Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ

к практическим занятиям

 

Модуль Гигиена как наука и область практической деятельности

 

учебной дисциплины гигиена

 

для специальности 060601  Медицинская биохимия

 

курс _______ 5 ____ семестр ____ 9 _____

 

Составитель: к.м.н., доцент Е.В. Семанив   Рецензент: д.м.н.,профессор Л.В. Транковская  

 

 

Владивосток - 2013г.

 

 

1. Тема занятия: Общая методология гигиенического образования и воспитания населения (2 часа)

2. Мотивация изучения темы. Определяется осознанием студентами важнейшего значения повышения санитарной культуры населения для решения проблем его здоровья, осознанием того факта, что проведение работы по гигиеническому образованию и воспитанию населения является функциональной обязанностью врача любого профиля.

Цели занятия.

3.1. Общая цель: Целью обучения является освоение общих теоретических и практических аспектов осуществления деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения. На данном практическом занятии формируются компетенции:

Способность и готовность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1)

Способность и готовность к обучению взрослого населения, подростков и их родственников основным гигиеническим мероприятиям оздоровительного характера, способствующим укреплению здоровья и профилактике возникновения заболеваний, к формированию навыков здорового образа жизни, способствующих поддержанию на должном уровне их двигательной активности, устранению вредных привычек (ПК-26)

-способность и готовность проводить с прикрепленным населением профилактические мероприятия по предупреждению возникновения наиболее часто встречающихся заболеваний, осуществлять общеоздоровительные мероприятия по формированию здорового образа жизни с учетом возрастно-половых групп и состояния здоровья, давать рекомендации по здоровому питанию, по двигательным режимам и занятиям физической культурой, оценить эффективность диспансерного наблюдения за здоровыми и хроническими больными (ПК- 12)

Конкретные цели и задачи.

После изучения темы студент должен:

«Знать» - основные аспекты осуществления деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения, необходимые в деятельности врача лечебного профиля по формированию здорового образа жизни. Знать средства, способы и методы гигиенического образования и воспитания населения.

- составляющие элементы здорового образа жизни;

- актуальные в современных условиях направления гигиенического образования и воспитания населения;

- средства и методы санитарно-просветительной работы;

- санитарно-эпидемиологические требования к медицинским организациям;

- требования к гигиеническому режиму пребывания пациентов и членов их семей в медицинских организациях;

- требования к гигиеническим условиям деятельности среднего и младшего медицинского персонала медицинских организаций.

 «Уметь» - проводить беседы, семинары, лекции для населения в различных вариантах их использования.

- обучать средний и младший медицинский персонал правилам санитарно-гигиенического режима медицинских организаций;

- проводить работу по гигиеническому образованию и воспитанию пациентов и их семей в направлении обеспечения здорового образа жизни;

- осуществлять деятельность по гигиеническому образованию и воспитанию населения по наиболее актуальным направлениям с учетом особенностей отдельных групп населения.

 

«Владеть» - навыками проведения устных бесед, освещения тематических мероприятий в средствах массовой информации.

- основными сведениями о составляющих элементах здорового образа жизни;

- основными средствами и методами санитарно-просветительной работы.

- основными дидактическими приемами для осуществления санитарно-просветительной деятельности;

- общими сведениями о факторах, формирующих здоровье человека.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы.

 1. Основные приемы и методы психологического воздействия на человека и популяцию. (Психология и педагогика)

         2. Методика публичной речи, ведение дискуссий и круглых столов.   (Психология и педагогика)

5. Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

5.1.        Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний.

1. Значение деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения для повышения уровня общественного здоровья.

2. Основные принципы деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения для повышения уровня общественного здоровья.

3. Актуальные направления деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения в современных условиях.

4. Общая характеристика основных видов, методов и средств гигиенического образования и воспитания населения.

 

             5.2. Задания для СРС во внеучебное время:

Составить конспект лекции «Питание и ваше здоровье» и возможное ее наглядное обеспечение.

Примерный эталон решения задачи.

План-конспект

1. Особенности питания населения в современных условиях

- повышенное потребление продуктов с высокой энергетической ценностью и высокорафинированных;

- потребление продуктов с нарушенной природной композицией;

- большой удельный вес потребления консервированных продуктов;

- упрощение и стандартизация меню;

- выраженный дефицит в питании биологически активных микронутриентов;

- использование новых нетрадиционных продуктов питания;

- широкое и повсеместное использование пищевых добавок.

2. Последствия нерационального питания

- стойкое ухудшение состояния здоровья населения и демографических показателей;

- снижение иммунного статуса, резистентности к неблагоприятным факторам окружающей среды;

- увеличение количества лиц с избыточной массой тела и ожирением;

- снижение антропометрических показателей и интеллектуального развития у детей;

- распространение авитаминозов и гиповитаминозов;

- распространение заболеваний эндокринной системы и обмена веществ;

- распространение йод-дефицитных состояний;

- распространение сахарного диабета;

- распространение анемий;

- распространение заболеваний органов кровообращения;

- распространение заболеваний органов пищеварения;

- распространение патологии костной системы, опорно-двигательного аппарата;

- распространение онкологических заболеваний;

- распространение пищевых аллергий;

- распространение дисбактериозов.

3. Принципы рационального питания

- регламентация по групповому признаку;

- оптимальные количественные характеристики, адекватные энергозатратам;

- оптимальный качественный состав, сбалансированный по пищевым компонентам;

- оптимальная усвояемость и удобоваримость пищи;

- высокие органолептические свойства пищи;

- достаточное разнообразие пищи;

- способность пищи создавать чувство насыщения;

- оптимальный режим питания;

- безупречность пищи в санитарно-эпидемиологическом отношении.

4. Критический анализ альтернативных концепций в области питания

- вегетарианство;

- раздельное питание;

- голодание;

- питание по Полю Брэггу;

- очковая диета;

- монодиеты.

5. Ответы на вопросы

6. Наглядный материал (слайды, плакаты)

- особенности питания в современных условиях;

- основные последствия нерационального питания в России;

- алиментарные заболевания;

- зависимость смертности от массы тела;

- смертность при различных заболеваниях в зависимости от массы тела;

- рост производительности труда и отработанных человеко-дней после рационализации питания;

- требования к рациональному питанию;

- рекомендуемое потребление пищевых продуктов;

- содержание общего холестерина в сыворотке крови после месяца приема пищи с различной кратностью;

- частота тремора после месяца приема пищи с различной кратностью;

- принципы сочетанной пищи;

- принципы государственной политики в области здорового питания;

- основные группы мероприятий в области оптимизации питания населения.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию (тесты).

1.

Ведущим, наиболее эффективным методом гигиенического образования и воспитания населения является:

  1) устная пропаганда
  2) печатная пропаганда
  3) изобразительная пропаганда
  4) смешанная пропаганда
2.

Принцип массовости в гигиенического образования и воспитания населения в наибольшей степени реализуют средства:

  1) лекции,
  2) вечера вопросов и ответов
  3) выступления по радио
  4) выступления по телевидению
3.

К средствам комбинированной пропаганды относятся:

  1) кинофильмы
  2) лекции
  3) выступления по радио
  4) выставки
4.

Ведущим принципом гигиенического образования и воспитания населения является:

  1) гигиеническое образование и воспитание является обязанностью всех медицинских работников
  2) научность
  3) целенаправленность
  4) оптимистичность
5.

Основными требованиями к печатной пропаганде являются:

  1) эстетическое оформление
  2) конкретность
  3) наглядность
  4) оптимистичность
6.

Уровень здоровья населения в первую очередь определяется:

  1) климатическими факторами
  2) образом жизни
  3) наследственностью
  4) социально-экономическими условиями
7.

Наиболее рациональна и эффективна:

  1) первичная профилактика
  2) вторичная профилактика
  3) третичная профилактика
  4) четвертичная профилактика
8.

Основной причиной низкой эффективности гигиенического образования и воспитания молодежи является:

  1) низкий уровень интеллекта современной молодежи
  2) отсутствие должной обратной связи
  3) негативные примеры образа жизни старших поколений
  4) трудность обеспечения аудитории
9.

Наиболее сложной проблемой обеспечения здоровья для всех по версии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является проблема:

  1) решение проблемы загрязнения окружающей среды
  2) оптимизация питания населения
  3) изменение образа, уклада жизни
  4) борьба с гипокинезией
10.

При чтении лекции для отдельных групп населения в первую очередь необходимо обеспечить:

  1) достаточную аудиторию
  2) возможность демонстрации наглядных материалов
  3) адаптацию материала и терминологии для контингента слушателей
  4) оптимальный микроклимат помещения

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: