Младший дошкольный возраст

Наблюдения за явлениями неживой природы

1. Приметы весны   Весна — самое короткое время года, когда природа активно пробуждается. В результате фенологических наблюдений отмечено, что в разные годы в одной и той же местности весна начинается то раньше, то позже. Иногда весенние явления протекают ярко, бурно, иногда медленно, поэтому весну называют ранней, поздней, затяжной. Это зависит от многих факторов, в частности от движения циклонов, приносящих теплые потоки воздуха. За три весенних месяца природа успевает измениться до неузнаваемости. В марте она еще только начинает пробуждаться от зимней спячки. Весеннего тепла не хватает для того, чтобы заставить снег и ледяные глыбы таять, но воздух постепенно прогревается, подготавливая все живое к постепенному пробуждению, появляются первые кучевые облака, которые парят еще очень высоко. Писатель М. Пришвин поэтично назвал три основных пери ода весны: "весна света", "весна воды", "зеленая весна" Из этих названий можно представить, какие наиболее яркие изменения можно наблюдать в каждый период весны. Воспитателю следует обратить внимание детей на свисающие сосульки, отметить, как они блестят на солнце, с них капает вода, их много на солнечной стороне крыш. Можно по­наблюдать за весенним дождем, рассказать, что зимой было холодно, шел снег, теперь стало тепло — идет дождь.  
2. Таянье снега Активное таяние снега начинается в Крыму угадать очень сложно, но часто первой половине марта можно наблюдать это явление. Его вызывает солнце, которое уже достаточно высоко поднимается над горизонтом. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.
3.   Ветер Солнце постепенно наполняет своим теплом землю, которая его отражает и создает предпосылку для образования весенних ветров. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для этого времени года.
  4. Проталины То тут, то там снег сходит с земли, образуя невзрачные проталины. Они появляются везде, где снежный покров был наиболее тонким. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началось новое время года. Сквозь них быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.
5. Весенняя гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но ярая. Ливневые дожди оконча-тельно разделаются с весенней грязью и подготовят землю к началу следующего сезона. Переход к лету не затянется на долгое время. Это единственный сезонный промежуток, который проходит быстро и незаметно.

Наблюдения за растительным миром

1. Прогулки в парк. В весенний период дошкольники наблюдают появление на деревьях зеленых листочков. Можно предложить им сравнить ель и березу, рассмотреть цветущую сирень. Отметить, как красиво стало на участке: деревья позеленели, на них распустились листья, цветут кустарники. В начале весны в группу можно принести ветки тополя с нераспустившимися листочками, чтобы дети наблюдали за их появлением.   Во время целевой прогулки в сад воспитатель обращает внимание малышей на то, что на деревьях (яблоня, слива, вишня) много красивых цветов и зеленых листьев. Объясняет, что цветы рвать нельзя, на их месте вырастут яблоки, вишня.   Во время прогулок на участке воспитатель показывает появившуюся зеленую траву, предлагает найти еще места, где она выросла. Дети убеждаются, что трава растет быстро.   Большую радость дошкольникам доставляют первые весенние цветы. В группу можно принести букетики ветреницы, первоцвета, чистяка и др. На прогулках воспитатель предлагает детям найти желтые, белые, синие цветы. Малыши рассматривают мать-и-мачеху, медуницу, одуванчик, различают цветы по окраске, величине, запаху. Совместно с педагогом фиксируют наблюдения в альбоме «Разноцветная природа Крыма»

Наблюдения за животным миром

1. Насекомые, земноводные, рептилии. Особый интерес у малышей вызывает появление насекомых в весенний период. На прогулке воспитатель знакомит ребят с бабочкой, жуком (майский жук, божья коровка), кузнечиком, с особенностями их внешнего вида, движениями, учит различать их. Все наблюдения ведутся в естественных условиях — в природе. На некоторое время насекомых можно поселить в стеклянные банки (садки) для наблюдений. Следует приучать детей бережно к ним относиться. Дошкольники должны знать, например, что бабочку в руки брать нельзя, у нее нежные крылья. На прогулках в лес, к водоему воспитатель в процессе многократных наблюдений знакомит малышей с лягушкой (она зеленая, у нее большие глаза; лягушка прыгает в траве, в воде плавает, квакает).
2. Птицы. Следует обратить внимание детей на то, что весной прилетает много птиц. Надо приучать их слушать голоса птиц, наблюдать, как весело чирикают и прыгают, купаются в лужах воробьи, каркают вороны. В марте прилет ласточек, чеканов, удодов, журавля-красавки, цапли, травника, шилоклювки, кулика-сороки, зябликов, юрков, овсянок, лебедей, гусей, дроздов певчих... Массовое пение жаворонков. В марте слышна первая песня зябликов, воркование витютней. Строительство гнезд у птиц, устройство гнезд. Прилет птиц продолжается в апреле. В конце апреля – первая песня соловья, кукование кукушки. Появляются первые выводки у вороны, степного жаворонка. Строительство гнезд у чаек. В мае прилетают розовые скворцы, продолжение пролета птиц из теплых стран: насекомоядных и других. В конце месяца выводки у куропатки, скворца, чеканов, журавля степного орла степного, ласточек.
3. Млекопитающие. Появление летучих мышей в марте. Массовое пробуждение животных, линька. Появление с апреля месяца детенышей у большого тушканчика, ежа, летучих мышей, оленей, косуль, зайцев, хорьков, муфлонов.
НАБЛЮДЕНИЯ И УХОД ЗА КОМНАТНЫМИ РАСТЕНИЯМИ В УГОЛКЕ ПРИРОДЫ В МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: