double arrow

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения темы служат знания анатомического строения центральной и периферической нервной системы и структурных компонентов рефлекторной дуги (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии и эмбриологии).

 

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки:

1. Системная организация функций организма. Функциональные системы. Управляющее звено.

2. Способы управления в живых системах.

3. Элементы управляющей системы, обеспечивающие переработку информации. Прямая и обратная связь.

4. Принципы управления функциями организма: по возмущению, по рассогласованию, по прогнозированию.

5. Значение ЦНС в процессах управления и связей в живом организме.

6. Нейронная теория. Механизм связи между нейронами: центральные синапсы, медиаторы.

7. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы.      

8. Рефлекторная теория, её развитие. Принципы рефлекторной теории.

9. Структура рефлекса. Рефлекторная дуга, звенья и компоненты.

10. Рецептивное поле рефлекса. Время рефлекса.

11. Современное представление о структуре рефлекторной дуги. Рефлекторное кольцо. Виды обратной связи.

12. Классификация рефлексов.

 

Домашнее задание: (задания для СРС во внеучебное время)

1. Зарисовать принципиальную схему функциональных систем организма, обозначить её компоненты

2. Привести примеры принципов управления по возмущению, рассогласованию и с прогнозированием.

3. Зарисовать схему рефлекторной дуги, обозначить структурные компоненты.

4. Записать классификацию рефлексов

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Что является системообразующим фактором функциональной системы организма?

2. Перечислите элементы функциональной системы, обеспечивающие движение и переработку информации.

3. Что обеспечивает положительная и отрицательная обратная связь в функциональных системах организма?

4. Что является управляющим звеном в функциональных системах организма?

5. По какому принципу осуществляется управление системой при изменении параметров окружающей среды?

6. Какой принцип управления включается при изменении параметров гомеостаза?

7. Какой принцип управления осуществляют условные рефлексы?

8. От чего зависит результат воздействия на возбудимую систему?

9. Какими свойствами обладают центральные синапсы?

10. С помощью каких медиаторов осуществляется передача возбуждения в ЦНС?

11. Чем представлено центральное звено рефлекса?

12. Что называют рецептивным полем рефлекса?

13. Какие рефлексы можно вызвать с рецепторов ротовой полости?

14. Дайте классификационную характеристику слюноотделительного рефлекса.

15. От чего зависит время рефлекса?

 

Этапы проведения практического занятия

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

                             Вводная часть занятия                                                                          

1 Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин.
2 Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

Основная часть занятия

80-90%
3 Контроль исходных знаний, умений и навыков. Опрос-беседа по контрольным вопросам  Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков. Коррекция исходного уровня знаний 30 мин
4 Задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной работе 5 мин.
5 Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 25 мин.
6 Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин.
7 Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка при решении ситуационных задач и тестового контроля 15 мин

                              Заключительная часть занятия

5-10%
8 Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия 3 мин.
9 Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер 2 мин.

 

Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

 Самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры при выявлении сухожильных рефлексов у студентов с последующим обсуждением полученных результатов

 

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Сухожильные рефлексы человека     человек 1.   1Получить коленный рефлекс, нанося удар молоточком по сухожилию ниже коленной чашечки и наблюдая за разгибанием голени     2.Получить ахиллов рефлекс при ударе молоточком по ахиллову сухожилию, сопровождающимся подошвенным сгибанием стопы.    3.Получить локтевой рефлекс, нанося удар молоточком по сухожилию двуглавой мышцы плеча, наблюдать за сокращением двуглавой мышцы и сгибанием руки     Рефлекторная дуга коленного рефлекса замыкается на уровне 3 - 4 поясничного сегмента спинного мозга.   Рефлекторная дуга ахиллова рефлекса замыкается на уровне 1 - 2 крестцового сегмента спинного мозга.   Рефлекторная дуга локтевого рефлекса замыкается на уровне 5 - 6 шейного сегмента спинного мозга.   Зарисовать рефлекторную дугу полученных рефлексов  

 

2. Составить таблицу других соматических спинномозговых рефлексов человека по следующей схеме:

Название рефлекса

Применяемые раздражители

Характер рефлекторной реакции

Локализация нейронов, участвующие в рефлексе.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: