (по ролям,

престижу)

- принятие общих решений.

Регулятивные функции

осуществляют спонтанно

складывающиеся в них

коллективные нормы и

ценности.

Литература

Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты:

содержание, функции, структура. – Свердловск, 1980.

Гвиашвилия Д.М. Организация и управление. – М., 1998.

Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. – Спб.,

1998.

Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3 т. – Т. 3. Социальные

институты и процессы. – М., 2000.

Катц Д. Социальная психология организаций. – Киев, 1993.

Лейман И.И. Наука как социальный институт. – Л., 1981.

Мильнер Б.З. Теория организаций. – М., 1998.

Социология организаций: Словарь-справочник. – М., 1996.

Фролов С.С. Социология. – М., 2000.

Контрольные вопросы и проблемные задания

1. В каком случае деятельность социального института считается

функциональной?

2. От чего зависит количество и содержание функций социального

института?

3. Являются ли политические партии социальной организацией?

4. Какова роль общественных движений в России?

5. Какие цели заложены в основу деятельности политических партий и

общественных движений? Приведите примеры.

6. Какие задачи сегодня должны решать профсоюзные организации?

7. Подумайте, в чем состоит сегодня дисфункций таких социальных

институтов как семья и образование. Приведите примеры, известные Вам

по личному опыту.

8. В России при сохранении бесплатного образования очень многим

приходится платить за учебу. Как нужно интерпретировать это явление –

как функцию или дисфункцию института образования?

9. Как вы думаете, почему называются социальными институтами

следующие явления:

- институт английских дворецких,

- институт опекунства,

- институт частного образования

Тест

1. Какие из приведенных определений характеризуют следующие понятия:

1) «социальный институт»

2) «институционализация»

3) «институционализационный кризис»

А. Закрепление социальных норм, правил, статусов и ролей.

Б. Совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную

сферу общественных отношений.

В. Переходное состояние надындивидуального объединения,

перелом в осуществлении ролевой системы.

2. Чем отличается социальный институт от социальной группы?

а) объединяет индивидов по их интересам и ценностям

б) способствует взаимодействию людей

в) имеет устойчивый комплекс формальных и неформальных

правил

3. Какое условие является гарантией эффективного функционирования

социального института?

а) принятие нужных законов высшим законодательным органом

страны

б) признание большинством населения норм и правил поведения

в) открытие представительств института во всех регионах страны

4. К универсальным функциям социальных институтов следует отнести:

а) распределение материальных благ

б) воспроизводство населения

в) социализация новых поколений

5. Какое определение наиболее подходит к понятию «Социальная

организация»:

а) объединение людей по интересам

б) совместная защита жизненно важных прав

в) обеспечение совместных деятельности для достижения общих

целей

6. Какое условие является необходимым для эффективной деятельности

организации?

а) ограничение автономии каждого участника деятельности

б) расширение сферы влияния организации

в) принятие новых членов в организацию

7. Как должны соотноситься между собой цели и внутренняя структура

организации?

а) они должны соответствовать друг другу

в) цели должны опережать изменение внутренней структуры

в) они существуют независимо друг от друга

8. Что следует отнести к целям деятельности социальной организации?

а) улучшение жизни людей

б) ликвидация экономического кризиса

в) идеальный образ желаемых результатов


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: