Тема 4. Физиология тканевых элементов нервной системы

 

Мотивация изучении темы: Знание процессов, лежащих в основе деятельности нервной системы (формирование возбуждения в нервных клетках, проведение возбуждения по нервным волокнам и в синапсах) необходимо для понимания механизмов регуляции и оценки функционального состояния нервной системы при изучении последующих дисциплин и в практической деятельности врача.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

 

«Знать» - особенности строения и функционирования нервных клеток, законы и механизмы проведения возбуждения по нервным волокнам, особенности передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе, физиологическую сущность парабиоза.

«Уметь» - анализировать и оценивать функциональное состояние нервных волокон разных типов, объяснять механизм изменения функционального состояния нервных волокон при различных воздействиях в процессе выполнения практического задания и решении ситуационных задач

«Владеть» анатомо-физиологическим понятийным аппаратом

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения темы служат знания структуры нейронов, нервных волокон и синапсов (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию

Вопросы для самоподготовки:

1.Структурно-функциональная единица нервной системы. Особенности строения и функционирования нервной клетки. Функциональные зоны нейрона.

2. Классификация нервных клеток.

3. Функциональное значение нейроглии.

4. Классификация нервных волокон.

5. Особенности распространения возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам.

6. Законы проведения возбуждения по нервным волокнам

7. Парабиоз. Фазы парабиоза.

8. Механизм передачи возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

9. Свойства химических синапсов.

Домашнее задание (задания для СРС во внеучебное время)

1. Зарисовать схему нервно-мышечного синапса, обозначить его структурные компоненты.

2. Записать последовательно процессы, обеспечивающие передачу возбуждения в нервно-мышечном синапсе.

3. Перечислить основные свойства нервно-мышечного синапса.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Какие отростки нейрона воспринимают возбуждение?

2. По какому отростку возбуждение передаётся от нейрона?

3. В какой части нейрона возникает потенциал действия?

4. Чем отличается проведение возбуждения по мякотным и безмякотным нервным волокнам?

5. По какой структуре нервного волокна передаётся возбуждение?

6. Волокна какого типа проводят возбуждения с наибольшей скоростью?

7. Что понимают под функциональной непрерывностью нервного волокна?

8. С какими изменениями на мембране связано явление парабиоза?

9. Как реагирует возбудимая ткань на действие слабого и сильного раздражителя в уравнительную и парадоксальную фазы парабиоза?

10. Какой медиатор обеспечивает передачу возбуждения с нерва на мышцу?

11. Какие ионы способствуют выбросу медиатора из пресинапса?

12. Чем отличается постсинаптическая мембрана электрического и химического синапсов?

13. Как называется постсинаптический потенциал нервно-мышечного синапса?

14. Как изменится лабильность нервно-мышечного синапса при действии антихолинэстеразным препаратом?

 

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

                             Вводная часть занятия                                                                              

1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2 Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

Основная часть занятия

80-90%
3 Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам  Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
4 Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
5 Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
6 Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
7 Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин

                              Заключительная часть занятия

5-10%
8 Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
9 Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: