Классификация функциональных областей логистики

Выделяют пять основных функциональных областей логистики:

1. Закупочная логистика — решает вопросы связанные с обеспечением предприятия сырьем и материалами. Проводиться анализ среди поставщиков, заключаются договора и контролируется их исполнение. Используется механизм взаимодействия на поставщика в случае нарушения условий поставки и принимаются оперативные меры по исправлению сложившейся ситуации. Область взаимодействия, составляющей основное содержание закупочной логистики, определяется условиями договора с поставщиками и составом функций службы снабжения внутри предприятия.

2. Производственная логистика — решает задачи создания материальных благ или оказания материальных услуг. Основной объем работ выполняется в пределах территории одного предприятия. Участники производственного процесса взаимодействуют между собой не в результате заключенных договоров, а в результате решений, принимаемых системой управления предприятием.

3. Распределительная логистика — решает задачи реализации готовой продукции. Для решения этих задач используют два варианта продвижения готовой продукции: реализацией занимаются сами производители и торгово-посреднические предприятия.

4. Транспортная логистика — решает вопросы управления материального потока на транспортных участках. Транспортные работы, выполняемые в процессе доведения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребителя. Транспортные операции, осуществляемые логистикой можно разделить на две большие группы, выполняемых:

o Специальными транспортными организациями (транспорт общего пользования)

o Транспортом, находящимся в собственности производителя готовой продукции (нетранспортных предприятий)

Транспортная логистика не имеет четких границ. Она может применяется при любых перевозках.

5. Информационная логистика — рационализирует организацию движения информационных потоков. Информационные системы обеспечивают управление материальными потоками, используя микропроцессорную технику, информационные технологии и другие составляющие процесса информатизации, добиваясь эффективного управления информационными потоками.
Информационная логистика тесно переплетена со всеми функциональными областями логистики.


Задачи и элементы закупочной логистики

Задачи, относящиеся к закупочной логистике:

определение потребности в материальных ресурсах;

— исследование рынка закупок;

— выбор поставщиков;

— осуществление закупок;

— контроль поставок;

— подготовка бюджета закупок;

— координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками.

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение цели зависит от решения целого ряда задач.

Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, являются следующие:

- какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

- в каком количестве;

- кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

- на каких условиях будут производиться закупки.

К традиционному перечню вопросов логистика добавляет вопрос о том, как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия – с поставщиками.

Таким образом, к задачам и работам, связанным с закупочной логистикой, относятся:

· определение потребности в материальных ресурсах. На этом этапе рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размеру и другим параметрам поставок. Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятии;

· исследование рынка закупок и выбор поставщика. Определяются все возможные поставщики, создается база данных о них и на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик;

· заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов. Реализация задачи начинается с проведения переговоров, которые завершаются заключением контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых также является задачей логистики;

· подготовка бюджета закупок, выступающая существенной частью закупочной деятельности. При этом определяются следующие виды затрат:

· выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;

· транспортировка, экспедирование и страхование;

· приемка и проверка материальных ресурсов;

· поиск информации о потенциальных поставщиках;

· координация и взаимосвязь закупок с производством, сбытом и складированием, решаемые посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.

Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупки, доставку и временное хранение предметов труда Эффективная работа этой службы во многом зависит от организационной структуры предприятия. Организация службы, отвечающей за выполнение всех задач по снабжению производства, позволяет оптимально наладить движение материального потока.

 

Выбор поставщиков

Выбор поставщика – одна из важнейших задач фирмы. На выбор поставщика существенное влияние оказывают результаты работы по уже заключенным договорам, на основании выполнения которых осуществляется расчет рейтинга поставщиков. Следовательно, система контроля исполнения договоров поставки должна позволять накапливать информацию, необходимую для такого расчета. Перед расчетом рейтинга следует определить, на основании каких критериев будет приниматься решение о предпочтительности того или иного поставщика. Как правило, в качестве таких критериев используются цена, качество поставляемых товаров и надежность поставки. Однако этот перечень может быть и больше, в частности, в нашем примере используется 6 критериев.

Следующим этапом решения задачи выбора поставщика является оценка поставщиков по намеченным критериям. При этом вес того или иного критерия в общей их совокупности определяется экспертным путем

1. Поиск потенциальных поставщиков включает следующие методы:

♦ объявление конкурса;

♦ изучение рекламных материалов;

♦ посещение выставок и ярмарок;

♦ переписка и личные контакты.

2. Анализ потенциальных поставщиков проводится на основании специальных критериев, основными из которых являются цена и качество продукции и надежность поставок.

К другим критериям относят:

♦ удаленность поставщика от потребителя;

♦ сроки выполнения текущих и экстренных заказов;

♦ наличие резервных мощностей;

организация управления качеством у поставщика;

♦ способность поставлять запасные части в течение срока службы объекта;

финансовое положение поставщика.

3. Оценка результатов работы с поставщиками осуществляется на основе шкалы оценок для расчета рейтинга поставщика. предварительно выполняется разделение товаров, сырья и комплектующих с учетом целей производственного или торгового процесса.

4. Для оценки рисков используется информации о финансовом состоянии поставщика:

♦ сумма долговых обязательств;

♦ отношение объема продаж к дебиторской задолженности;

♦ отношение чистой прибыли к объему продаж;

♦ движение денежной наличности;

♦ оборачиваемость запасов.

 





Подборка статей по вашей теме: