Потоковый анализ: широкий и узкий подходы.
Существуют 2 подхода: Узкий- логистика здесь определяется как
управление всеми физ. операциями по доставке товаров потребителю;
Широкий- включает 3 аспекта:
-управленческий (закл-ся в планировании, управлении и контроле
потоков);
-оперативно-финансовый (рассматр-я во времени взаимодей-я и
расчетов м/у участниками движения);
-эконом. (деят-ть по управлению потоками в соотв-вии с правилом
«7Н»).
Логистический принцип – потоковый анализ.
Основной объект исследования и управления в логистике - материальный поток. В 90-е годы в сферу логистики попали не только информационные и финансовые потоки, сопутствующие материальному, но и поток услуг, т.е. сервисный поток.
Согласно узкому подходу логистика определяется как управление товародвижением — всеми физическими операциями по доставке товаров от поставщика.
В рамках более широкого подхода подчеркивается многоаспектность понятия "логистика". Управленческий аспект логистики - планирование, управление и контроль потоков. Экономический аспект - деятельность с целью получения с наименьшими затратами необходимого количества продукции в установленное время, в установленном месте. В соответствии с оперативно-финансовым аспектом трактовка логистики дается исходя из времени расчета партнеров.
|
|
4. Понятие и сущность потоков. Классификация потоков
Классификационные признаки потоков
Поток - это совокупность объектов, воспринимаемых как единое целое,
существующих как процесс на некотором временном интервале и
измеряемых в абсолютных единицах за определенный период.
Логистический поток - направленное движение совокупности материально-
вещественных, финансовых, информационных, энергетических, кадровых и других видов ресурсов
в экономической сфере от поставщиков к потребителям.
P - поток {p1, p2,..., pi}
Любому потоку присущи след.параметры:.
1. Начальный и конечный пункты
2. Геометрия пути(траектория)
3. Длина пути как мера траектории
4. Промежуточные пункты
5. Скорость и время движения потока
6. Интенсивность движения
Классификационные признаки потоков
1. По отношению к логистической системе:
потоки внешние(входящие и выходящие (входящий поток не
равен исходящему))
внутренние
2. Признак стабильности.
стабильные(постоянство значений параметров в течении
определенного промежутка времени). Поток как функция от
времени величина постоянная
нестабильные потоки(поток величина непостоянная)
3. По степени непрерывности:
непрерывные(в каждый момент времени по траектории потока
|
|
перемещается определенное количество объектов)
дискретные(потоки,которые образуются объектами,
перемещаемыми с интервалами).
4. По степени регулярности:
детерминированные потоки(они характеризуются
определенностью параметров в каждый момент времени)
стохастические (они характеризуются случайным характером
параметров, которые в каждый момент времени принимают
определенную величину с известной степенью вероятности)
5. По степени изменчивости: стационарные(т.е. с постоянной
интенсивностью) и нестационарные (характерны для неустановившегося
процесса)
6. По характеру перемещения элементов потока:
равномерные(постоянная скорость перемещения объекта в одинаковые
отрезки времени) и неравномерные.
7. По степени периодичности: периодические(они характеризуются
постояноством изменения параметров через определенное время) и
непериодические
8. По степени сложности: простые или дифференцированные (которые
состоят из объектов одного вида) и сложные или интегрированные
9. Признак ритмичности: ритмичные и неритмичные потоки
10. По степени управляемости: управляемые(адекватно реагируют на
управляющее воздействие со стороны управляющей системы) и
неуправляемые(неадекватно реагируют)__
5. Характеристика и классификационные признаки материальных
Потоков
Материальный поток - продукция, рассматриваемая в процессе
приложения к ней различных логистических операций и относится к
временному интервалу.
Графическое изображение - толстая стрелка
Х = { x1, x2,..., xn }
обозначение -
Масса, габаритные размеры, физико-химические характеристики - это
то, чем дополнительно характеризуется материальный поток.
Дополнительные признаки:
1. По виду продукции
Первая составляющая - материальные ресурсы(сырье, основные и
вспомогательные материалы, комплектующие, отходы производства).
Вторая составляющая - незавершенное производство.
Третья составляющая - готовая продукция.
2. Количественный (Важен при транспортировке продукции) Потоки
выделяют массовые, крупные, средние, и мелкие. Массовый поток возникает
при транспортировке грузов группой транспортных средств. Крупные
потоки представляют собой несколько вагонов или машин. Средние -
одиночные вагоны или машины. Мелкие - не позволяют полностью
использовать грузоподъемность транспортного средства.
3. По удельному весу. Его учитывают и при транспортировке и при
хранении. По удельному весу потоки выделяют тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловестные обеспечивают полноеииспользовнаие грузоподъемности
транспортного средства. Легковесные - не полное.
4. По степени совместимости продукции. Выделяют совместимые
продукты и несовместимые продукты.
5. Признак по консистенции продукции. Выделяют насыпные(может
перевозиться без тары,сыпучесть-осн.свойство); наливные(перевозятся в
цистернах и наливных сосудах,не должны изменять свою консистенцию в
процессе логистической операции); товарно-штучные(имеют
соответствующую упаковку,блокируются в соответ.устройства) и
навалочные(представляет сыпучую продукцию,но при этом моут
слеживаться и менять физико-хим.характеристики).
6. Структура материального потока. Выделяют отраслевую структуру,
групповую,родовую(св-во,присущее только данному виду продукции)
отношение к логистической системе;
· натурально-вещественный состав потока;
· количество грузов, образующих поток;
· удельный вес груза, образующего поток;
· степень совместимости грузов;
· консистенция грузов.
По отношению к логистической системе материальный поток может быть: внешним, внутренним, входным и выходным.
Внешний материальный поток протекает во внешней для предприятия среде. Эту категорию составляют не любые грузы, движущиеся вне предприятия, а лишь те, к организации которых предприятие имеет отношение.
|
|
Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логистической системы.
Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды.
Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду.
По натурально-вещественному составу материальные потоки подразделяют на одноассортиментные и многоассортиментные. Такое разделение необходимо, так как ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.
По количественному признаку материальные потоки бывают массовые, крупные, средние и мелкие.
Массовым считается поток, возникающий в процессе транспортировки грузов не единичным транспортным средством, а их группой, например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.
Крупные потоки - несколько вагонов, автомашин.
Мелкие потоки образуют количества грузов, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспортного средства и требующие при перевозке совмещения с другими, попутными грузами.
Средние потоки занимают промежуток между крупными и мелкими. К ним относят потоки, которые образуют грузы, поступающие одиночными вагонами или автомобилями.
По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки классифицируют на тяжеловесные и легковесные.
Тяжеловесные потоки обеспечивают полное использование грузоподъемности транспортных средств, требуют для хранения меньшего складского объема. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т (при перевозках водным транспортом) и 0,5 т (при перевозках железнодорожным транспортом. Примером тяжеловесного потока могут служить рассматриваемые в процессе транспортировки металлы.
|
|
Легковесные потоки представлены грузами, не позволяющими полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м3 - например, табачные изделия в процессе транспортировки образуют легковесные потоки.
По степени совместимости образующих поток грузов выделяют совместимые и несовместимые материальные потоки. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.
По консистенции грузов материальные потоки делят на потоки насыпных, навалочных, тарно-штучных и наливных грузов.
Насыпные грузы (например, зерно) перевозятся без тары. Их главное свойство - сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных транспортных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах.
Навалочные грузы - как правило, это вещества минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Так же, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.
Тарно-штучные грузы имеют самые различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Это могут быть грузы в контейнерах, ящиках, мешках, грузы без тары, длинномерные и негабаритные грузы.
Наливные грузы - грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и др., выполняются с помощью специальных технических средств.
Основные принципы расчета величины материального потока
При расчѐте используют след термины:
Грузопоток(Qi)- это количество грузов, перемещаемых в определенном
направлении между отдельными пунктами погрузки и выгрузки
Грузооборот (ΣQi, n- количество отдельных грузопотоков)- это
количество груза, перемещаемого на всем исследуемом пространстве за тот
же период, что и грузопотоки.
Транспортные потоки характеризуются мощностью.
Мощность потока- это количество транспортной работы,
происходящей в единицу времени в определенном пункте в определенном
направлении
Суммарная мощность потока определяется:
𝑀 = (𝑄𝑖∗𝐿𝑖)
𝑛
𝑖=1
Li- расстояние в перевозке соответствующих грузов.
Среднее расстояние перевозки единицы груза:
𝐿ср =
𝑀
𝑄𝑖
Коэффициент неравномерности грузопотоков:
𝐾нер. г. п =
𝑄прямое
𝑄обратное
Условно за прямое направление принимают то, по которому идет
большее количество груза.
Для изучения и расчета величины потоков используют табличный
подход и графический подход.