Тема 7 (42). Торможение в высшей нервной деятельности. Электроэнцефалография

Мотивация изучения темы. Процесс торможения в высшей нервной деятельности уравновешивает возбуждение и в совокупности с ним обеспечивает координированную работу всех отделов ЦНС, включая кору полушарий большого мозга. Метод электроэнцефалографии позволяет оценивать функциональное состояние мозга по показателям его биоэлектрической активности. Понимание видов и механизмов торможения, принципов анализа ЭЭГ необходимо для дальнейшего изучения данной дисциплины и дисциплин профессионального цикла.

 

Цели занятия

Общая цель: изучение данной темы направлено на формирование общепрофессиональных компетенций ОПК-9 ФГОС ВО специальности 31.05.01 лечебное дело

               

 Конкретные цели и задачи:

В результате изучения темы студенты должны:

 

  - «знать» нейрофизиологические механизмы безусловного и условного торможения; частотно-амплитудные характеристики и функциональное значение основных ритмов ЭЭГ.

  - «уметь» объяснять основные закономерности реализации торможения в ВНД в ходе решения ситуационных задач; самостоятельно работать с научной, справочной и учебно-методической литературой; решать тестовые задания, готовить научные сообщения. 

  - «владеть» методикой оценки электроэнцефалограммы (определять ритм активности мозга); базовыми технологиями преобразования информации, поиском информации в сети интернет и физиологическим понятийным аппаратом.

Вопросы, изученные на предшествующих дисциплинах и необходимые для освоения темы

Базой для изучения данной темы являются знания по строению центральной нервной системы и, в частности, коры полушарий большого мозга (кафедра анатомии человека, кафедра гистологии, эмбриологии и цитологии), а также ранее изученные темы нормальной физиологии: «Общая физиология возбудимых систем»; «Взаимодействие процессов возбуждения и торможения в ЦНС».

Задания для самостоятельной подготовки к практическому занятию:

Вопросы для самоподготовки

1. Безусловное торможение, его проявление и значение. Внешнее торможение. Гаснущий и негаснущий тормоз.      

2. Запредельное торможение, его проявление и значение.

3. Условное (внутреннее торможение), его виды: угасательное, дифференцировочное, запаздывательное и условный тормоз; их проявление и значение.

4. Динамика образования условного рефлекса; стадии афферентной и эф­ферентной генерализации и специализации.

5. Иррадиация, концентрация и взаимная индукция процессов возбуждения и торможения.

6. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его значение.

7. Условнорефлекторное переключение.

8. Методика наложения электродов при регистрации электроэнцефалограммы по Г. Джасперу.

9. Основные параметры ЭЭГ, их определение.

10. Ритмы активности ЭЭГ, их характеристика.

11. Классификация типов ЭЭГ.

12. Этапы регистрации ЭЭГ. Система описания ЭЭГ.

13. Возрастные особенности ЭЭГ человека.

Задания для СРС во внеучебное время (домашнее задание)

1. Нарисуйте схему развития внешнего торможения (рис. 308[1]).

2. Нарисуйте схему развития запредельного торможения (рис. 309).

3. Нарисуйте схему развития внутреннего торможения в результате неподкрепления и отставания подкрепления (рис. 305, 306).

4. Составить таблицу с указанием амплитудных и частотных показателей основных ритмов ЭЭГ.

Задания для самоконтроля подготовки к практическому занятию

1. В чем значение запредельного торможения?

2. В каких случаях угасает условный рефлекс?

3. Как можно выработать "условный тормоз"?

4. В чем проявляется внешнее торможение?

5. Что называется гаснущим и негаснущим тормозом?

6. Как можно выработать дифференцировочное торможение?

7. Какие ситуации вызывают перенапряжение тормозного процесса в высшей нервной деятельности?

8. В чём заключается анализ ЭЭГ?

9. Какие параметры ЭЭГ являются наиболее устойчивыми?

10. К какому возрасту формируются индивидуальные особенности ЭЭГ?

11. Какие характеристики ЭЭГ наследуются?

12. Перечислите причины, обуславливающие изменчивость ЭЭГ человека?

13. В чём проявляются изменения ЭЭГ человека после 50 лет?

14. Какой тип ЭЭГ указывает на оптимальное функциональное состояние организма?

Этапы проведения практического занятия:

№ п/п Название этапа Цель этапа Время
1 2 3 4

I. Вводная часть занятия

5-10 %
61. Организация занятия Мобилизовать внимание студентов на данное занятие 2 мин
62. Определение темы, мотивации, цели, задач занятия Раскрыть практическую значимость занятия в системе подготовки к профессиональной деятельности, сформировать мотив и, как следствие, активизировать познавательную деятельность студентов 3 мин

II. Основная часть занятия

80-96 %
1 2 3 4
63. Контроль исходных знаний, умений и навыков Проверка готовности студентов к занятию, выявление исходного уровня знаний, умений и навыков 30 мин
64. Общие и индивидуальные задания на СРС в учебное время Дифференцированное ориентирование студентов к предстоящей самостоятельной их работе 5 мин
65. Демонстрация методики Показать ориентировочную основу действия (ООД) 3 мин
66. Управляемая СРС в учебное время Овладение необходимыми общекультурными, профессиональными компетенциями, исходя из конкретных целей занятия 22 мин
67. Оценка результатов СРС Контроль результатов обучения и оценка с помощью дескрипторов 5 мин
68. Итоговый контроль Оценивание индивидуальных достижений студента, выявление индивидуальных и типичных ошибок и их корректировка 15 мин

III. Заключительная часть занятия

5-10 %
69. Подведение итогов занятия Оценка деятельности студентов, определение достижения цели занятия. Преподаватель анализирует работу каждого студента. Подводит итоги занятия, делает выводы, определяет выполнение учебно-воспитательных целей, а также общий уровень подготовки студентов к занятию. Объявляет оценки студентам, отмечает хорошо и слабо подготовленных студентов, отвечает на вопросы. 3 мин
70. Общие и индивидуальные задания на СРС во внеучебное время Указание на самоподготовку студентов, ее содержание и характер   2 мин

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: