Конкретные цели и задачи

В результате изучения темы студенты должны:

 

   - знать роль органов выделения в обеспечении гомеостаза организма, основные положения фильтрационно–реабсорбционно–секреторной теории образования мочи.

   - уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов мочеобразования, правильно интерпретировать эти показатели, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии органов мочеобразования.  

   -владеть методами, позволяющимиопределять показатели мочеобразования, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Анатомические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра анатомии). Гистологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для  самоподготовки

1. Органы выделения. Выделение как компонент различных функциональных систем. Роль почек в организме.

2. Типы нефронов. Морфофункциональная характеристика нефронов. Кровоснабжение нефронов.

3. Основные этапы мочеобразования.

4. Клубочковая фильтрация. Механизм фильтрации. Фильтрационное давление. Состав и количество ультрафильтрата. Юкстагломерулярный аппарат почек.

5. Канальцевая реабсорбция. Виды и механизмы реабсорбции (воды, ионов, глюкозы, аминокислот).

6. Канальцевая секреция. Механизмы секреции органических кислот и оснований.

7. Осмотическое разведение и количество конечной мочи. Поворотно-противоточная система.

8. Состав и количество конечной мочи. Понятие пороговых и не пороговых веществ.

Задания для ССР во внеучебное время

1. Перечислить функции почек.

2. Написать формулу фильтрационного давления, записать нормальные показатели гидростатического и онкотического давления в капиллярах клубочка, давление в капсуле Шумлянского.

3. Перечислить факторы, способствующие (а) и препятствующие (б) фильтрации.

4. Перечислить механизмы, обеспечивающие канальцевую реабсорбцию.

5.  Составить таблицу процессов мочеобразования по следующей схеме

 

Отдел нефрона Процессы, происходящие в данном отделе Механизмы, обеспечивающие данный процесс Образующаяся жидкость
       

 

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. Какие процессы лежат в основе мочеобразования?

2. Строение мочекровяного барьера. Какие вещества могут проникать через этот барьер?

3. Что является движущей силой фильтрации?

4. В чём особенность строении эпителия проксимального отдела нефрона?

5. В каком отделе нефрона моча изоосмична? Почему?

6. Объясните возможные причины глюкозурии (появление глюкозы в моче).

7. В чём отличие первично-активного транспорта веществ от вторично-активного?

8. Какие вещества попадают в мочу путём секреции?

9. Что является основой поворотно-противоточной системы?

10. Чем представлен юкстагломерулярный аппарат почек? Где он расположен?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
1 2 3 4
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия:  Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении работы по виртуальной физиологии направленной на выявление влияния гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.

Задание Программа действия Ориентировочная основа действия
1. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи. (Виртуальная почка) Интенсивность образования мочи определяется до и после измерения следующих параметров: диаметров приносящих и выносящих клубочковых артериол, гидростатического кровяного давления и осмотического кровяного давления. 1. Щёлкните кнопку «Старт» и дождитесь окончания измерений; 2. Определите величину скорости образования мочи; 3. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр приносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону; 4. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр выносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону; 5. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение кровяного давления, сначала повысив, а затем понизив его; Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение онкотического давления крови, сначала повысив, а затем – понизив его. На клубочковую фильтрацию оказывают влияние вся фильтрующая поверхность мембраны клубочков, давление в стенке сосудов, где происходит фильтрация и коэффициент клубочковой фильтрации. Величина коэффициента клубочковой фильтрации зависит от расширения или сужения клубочковых артериол.

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Тесты

1. В фильтрации участвует отдел нефрона …

1) капсула Шумлянского – Боумена; капилляры Мальпигиева клубочка;      

2) петля Генле; проксимальный извитой каналец;      

3) собирательные трубочки.

2. За сутки клубочками фильтруется: 

1) 10 л;    

2) 50 л; 

3) 180 л.

3. Причиной снижения клубочковой фильтрации может являться:        

1) снижение среднего гидростатического давления в клубочке; повышение ретроградного давления (давление ультрафильтрата) в почке вследствие нарушения проходимости в лоханке почки;  

2) снижение белков плазмы крови ниже 6 г %;    

3) увеличение реабсорбции воды в нисходящем отделе петли Генли.

4. Движущей силой клубочковой фильтрации является:

1) артериальное давление;   

2) онкотическое давление;   

3) фильтрационное давление.

5. Скорость клубочковой фильтрации определяют факторы:                  

1) гидростатическое давление крови; коллоидно-осмотическое давление плазмы; проницаемость почечного фильтра; число функционирующих клубочков и капилляров в них;    

2) количество эритроцитов;

3) число функционирующих клубочков и капилляров в них.

6. Эффективное фильтрационное давление – это: 

1) давление внутри капсулы клубочка; 

2) разница между гидростатическим давлением в капиллярах и внутрикапсулярным давлением; 

3) разница между гидростатическим давлением капилляров и суммой внутрикапсулярного и онкотического давления крови.

7. В реабсорбции участвуют отделы нефрона …     

 1) клубочек капилляров; проксимальный извитой каналец; нисходящий отдел петли Генле; 

 2) проксимальный извитой каналей; нисходящий отдел петли Генле; восходящий отдел петли Генле; дистальный извитой каналец;

 3) клубочек капилляров; нисходящий отдел петли Генле.

8. В каком отделе нефрона гипертоническая моча?  

1) в просвете клубочка; 

2) в восходящем отделе петли Генле; 

3) в нисходящем отделе петли Генле.

9. В дистальных канальцах нефрона происходит реабсорбция:   

1) 75% калия;  

2) ионы НСО-; иона Н+;  

3) иона натрия.

10. Реабсорбция натрия осуществляется:    

1) пассивно;   

2) первично активным транспортом;   

3) облегченной диффузией.  

11. Пассивной реабсорбции в канальцах нефрона подвергаются вещества:   

1) глюкоза; белки; липиды;

2) вода; хлор;   

3) мочевина.

Задачи

1. Чем объяснить, что у грызунов, обитающих в пустыне, толщина коркового вещества почек больше, чем мозгового?

2. Физическая работа приводит к снижению кровотока (при ходьбе со скоростью 5,6 км/час в течение 32 мин. — падение кровотока на 43%). Как при этом изменяется диурез?

3. У студентов, работающих на уборке урожая, после употребления немытых овощей развились диспепсические явления: тошнота, рвота, жидкий частый стул. Как и почему при этом изменится диурез?

4. В сутки с мочой выводится около 1 г мочевой кислоты, образующейся из пуриновых нуклеиновых кислот и др. соединений. Объясните причины увеличения содержания мочевой кислоты в моче при а) употреблении томатов, кофе, печени и др. продуктов; б) при похудании; в) физиологическом гемолизе новорожденных?

 

Оснащение практического занятия:

  Наглядные пособия:

 а) таблицы по физиологии мочеобразования и мочевыделения;

 б) видеофильм «Мочеобразование»;

Технические средства обучения: TV, DVD.; ПК. Обучающая программа «Виртуальная физиология»

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: