В результате изучения темы студенты должны:
- знать роль органов выделения в обеспечении гомеостаза организма, основные положения фильтрационно–реабсорбционно–секреторной теории образования мочи.
- уметь применять полученные знания для решения типовых задач, связанных с нарушением процессов мочеобразования, правильно интерпретировать эти показатели, с возможным использованием справочной литературы, и делать своё заключение о состоянии органов мочеобразования.
-владеть методами, позволяющимиопределять показатели мочеобразования, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих процессов.
Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы
Анатомические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра анатомии). Гистологические особенности органов мочеобразования и мочевыделения (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).
Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:
|
|
Перечень контрольных вопросов для самоподготовки
1. Органы выделения. Выделение как компонент различных функциональных систем. Роль почек в организме.
2. Типы нефронов. Морфофункциональная характеристика нефронов. Кровоснабжение нефронов.
3. Основные этапы мочеобразования.
4. Клубочковая фильтрация. Механизм фильтрации. Фильтрационное давление. Состав и количество ультрафильтрата. Юкстагломерулярный аппарат почек.
5. Канальцевая реабсорбция. Виды и механизмы реабсорбции (воды, ионов, глюкозы, аминокислот).
6. Канальцевая секреция. Механизмы секреции органических кислот и оснований.
7. Осмотическое разведение и количество конечной мочи. Поворотно-противоточная система.
8. Состав и количество конечной мочи. Понятие пороговых и не пороговых веществ.
Задания для ССР во внеучебное время
1. Перечислить функции почек.
2. Написать формулу фильтрационного давления, записать нормальные показатели гидростатического и онкотического давления в капиллярах клубочка, давление в капсуле Шумлянского.
3. Перечислить факторы, способствующие (а) и препятствующие (б) фильтрации.
4. Перечислить механизмы, обеспечивающие канальцевую реабсорбцию.
5. Составить таблицу процессов мочеобразования по следующей схеме
Отдел нефрона | Процессы, происходящие в данном отделе | Механизмы, обеспечивающие данный процесс | Образующаяся жидкость |
Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию
1. Какие процессы лежат в основе мочеобразования?
2. Строение мочекровяного барьера. Какие вещества могут проникать через этот барьер?
|
|
3. Что является движущей силой фильтрации?
4. В чём особенность строении эпителия проксимального отдела нефрона?
5. В каком отделе нефрона моча изоосмична? Почему?
6. Объясните возможные причины глюкозурии (появление глюкозы в моче).
7. В чём отличие первично-активного транспорта веществ от вторично-активного?
8. Какие вещества попадают в мочу путём секреции?
9. Что является основой поворотно-противоточной системы?
10. Чем представлен юкстагломерулярный аппарат почек? Где он расположен?
Этапы проведения практического занятия:
№ п/п | Название этапа | Цель этапа | Время |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Вводная часть занятия | 5-10 % | ||
1. | Организация занятия | Мобилизовать внимание студентов на данное занятие | 4 мин |
2. | Определение темы, мотивации, цели, задач занятия | Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов | 5 мин |
II. Основная часть занятия | 80 – 90 % | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
3. | Контроль исходных знаний, умений и навыков | Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков | 30 мин |
4. | Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время | Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе | 3 мин |
5. | Демонстрация методики | Показать ориентировочную основу действия (ООД) | 3 мин |
6. | Управляемая СРС в учебное время | Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия | 20 мин |
7. | Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) | Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов | 10 мин |
8. | Итоговый контроль | Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка | 5 мин |
III. Заключительная часть занятия | 5-10 % | ||
9. | Подведение итогов занятия | Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. | 7 мин |
10. | Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время | Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер | 3 мин |
Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия: Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при проведении работы по виртуальной физиологии направленной на выявление влияния гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи.
Задание | Программа действия | Ориентировочная основа действия |
1. Влияние гидростатического давления, осмотического давления и диаметра приносящих и выносящих клубочковых артериол на образование мочи. (Виртуальная почка) | Интенсивность образования мочи определяется до и после измерения следующих параметров: диаметров приносящих и выносящих клубочковых артериол, гидростатического кровяного давления и осмотического кровяного давления. 1. Щёлкните кнопку «Старт» и дождитесь окончания измерений; 2. Определите величину скорости образования мочи; 3. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр приносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону; 4. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив диаметр выносящей клубочковой артериолы сначала в большую, а затем в меньшую сторону; 5. Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение кровяного давления, сначала повысив, а затем понизив его; Повторите действия, описанные в пунктах 1 и 2, изменив значение онкотического давления крови, сначала повысив, а затем – понизив его. | На клубочковую фильтрацию оказывают влияние вся фильтрующая поверхность мембраны клубочков, давление в стенке сосудов, где происходит фильтрация и коэффициент клубочковой фильтрации. Величина коэффициента клубочковой фильтрации зависит от расширения или сужения клубочковых артериол. |
Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:
|
|
Тесты
1. В фильтрации участвует отдел нефрона …
1) капсула Шумлянского – Боумена; капилляры Мальпигиева клубочка;
2) петля Генле; проксимальный извитой каналец;
3) собирательные трубочки.
2. За сутки клубочками фильтруется:
1) 10 л;
2) 50 л;
3) 180 л.
3. Причиной снижения клубочковой фильтрации может являться:
1) снижение среднего гидростатического давления в клубочке; повышение ретроградного давления (давление ультрафильтрата) в почке вследствие нарушения проходимости в лоханке почки;
2) снижение белков плазмы крови ниже 6 г %;
3) увеличение реабсорбции воды в нисходящем отделе петли Генли.
4. Движущей силой клубочковой фильтрации является:
1) артериальное давление;
2) онкотическое давление;
3) фильтрационное давление.
5. Скорость клубочковой фильтрации определяют факторы:
1) гидростатическое давление крови; коллоидно-осмотическое давление плазмы; проницаемость почечного фильтра; число функционирующих клубочков и капилляров в них;
2) количество эритроцитов;
3) число функционирующих клубочков и капилляров в них.
6. Эффективное фильтрационное давление – это:
1) давление внутри капсулы клубочка;
2) разница между гидростатическим давлением в капиллярах и внутрикапсулярным давлением;
3) разница между гидростатическим давлением капилляров и суммой внутрикапсулярного и онкотического давления крови.
|
|
7. В реабсорбции участвуют отделы нефрона …
1) клубочек капилляров; проксимальный извитой каналец; нисходящий отдел петли Генле;
2) проксимальный извитой каналей; нисходящий отдел петли Генле; восходящий отдел петли Генле; дистальный извитой каналец;
3) клубочек капилляров; нисходящий отдел петли Генле.
8. В каком отделе нефрона гипертоническая моча?
1) в просвете клубочка;
2) в восходящем отделе петли Генле;
3) в нисходящем отделе петли Генле.
9. В дистальных канальцах нефрона происходит реабсорбция:
1) 75% калия;
2) ионы НСО-; иона Н+;
3) иона натрия.
10. Реабсорбция натрия осуществляется:
1) пассивно;
2) первично активным транспортом;
3) облегченной диффузией.
11. Пассивной реабсорбции в канальцах нефрона подвергаются вещества:
1) глюкоза; белки; липиды;
2) вода; хлор;
3) мочевина.
Задачи
1. Чем объяснить, что у грызунов, обитающих в пустыне, толщина коркового вещества почек больше, чем мозгового?
2. Физическая работа приводит к снижению кровотока (при ходьбе со скоростью 5,6 км/час в течение 32 мин. — падение кровотока на 43%). Как при этом изменяется диурез?
3. У студентов, работающих на уборке урожая, после употребления немытых овощей развились диспепсические явления: тошнота, рвота, жидкий частый стул. Как и почему при этом изменится диурез?
4. В сутки с мочой выводится около 1 г мочевой кислоты, образующейся из пуриновых нуклеиновых кислот и др. соединений. Объясните причины увеличения содержания мочевой кислоты в моче при а) употреблении томатов, кофе, печени и др. продуктов; б) при похудании; в) физиологическом гемолизе новорожденных?
Оснащение практического занятия:
Наглядные пособия:
а) таблицы по физиологии мочеобразования и мочевыделения;
б) видеофильм «Мочеобразование»;
Технические средства обучения: TV, DVD.; ПК. Обучающая программа «Виртуальная физиология»
Литература:
А) основная
1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.
Б) дополнительная
1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.
2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.
3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.
4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.
5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.
6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.
7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.