Ощущение – это психически-познавательный процесс отражения отдельных свойств действительности, которые непосредственно воздействуют на человека в данный момент. Физиологическая основа ощущения связана с работой анализаторов. Анализаторы – это каналы, по которым человек получает сведения о действительности. Анализаторы состоят из трех частей: 1. Рецепторов (нервные окончания) - орган чувств (глаза, рот, кожа). 2. Проводящих нервных путей, по которым нервные сигналы передаются в мозг. 3. Центральных корковых отделов анализаторов, где происходит «обработка» нервных сигналов, поступающих от рецепторов.
Свойства ощущений: 1. Интенсивность ощущения – это степень испытываемого ощущения.
2. Длительность ощущений – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения. 3. Латентный период ощущения – это отрезок времени от момента начала действия раздражителя до момента возникновения ощущения. 4. Последствие ощущений – это отрезок времени от момента окончания действия раздражителя до полного исчезновения ощущения.
|
|
Виды ощущений: 1. По форме раздражителя выделяют следующие виды ощущений: зрительные, слуховые, обонятельные, кожные, вкусовые. 2. По уровню осознания: осознанные, неосознанные. 3. По месту расположения рецепторов: экстерорецептивные – отражают свойства предметов и явлений внешней среды (зрительные, обонятельные, вкусовые и др.); интерорецептивные – отражают состояние внутренних органов (болевые ощущения, ощущения равновесия, ускорения); пропреоцептивные – отражают движение нашего тела (например, мышечно-двигательные ощущения дают информацию о положении тела в пространстве, движении тела и его частей, сокращении или растяжении мышц). Нарушение ощущений: дальтонизм, глухота и т.д. Восприятие – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека, предметов и явлений реального мира в их целостности при непосредственном воздействии на органы чувств. На основе ощущения возникает восприятие.
Свойства восприятия: 1. Избирательность восприятия – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него интерес. 2. Предметность восприятия – восприятие направлено на предмет реальности. 3. Целостность восприятия – восприятие дает целостный образ объекта .4. Константность – это способность сохранять постоянство некоторых свойств объектов при изменении условий. Виды восприятия: 1. Зависимость от модальности раздражителя (зрительное восприятие, вкусовое, слуховое); 2. В зависимости от формы отражения: восприятие пространства (форма, величина), восприятие времени, восприятие движения. 3. В зависимости от волевых усилий: произвольное, непроизвольное. 4. Нарушение восприятия: автологические – связаны с нарушением коры головного мозга (агнозия – трудность узнавания объектов), дереализация – человек теряет ориентацию; ситуативные нарушения – иллюзии, галлюцинации.
|
|
Понятие и сущности и функциях представлений.
Представление – это психически-познавательный процесс отражения в сознании человека объектов действительности, образы которых сохранились у человека благодаря его предшествующему опыту. Представление играет существенную роль в познавательном процессе, так как позволяет обходиться без многократного опыта и обеспечивает накопления информации о мире.
О роли представления говорят его функции:
1. Сигнальная функция нам сообщает с каким предметом мы можем столкнуться (пример, условный рефлекс на слово лимон). 2. Регулирующая функция – настраивание организма на определенные действия. 3. Настроичная функция - формирует программу действий на основе предыдущего опыта.
Виды представлений: 1. По модальности раздражителя – зрительные, слуховые, двигательные, обонятельные. 2. По степени обобщенности – общие и единичные (общие – обобщенно отражающие ряд сходных предметов; единичные – представления, основанные на восприятии одного определенного предмета). 3. По степени волевого усилия – произвольные и непроизвольные (непроизвольные - представления, возникающие спонтанно, без активизации воли и памяти человека).
Представления лежат в основе воображения, тесно связаны с мышлением, речью.