№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Вводная часть занятия | 5-10% | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие, в частности, отразить аспекты мотивации на освоение учебного материала | 10 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к врачебной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 10 мин |
II. Основная часть занятия | 80-90% | ||
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков (ЗУН) | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня ЗУН, обеспечение единого исходного уровня | 20 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на самостоятельную деятельность студентов (СДС) в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их деятельности | 15 мин |
5. | Дополнительное пояснение методологии самостоятельной работы студентов методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) и унифицировать методику | 10 мин |
6. | Управляемая СДС в учебное время | Овладение необходимыми умениями, алгоритмами деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения | 60 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (самостоятельная работа по реализации основных методов гигиенического образования и воспитания населения с помощью решения ситуационных задач) | Контроль и соответствующая коррекция, унификация и систематизация, подкрепление алгоритмов деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения | 25 мин |
8. | Итоговый контроль | Закрепление ЗУН, овладение алгоритмами деятельности по гигиеническому образованию и воспитанию населения | 10 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10% | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия | 5 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СДС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 5 мин |
Ориентировочная основа действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время.
Студенты под руководством преподавателя закрепляют знания о методологии гигиенического образования и воспитания населения, полученные в период внеаудиторной работы. Затем решают ситуационные задачи по реализации отдельных методов гигиенического образования и воспитания населения (составляют планы-конспекты лекций, проводят тестирование друг друга для выявления навыков в области ведения здорового образа жизни). На заключительном этапе занятия под руководством преподавателя проводится анализ результатов СДС.
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время.
(тесты, задачи и т.д.).
1. | Ведущим, наиболее эффективным методом гигиенического образования и воспитания населения является: | |
1) | устная пропаганда | |
2) | печатная пропаганда | |
3) | изобразительная пропаганда | |
4) | смешанная пропаганда | |
2. | Принцип массовости в гигиенического образования и воспитания населения в наибольшей степени реализуют средства: | |
1) | лекции, | |
2) | вечера вопросов и ответов | |
3) | выступления по радио | |
4) | выступления по телевидению | |
3. | К средствам комбинированной пропаганды относятся: | |
1) | кинофильмы | |
2) | лекции | |
3) | выступления по радио | |
4) | выставки | |
4. | Ведущим принципом гигиенического образования и воспитания населения является: | |
1) | гигиеническое образование и воспитание является обязанностью всех медицинских работников | |
2) | научность | |
3) | целенаправленность | |
4) | оптимистичность | |
5. | Основными требованиями к печатной пропаганде являются: | |
1) | эстетическое оформление | |
2) | конкретность | |
3) | наглядность | |
4) | оптимистичность | |
6. | Уровень здоровья населения в первую очередь определяется: | |
1) | климатическими факторами | |
2) | образом жизни | |
3) | наследственностью | |
4) | социально-экономическими условиями | |
7. | Наиболее рациональна и эффективна: | |
1) | первичная профилактика | |
2) | вторичная профилактика | |
3) | третичная профилактика | |
4) | четвертичная профилактика | |
8. | Основной причиной низкой эффективности гигиенического образования и воспитания молодежи является: | |
1) | низкий уровень интеллекта современной молодежи | |
2) | отсутствие должной обратной связи | |
3) | негативные примеры образа жизни старших поколений | |
4) | трудность обеспечения аудитории | |
9. | Наиболее сложной проблемой обеспечения здоровья для всех по версии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) является проблема: | |
1) | решение проблемы загрязнения окружающей среды | |
2) | оптимизация питания населения | |
3) | изменение образа, уклада жизни | |
4) | борьба с гипокинезией | |
10. | При чтении лекции для отдельных групп населения в первую очередь необходимо обеспечить: | |
1) | достаточную аудиторию | |
2) | возможность демонстрации наглядных материалов | |
3) | адаптацию материала и терминологии для контингента слушателей | |
4) | оптимальный микроклимат помещения |
9. Учебно-материальное обеспечение:
Литература:
Основная литература
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
1 | Гигиена: учебник для вузов | Под ред. Г.И. Румянцева | 2010, Москва, ГЭОТАР-Мед | 50 | 1 |
2 | Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене: учебное пособие | Румянцев Г.И., Козлова Т.А., Вишневская Е.П. | 2009, Москва, Медицина | 50 | 1 |
3 | Гигиена и основы экологии человека: учебник | Пивоваров Ю.П., Королик В.В., Зиневич Л.С. | 2010, Москва, Академия | 50 | 1+ электронный вариант |
4 | Руководство к лабораторным занятиям по гигиене и основам экологии человека: учебное пособие | Пивоваров Ю.П., Королик В.В. | 2010, Москва, Академия | 50 | 1+ электронный вариант |
Дополнительная литература
№ п/п | Наименование | Автор (ы) | Год, место издания | Кол-во экземпляров | |
в библиотеке | на кафедре | ||||
3 | Гигиена. Словарь-справочник: учебное пособие | Под ред. В.А. Тутельяна | 2006 Москва, Высшая школа | 2 | 1+ электронный вариант |