Основные принципы расчета величины материального потока

Потоковый анализ: широкий и узкий подходы.

Существуют 2 подхода: Узкий- логистика здесь определяется как

управление всеми физ. операциями по доставке товаров потребителю;

Широкий- включает 3 аспекта:

-управленческий (закл-ся в планировании, управлении и контроле

потоков);

-оперативно-финансовый (рассматр-я во времени взаимодей-я и

расчетов м/у участниками движения);

-эконом. (деят-ть по управлению потоками в соотв-вии с правилом

«7Н»).

Логистический принцип – потоковый анализ.

Основной объект исследования и управления в логис­тике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.

Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародви­жением — всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.

В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирова­ние, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьши­ми затратами необходимого количества продукции в установ­ленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трак­товка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.

 

 4. Понятие и сущность потоков. Классификация потоков

Классификационные признаки потоков

Поток - это совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое,

существующих как процесс на некотором временном интервале и

измеряемых в абсолютных единицах за определенный период.

Логистический поток - направленное движение совокупности материально-

вещественных, финансовых, информационных, энергетических, кадровых и других видов ресурсов

в экономической сфере от поставщиков к потребителям.

P - поток {p1, p2,..., pi}

Любому потоку присущи след.параметры:.

1. Начальный и конечный пункты

2. Геометрия пути(траектория)

3. Длина пути как мера траектории

4. Промежуточные пункты

5. Скорость и время движения потока

6. Интенсивность движения

Классификационные признаки потоков

1. По отношению к логистической системе:

 потоки внешние(входящие и выходящие (входящий поток не

равен исходящему))

 внутренние

2. Признак стабильности.

 стабильные(постоянство значений параметров в течении

определенного промежутка времени). Поток как функция от

времени величина постоянная

 нестабильные потоки(поток величина непостоянная)

3. По степени непрерывности:

 непрерывные(в каждый момент времени по траектории потока

перемещается определенное количество объектов)

 дискретные(потоки,которые образуются объектами,

перемещаемыми с интервалами).

4. По степени регулярности:

 детерминированные потоки(они характеризуются

определенностью параметров в каждый момент времени)

 стохастические (они характеризуются случайным характером

параметров, которые в каждый момент времени принимают

определенную величину с известной степенью вероятности)

5. По степени изменчивости: стационарные(т.е. с постоянной

интенсивностью) и нестационарные (характерны для неустановившегося

процесса)

6. По характеру перемещения элементов потока:

равномерные(постоянная скорость перемещения объекта в одинаковые

отрезки времени) и неравномерные.

7. По степени периодичности: периодические(они характеризуются

постояноством изменения параметров через определенное время) и

непериодические

8. По степени сложности: простые или дифференцированные (которые

состоят из объектов одного вида) и сложные или интегрированные

9. Признак ритмичности: ритмичные и неритмичные потоки

10. По степени управляемости: управляемые(адекватно реагируют на

управляющее воздействие со стороны управляющей системы) и

неуправляемые(неадекватно реагируют)__            

 

     5. Характеристика и классификационные признаки материальных

Потоков

Материальный поток - продукция, рассматриваемая в процессе

приложения к ней различных логистических операций и относится к

временному интервалу.

Графическое изображение - толстая стрелка

Х = { x1, x2,..., xn }

обозначение -

Масса, габаритные размеры, физико-химические характеристики - это

то, чем дополнительно характеризуется материальный поток.

Дополнительные признаки:

1. По виду продукции

Первая составляющая - материальные ресурсы(сырье, основные и

вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства).

Вторая составляющая - незавершенное производство.

Третья составляющая - готовая продукция.

2. Количественный (Важен при транспортировке продукции) Потоки

выделяют массовые, крупные, средние, и мелкие. Массовый поток возникает

при транспортировке грузов группой транспортных средств. Крупные

потоки представляют собой несколько вагонов или машин. Средние -

одиночные вагоны или машины. Мелкие - не позволяют полностью

использовать грузоподъемность транспортного средства.

3. По удельному весу. Его учитывают и при транспортировке и при

хранении. По удельному весу потоки выделяют тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловестные обеспечивают полноеииспользовнаие грузоподъемности

транспортного средства. Легковесные - не полное.

4. По степени совместимости продукции. Выделяют совместимые

продукты и несовместимые продукты.

5. Признак по консистенции продукции. Выделяют насыпные(может

перевозиться без тары,сыпучесть-осн.свойство); наливные(перевозятся в

цистернах и наливных сосудах,не должны изменять свою консистенцию в

процессе логистической операции); товарно-штучные(имеют

соответствующую упаковку,блокируются в соответ.устройства) и

навалочные(представляет сыпучую продукцию,но при этом моут

слеживаться и менять физико-хим.характеристики).

6. Структура материального потока. Выделяют отраслевую структуру,

групповую,родовую(св-во,присущее только данному виду продукции)

отношение к логистической системе;

· натурально-вещественный состав потока;

· количество грузов, образующих поток;

· удельный вес груза, образующего поток;

· степень совместимости грузов;

· консистенция грузов.

По отношению к логистической системе материаль­ный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.

Внешний материальный поток протекает во внеш­ней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.

Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с гру­зом внутри логистической системы.

Входной материальный поток поступает в логисти­ческую систему из внешней среды.

Выходной материальный поток поступает из логис­тической системы во внешнюю среду.

По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходи­мо, так как ассортиментный состав потока существенно от­ражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, ры­бой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно от­личаться от логистического процесса на картофелехранили­ще, которое работает с одним наименованием груза.

По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.

Массовым считается поток, возникающий в про­цессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный со­став или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.

Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.

Мелкие потоки образуют количества грузов, не по­зволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совме­щения с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуток между круп­ными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомоби­лями.

По удельному весу образующих поток грузов материаль­ные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.

Тяжеловесные потоки обеспечивают полное ис­пользование грузоподъемности транспортных средств, тре­буют для хранения меньшего складского объема. Тяжело­весные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. При­мером тяжеловесного потока могут служить рассматривае­мые в процессе транспортировки металлы.

 

 


Легковесные потоки представлены грузами, не по­зволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.

По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые мате­риальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продоволь­ственных товаров.

По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.

Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозить­ся в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в кон­тейнерах, в автомашинах.

Навалочные грузы - как правило, это вещества минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Пере­возятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживать­ся, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это мо­гут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.

Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с на­ливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.

 

 


Основные принципы расчета величины материального потока

При расчѐте используют след термины:

Грузопоток(Qi)- это количество грузов, перемещаемых в определенном

направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки

Грузооборот (ΣQi, n- количество отдельных грузопотоков)- это

количество груза, перемещаемого на всем исследуемом пространстве за тот

же период, что и грузопотоки.

Транспортные потоки характеризуются мощностью.

Мощность потока- это количество транспортной работы,

происходящей в единицу времени в определенном пункте в определенном

направлении

Суммарная мощность потока определяется:

𝑀 = (𝑄𝑖∗𝐿𝑖)

𝑛

𝑖=1

Li- расстояние в перевозке соответствующих грузов.

Среднее расстояние перевозки единицы груза:

𝐿ср =

𝑀

𝑄𝑖

Коэффициент неравномерности грузопотоков:

𝐾нер. г. п =

𝑄прямое

𝑄обратное

Условно за прямое направление принимают то, по которому идет

большее количество груза.

Для изучения и расчета величины потоков используют табличный

подход и графический подход.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: