Тема 5 (29). Регуляция пищеварения

Мотивация изучения темы:  интенсивность и характер секреторной и моторной деятельности органов пищеварительной системы изменяются за счёт корригирующих нервных и гуморальных влияний по принципу обратной связи, формирующейся на основе рецепции содержимого пищеварительного тракта.

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

Конкретные цели и задачи

В результате изучения темы студенты должны:

 

   - знать механизмы нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения в различных отделах ЖКТ.

   - уметь применять знанияо механизмах регуляции процессов пищеварения для правильной интерпретации нарушения этих процессов, правильно интерпретировать полученные данные и делать своё заключение о состоянии процессов регуляции функции желудочно-кишечного тракта при решении ситуационных задач.   

   - владеть   методами, позволяющимианализировать показатели нервной и гуморальной регуляции процессов пищеварения, правильно их интерпретировать и выявлять условия, которые могут явиться причиной нарушения этих механизмов.

 

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

1.Анатомические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра анатомии).

2.Гистологические особенности строения желудочно-кишечного тракта (кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии).

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Перечень контрольных вопросов для самоконтроля знаний

1.Принципы регуляции процессов пищеварения.

2.Регуляция деятельности слюнных желёз.

3.Роль гормонов в регуляции деятельности ЖКТ.

4.Фазы желудочной секреции, их регуляция

5.Регуляция секреторной деятельности поджелудочной железы.

6. Механизмы желчеобразования и желчевыделения, их регуляция.

7.Нейрогуморальные механизмы регуляции секреторной и моторной деятельности тонкой и толстой кишки.

8.Пищевые вещества, стимулирующие и тормозящие секреторную и моторную  функцию желудка.

Задания для ССР во внеучебное время

1.Перечислите основные механизмы регуляции пищеварения в различных отделах ЖКТ.

2.Зарисуйте схему операции изолированного желудочка по Гейденгайну и по Павлову.

3.Зарисуйте рефлекторную дугу безусловного слюноотделительного рефлекса.

Вопросы для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1.Какова роль нервных и гуморальных факторов в формировании мотивации голода и насыщения?

2.Что включает в себя понятие пищевого центра?

3.Где находятся центры слюноотделения?

4.Как влияет на слюноотделение повышение тонуса симпатического и парасимпатического отделов вегетативной нервной системы?

5.Какие отделы ЖКТ регулируются только центральными механизмами?

6. В каких отделах ЖКТ преобладающим является только местный механизм?

7. На какую фазу желудочной секреции в большей степени повлияет перерезка блуждающего нерва?

8.Какие пищевые вещества стимулируют желудочную секрецию?

9.  Какие пищевые вещества тормозят желудочную секрецию?

10. Особенности пищеварения у детей и пожилых людей.

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 %
1. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 4 мин
2. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 5 мин

II. Основная часть занятия

80 – 90 %
1 2 3 4
3. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
4. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 3 мин
5. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
6. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 20 мин
7. Реализация планируемой формы занятия (клинический разбор случая болезни, семинар, конференция и др.) Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов   10 мин
8. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 5 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
9. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 7 мин
10. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   3 мин

Ориентировочная основа действия (ОДД) по проведению практического занятия:  Самостоятельная работа студентов направлена на закрепление темы при выявлении некоторых свойств желудочного сока, действии желчи на жиры.

Задание Объект Программа действия Ориентировочные основы действия
1. Выявление свойств амилазы слюны  Слюна человека «виртуальная физиология»  Слюну смешивают с различными пищевыми веществами, оценивают полученный результат Сделать вывод, какой пищевой продукт является специфическим субстратом для амилазы слюны
2. Выявление свойств желудочного сока Желудочный сок, соляная кислота, белок «виртуальная физиология» Белок помещают в пробирку с пепсином при отсутствии соляной кислоты и при её добавлении, наблюдают за превращением белка в первом и во втором случае. Сделать вывод, при каких условиях происходит гидролиз белка
3. Выявление свойств липазы панкреатического сока и желчи Панкреатический сок, желчь, масло «виртуальная физиология» Масло поочередно помещают в пробирку с панкреатическим соком, желчью, и пробирку с панкреатическим соком с добавлением желчи. Индикатором гидролиза жиров является фенолфталеин, окраска которого не меняется в кислой среде (образование жирных кислот- результат гидролиза жиров) Сделать вывод, под действием каких соков происходит гидролиз жиров

 

Задания для контроля уровня сформированности компетенций в учебное время:

Тестовый контроль

Вариант 1:

1. Центр парасимпатической регуляции слюноотделения находятся:

1. продолговатый мозг

– слюноотделительные ядра 2.средний мозг 3.спинной мозг 

2. С каких рецепторов возникает безусловный слюноотделительный рефлекс?

1. рецепторы ротовой полости 2.рецепторы пищевода 3. рецепторы глотки

3. Какие отличия в составе слюны наблюдаются при стимуляции симпатических нервов?

 1. обильная жидкая 2. густая скудная 3.плотная, вязкая

4. Назовите фазы желудочной секреции

1.мозговая, желудочная, кишечная) 2.ротовая, глоточная 3. пищеводная.

5. Назовите механизмы, обуславливающие первую фазу желудочной секреции

1. условно и безусловно-рефлекторный 2.гуморальный 3. безусловно-рефлекторный

6. На кишечную фазу желудочной секреции в основном влияют:

1. продукты гидролиза и интестинальные гормоны

2. местные нервные механизмы

3. местные рефлекторные механизмы

7. В каком случае активируется секретин?

1.при воздействии жёлчи на стенку двенадцатипёрстной кишки

2 при воздействии сока поджелудочной железы на стенку двенадцатипёрстной кишки

3.при воздействии желудочного сока на стенку двенадцатипёрстной кишки

8. Как изменится секреция поджелудочного сока при введении в 12-перстную   кишку соляной кислоты?

1.секреция увеличивается 2.уменьшается 3.не изменится

9. Какие экспериментальные модели использовались в школе И.П.Павлова для определения сложно-рефлекторных механизмов отделения поджелудочного сока?

1.опыт мнимого кормления (эзофаготомия) 2.фистульный метод

3.операция маленького желудочка по Гейденгайну 

10. Основными гуморальными факторами, регулирующими деятельность ЖКТ, являются:

а) электролиты и метаболиты б) медиаторы и модуляторы в) нутриенты и гастроинтестинальные гормоны г) гормоны гипоталамо-гипофизарной системы.

Вариант 2:

1. Моторную функцию кишечника усиливают:

1)возбуждение блуждающих нервов, 2) механические раздражения слизистой кишечника, 3)химические раздражения слизистой кишечника, 4)возбуждение симпатического нерва, 5) желчь.

2. Блуждающий нерв:

 1) ослабляет двигательную функцию желудочно-кишечного тракта 2) усиливает перистальтику кишечника, 3) расслабляет пилорический сфинктер, 4) усиливает секрецию пищеварительных соков.

3. Каково влияние на моторику пищеварительного тракта адреналина?

1) уменьшает, 2) увеличивает, 3)не изменяет

4. Как скажется на моторике пищеварительного тракта инъекция ацетилхолина?

1) не изменяет, 2) увеличивает, 3) уменьшает

5. Какое влияние на моторику кишечника оказывает раздражение симпатического нерва.

1) тормозит, 2) возбуждает, 3) не изменяет

6. Какие гормоны усиливают моторику желудка и тонкой кишки?

1) секретин, 2) соматостатин, бомбезин, 3) гастрин, мотилин

7. Какие гормоны увеличивают сокращение желчного пузыря и желчевыделение?

1) секретин, 2) холецистокинин, 3)нейротензин

8. Основное всасывание воды и питательных веществ происходит в:

1. ротовой полости;  2.желудке;  3.тонкой кишке;  4.толстой кишке; 5. прямой кишке.

9. Открытию пилорического сфинктера желудка способствуют:

1) основная среда в пилорическом отделе желудка, 2) кислая среда в пилорическом отделе желудка, 3) кислая среда в двенадцатиперстной кишке, 4) основная среда в двенадцатиперстной кишке, 5) возбуждение интернейронов пилорического сфинктера

10. Фазы глотания:

1) глоточная (непроизвольная, быстрая и короткая), 2) ротовая (произвольная), 3) пищеводная, 4) формирование пищевого комка.

Задачи

1. При наличии спастических болей в области желудочно-кишечного тракта применяют М - холиноблокатор атропин. На чём основано его использование?

2. Перед ответственным выступлением на ученом совете докладчик попросил стакан с водой, во время доклада он сделал несколько глотков. Объясните, с чем связана необходимость потребления воды в данном случае?

3. После длительной и интенсивной тренировки спортсмен отказался от еды, объяснив это отсутствием аппетита. Какие физиологические механизмы определяют это состояние?

4. Какую пищу вы порекомендуете человеку с целью стимуляции моторики кишечника? Дайте физиологическое обоснование вашим предложениям.

5. При рентгеновском обследовании пациента была отмечена задержка перехода рентгеноконтраста (бариевая каша) из желудка в кишечник и выведение из кишечника. Нарушение какой деятельности желудочно-кишечного тракта установлено? Какие рекомендации в отношении состава пищи целесообразны?

6. Кальций является основным ионом, стимулирующим процессы возбуждения и сокращения гладких мышц желудка. В зависимости от скорости нарастания концентрации кальция в клетках этих мышц изменяется сила и частота перистальтических волн желудка. Исходя из этого, как можно объяснить действие препаратов, усиливающих сократительную деятельность желудка?

7. У человека произошёл травматический разрыв мозга на уровне между грудными позвонками и поясничными сегментами. Как это отразится на акте дефекации?

 

Наглядные пособия:

а) таблицы по регуляции пищеварения; регуляции голода и насыщения;

Литература:

А) основная

1. Нормальная физиология: учебник [под ред. К.В. Судакова]. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. 880 с.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. В.М. Смирнова]. М.: Издательский центр «Академия», 2012. 480 с.

Б) дополнительная

1. Камкин А.Г. Атлас по физиологии в 2-х томах. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010.

2. Нормальная физиология: учебник [под ред. А.В. Завьялова, В.М. Смирнова]. М.: МЕДпресс-информ, 2009. 916 с.

3. Судаков К.В., Андрианов В.В., Вагин Ю.Е., Киселев И.И. Физиология человека: Атлас динамических схем. М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. 416 с.

4. Агаджанян Н.А., Смирнов В.М. Основы физиологии человека: учебник в 2-х томах. М.: РУДН, 2007. 364 с.

5. Атлас по нормальной физиологии [под ред. Н.А. Агаджаняна]. М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2007. 496 с.

6. Нормальная физиология: учеб. пособие в 3-х томах [под ред. В.Н. Яковлева]. М.: «Медицина», 2006.

7. Ситуационные задачи по нормальной физиологии [под ред. Л.Д. Маркиной]. Владивосток: Медицина ДВ, 2005.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: