Ориентировочные основы действия (ООД) для проведения самостоятельной работы студентов в учебное время

 Самостоятельная работа проводится в форме дидактической игры при работе с обучающей программой «Виртуальная физиология» в компьютерном классе с последующим обсуждением полученных результатов.

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
 Определение скорости проведения возбуждения по нервным волокнам в зависимости от типа волокна  Нервные волокна лягушки и крысы (виртуальная физиология)  Воздействуют электрическим стимулом на нервные волокна различной толщины и строения. Определяют время возникновения потенциала действия и вычисляют скорость проведения импульса  В выводе указать факторы, влияющие на скорость проведения возбуждения по нервным волокнам    
Выявление закона физиологической непрерывности нервного волокна (явление парабиоза) Седалищный нерв лягушки (виртуальная физиология) Воздействуют электрическим стимулом на нервные волокна в нормальных условиях и под влиянием некоторых анестетиков и низкой температуры, наблюдая за изменением возбудимости и проводимости нерва В выводе отметить, с чем связано изменение возбудимости и проводимости нерва при воздействии парабиотиков.  
Выявление роли нейро-мышечного синапса в возникновении утомления Нервно-мышечный препарат лягушки (виртуальная физиология) Произвести непрямое раздражение мышцы, наблюдая за развитием утомления мышцы на экране. Когда мышца перестанет сокращаться, нанести прямое раздражение, отметив изменение изображения на экране. Зарисовать полученную картину, отметить момент нанесения непрямого и прямого раздражения мышцы.  В выводе отметить, с чем в первую очередь связано утомление мышцы в двигательной единице.

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время

Тестовый контроль:

1 Потенциал действия в нейроне в естественных условиях возникает в: 1) в ядре тела клетки; 2) в начальном сегменте аксона – аксоном холмике;     3) аксо-соматическом синапсе; 4) дендритах нервной клетки.

2. Что определяет скорость проведения возбуждения по нервному волокну? 1) поперечное сечение волокна; 2) длина волокна.

3. Парабиотический участок способен полностью воспроизводить лишь небольшую частоту импульсов, при большом потоке ответ приближается к эффекту слабого раздражения. Какая это стадия парабиоза? 1) уравнительная; 2) парадоксальная; 3) тормозная.

4. Какой потенциал возникает внутри клетки нейрона во время её возбуждения?   1) отрицательный; 2) положительный.

5. Свойство какого возбуждения отражает потенциал концевой пластинки? 1) местное возбуждение; 2) распространяющееся возбуждение; 3) стойкое возбуждение.

6. Какой медиатор участвует в передаче возбуждения в нервно-мышечном синапсе?  1) норадреналин; 2) ацетилхолин; 3) серотонин.

7. Поставьте по порядку стадии развития ПД нейрона: 1) пик ПД; 2) локальный ответ; 3) положительный следовой потенциал; 4) отрицательный следовой потенциал.

8. Какие структуры двигательной единицы утомляются быстрее? 1) нервное волокно; 2) мышечное волокно; 3) синапс.

9. Наиболее существенным изменением при воздействии антихолинэстеразным препаратом будет: 1) снижение лабильности нервно-мышечного синапса; 2) повышение лабильности нервно-мышечного синапса; 3) усиление мышечных сокращений в ответ на прямое раздражение; 4) ослабление мышечных сокращений в ответ на прямое раздражение.

10. Может ли парабиоз носить необратимый характер?    1) да; 2) нет.

 

Ситуационные задачи:

1. При раздражении нерва нервно-мышечного препарата мышца доведена до утомления. Что произойдет, если в это время подключить прямое раздражение мышцы?

2. В несвежих продуктах (мясо, рыба, консервы) может содержаться микробный токсин ботулин. Он действует на нервно-мышечные синапсы подобно устранению ионов кальция. Почему отравление может оказаться смертельным?

3. Какая из 3-х реакций может иметь место при действии кураре: 1) возникает ПКП и затем ПД; 2) ПКП есть, а ПД нет; 3) ПД есть, а ПКП нет?

4. Мышца сокращается тетанически. Как изменится ритм её сокращения, если в перфузируемый раствор ввести холинолитик?

5. После длительной работы на морозе без перчаток у рабочего ремонтной бригады кончики пальцев ощущали только лёгкое прикосновение, а на довольно сильный укол иглой не реагировали. Как вы оцените состояние экстерорецепторов данной области? Чем характеризуется данное состояние?

6. Миелиновые аксоны лягушки проводят импульсы возбуждения со скоростью 30м/с, а аксоны кошки такого же диаметра - в 3 раза быстрее. Почему?

Оснащение практического занятия

Наглядные пособия: учебные таблицы,

Технические средства: TV, DVD-плейер;

Учебный фильм «Нервная клетка», обучающая программа «Виртуальная физиология».

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

 

Тема 5. Общие принципы управления функциями организма. Рефлекторная деятельность ЦНС

 

 Мотивация изучения темы: Нервная система является управляющим звеном организма человека. Знание физиологии ЦНС необходимо для понимания организма как сложной системы, состоящей из связанных между собой систем органов и тканей. ЦНС осуществляет эту связь. Поэтому изучение ЦНС очень важно для формирования логического мышления у будущего врача, так как помогает понять координацию деятельности всех органов и систем, которые обеспечивают приспособление организма к изменениям окружающей среды и формирование целенаправленного поведения.

 

Цели занятия.

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи:

После изучения темы студент должен:

 

«Знать» -современные представления о системной организации функций организма и принципах их управления;  основные положения рефлекторной теории, структуру рефлекса, классификацию рефлексов, особенности проведения возбуждения в звеньях рефлекторной дуги

«Уметь» -составить принципиальную схему функциональных систем организма и объяснить функциональную роль её компонентов; привести примеры основных способов и принципов управления; анализировать функциональные элементы различных рефлексов, оценивать влияние различных факторов на рефлекторную деятельность при решении ситуационных задач.

«Владеть» -методикой выявления сухожильных рефлексов спинного мозга

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: