Понятие,функции,виды и основные свойства внимании.Развитие внимания

Внимание – это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для человека определенную значимость. Внимание – это активная направленность психики на те или иные предметы и явления при одновременном отвлечении от всего остального.

Функции: 1. Активизирует нужные и тормозит ненужны е в данный момент психологические и физиологические процессы. 2. Способствует организованному и целенаправленному отбору информации в соответствии с его актуальными потребностями. 3. Сохраняет избирательную и длительную сосредоточенность психической активности на одном и том же объекте или виде деятельности. 4. Обеспечивает направленность и избирательность познавательных процессов (определяет точность и детализацию восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности). Виды внимания: 1. Непроизвольное - сосредоточение сознания на объекте в силу каких-либо его особенностей, которыми могут быть новизна, необычность, контрастность объекта, воздействующего на человека в данный момент. 2. Произвольное (активное, волевое) - сознательно регулируемое сосредоточение на объекте. Человек сосредоточивается не на том, что ему интересно или приятно, а на том, что должен делать. Произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой цель деятельности, выполнение которой требует сосредоточенности. 3. Послепроизвольное возникает вследствие интереса личности, а не привлекательности объекта.

Свойства: 1. Объем внимания – количество единиц информации, одновременно находящихся в сфере сознания человека (средний объем внимания составляет 5-7 объектов). 2. Распределение внимания – возможность человека удерживать в сознании одновременно несколько разнородных объектов или выполнять одновременно несколько действий с ними. 3. Устойчивость внимания определяется длительностью, в течение которой сохраняется концентрация на одном предмете или виде деятельности.

4. Переключаемость внимания – сознательное перемещение внимания с одного объекта на другой.

5. Избирательность внимания проявляется в том, что сознание сосредотачивается только на объектах, представляющих для человека наибольший интерес.

 

Понятие,функции,виды и процессы памяти.Механизмы развития и тренировки памяти.

Память – процесс запоминания, сохранения и воспроизведения человеком образов, мыслей, эмоций, движений, т.е. всего, что составляет индивидуальный опыт каждого. Память является необходимым условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков, способностей человека. Без нее невозможно поведение, мышление, сознание и подсознание. Память обеспечивает единство и целостность человеческой личности.

Существует три главных процесса памяти: 1. Запоминание – процесс памяти, в результате которого происходит запечатление нового путем связывания его с приобретенным ранее. 2. Сохранение, т.е. организация и удержание информации. Может быть динамическим (материал изменяется мало) и статистическим (материал обязательно трансформируется, подвергается переработке). Исчезновение из памяти – забывание. Хранение и забывание представляют собой разные характеристики одного процесса.

3. Воспроизведение – процесс извлечения из памяти сохраненного материала; 3.1. Воспроизведение – это процесс появления в сознании ранее воспроизводимых мыслей. Оно осуществляется в следующих формах: узнавание (возникает при повторном восприятии объекта) и воспоминание (осуществляется при отсутствии восприятия объекта).

Виды памяти: 1. Наглядно-образная (память на зрительные, звуковые, осязательные и другие образы).

2. Словесно-логическая (память на смысл изложения, его логику – присуща только человеку).

3. Двигательная память на движение (лежит в основе выработки навыков ходьбы, письма, трудовых и других умений). 4. Эмоциональная память на переживания (имеет большое значение для формирования личности).   

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: