МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Естественнонаучный Институт
Кафедра Биологии
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
К ПРАКТИЧЕСКИМ РАБОТАМ
по дисциплине
ОБЩАЯ БИОЛОГИЯ
Уровень профессионального образования: высшее образование – бакалавриат
Направление подготовки: 06.03.01 Биология
Профиль подготовки: Биохимия
Квалификация выпускника: бакалавр
Форма обучения:очная, очно-заочная
Тула 2015 г.
Методические указания к практическим работам составлены доцентом кафедры биологии к.б.н. Н.Л. Лагуновой и обсуждены на заседании кафедры биологии естественнонаучного института
Протокол № _____ от «___» ____________20____ г.
Зав. кафедрой ________________ Е.Н.Музафаров
Методические указания к практическим работам пересмотрены и утверждены на заседании кафедры биологии естественнонаучного института
Протокол № _____ от «_____» __________ 20_____ г.
Зав кафедрой __________________ Е.Н.Музафаров
СОДЕРЖАНИЕ
Введение.. 4
ЗАНЯТИЕ 1. 5
Тема: Проблемы современной биологии (выбор темы доклада). Биологическая сложность. Системная биология.. 5
ЗАНЯТИЕ 2. 6
Тема: Свойства живых систем. Масштабы биологии.. 6
ЗАНЯТИЕ 3. 7
Тема: История биологии. Классификация и.. 7
Многообразие биологических наук.. 7
ЗАНЯТИЕ 4. 9
Тема: Уровни организации живых систем. Составление устойчивого биоценоза. Методы биологии на различных уровнях изучения живых систем... 9
ЗАНЯТИЕ 5. 12
Тема: Происхождение жизни на Земле. Новые теории. 12
ЗАНЯТИЕ 6. 14
ТЕМа: Циклические изменения деятельности клеток, органов, систем, организма (биоритмы). Отрицательная энтропия живых объектов. Теория информационного воздействия.. 14
ЗАНЯТИЕ 7. 18
Тема: Химия жизни. Основные типы биополимеров.. 18
ЗАНЯТИЕ 8. 21
Тема: Основные пути метаболизма. Клеточное дыхание. Фотосинтез 21
ЗАНЯТИЕ 9. 22
Тема: Экспрессия генов. Генетический код.. 22
Занятие 10. 24
Тема: Универсальная биологическая мембрана. 24
Транспорт.. 24
Занятие 11. 26
Тема: Методы изучения клеток.. 26
Занятие 12-13. 28
Тема: Клетка. Ядро. Одно- и двумембранные органеллы. Основные типы клеток: прокариотная - бактериальная, и эукариотные - растительная, грибная и животная.. 28
Занятие 14. 33
Тема: Типы деления клеток (митоз, мейоз, амитоз). 33
ЖИЗНЕНЫЙ ЦИКЛ КЛЕТКИ.. 33
Занятие 15-16. 36
Тема: Половое и бесполое размножение. Развитие живых систем. Онтогенез. Эволюция.. 36
Занятие 17. 39
Тема: Биоразнообразие. Сообщества, экосистемы и биосфера.. 39
Рекомендуемая литература. 43
Введение
Общая биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» общая биология вносит значительный вклад в достижение целей естественнонаучного образования, обеспечивая освоение учащимися основ специальных учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Биология как наука стала носить комплексный характер, её исследования производятся на стыке многих наук: химии, физики и математики. Это привело к возникновению целого ряда молодых наук, которые изучают глубинные, физико-химические основы живого. К таким перспективным направлениям можно отнести молекулярную биологию, биохимию, биофизику, генную инженерию и другие науки. Современный биохимик, молекулярный биолог или исследователь в области генной инженерии должен обладать широким научным кругозором, быть подкованным теоретически и практически в области общей биологии, свободно владеть биологическими методами исследования.
Цель курса – ознакомление со спецификой биологического естественнонаучного знания, его роли в развитии промышленности и культуры, а также с основными идеями и теориями ХХ столетия и развитием идей, характеризующих современную биологию, в начале ХХI столетия. Поэтому в задачи данного учебного курса – общей биологии – входит формирование базовых знаний о фактах, общих закономерностях развития живой природы, а также попытка раскрыть сущность жизни, её основные формы.
В результате освоения программы студенты должны уметь наблюдать и объяснять биологические явления, учиться самостоятельно применять биологические знания в своей будущей практической деятельности, учитывая тот факт, что в результате объединения наук произошло интенсивное обогащение биологии фактическим материалом, новыми теориями, обобщениями. Современная биология настолько сложна и разнообразна, что можно заранее говорить о нелёгком пути в изучении предмета "Общая биология", что предполагает построение занятий по типу семинаров с активным обсуждением, включая полемику сформированных групп и ролевые игры.
ЗАНЯТИЕ 1.
Тема: Проблемы современной биологии (выбор темы доклада). Биологическая сложность. Системная биология
Круг обсуждаемых вопросов:
1. Система бальной оценки дисциплины «Общая биология».
2. Обсуждение проблем современной биологии для выбора темы доклада в результате самостоятельного анализа публикаций (направление «Проблемы биологии»).
Выбортемы доклада в результате самостоятельного анализа публикаций (направление «Проблемы биологии»)
Современная биология изобилует узловыми проблемами, решение которых может оказать революционизирующее влияние на естествознание в целом и прогресс человечества. Конференции, проводимые по проблемам биологии, обычно включают следующие подразделы:
· Биотехнология
· Геномные и постгеномные технологии
· Экспериментальная биология и охрана окружающей среды
· Биоинформатика.
На научных конференциях в основном освещаются вопросы молекулярной биологии и генетики, физиологии и биохимии мышц, желёз, нервной системы и органов чувств (память, возбуждение, торможение и др.); фото- и хемосинтез, энергетика и продуктивность природных сообществ и биосферы в целом; коренные философско-методологические проблемы (форма и содержание, целостность и целесообразность, прогресс) и др.
Одной из проблем биологии является изначальное многообразие форм жизни, окружающей человека. Все преобразовательные мероприятия, которые человек проводит в биосфере, невозможны без знания богатства главных форм и их взаимоотношений, что предполагает необходимость инвентаризации животных, растений и микроорганизмов в разных районах Земли, ещё далеко не завершенной. Во многих крупных группах организмов неизвестен даже качественный состав входящих в группу видов организмов. Развёртывание инвентаризации требует оживления и резкой интенсификации работ по систематике, полевой биологии (ботаника, зоология, микробиология) и биогеографии.
Важное практическое направление биологических исследований - изучение среды обитания человека в широком смысле и организация на этой основе рациональных способов ведения народного хозяйства. Это направление исследований связано с решением проблемы охраны природы и должно проводиться в основном в биогеоценологическом аспекте.
Следующей проблемой является повышение биологической продуктивности Земли и обеспечение оптимальных условий существования на нашей планете для всё более увеличивающегося численно человечества. К решению этой проблемы привлечено внимание прогрессивных биологов всего мира –зоологов и ботаников, генетиков и экологов, физиологов и биохимиков и др.; их деятельность в этом направлении координируется Международной биологической программой.
При выборе темы доклада студент должен руководствоваться личными пристрастиями, чтобы наиболее полно осветить проблему с разных точек зрения, дав аудитории возможность занять ту или иную позицию по данной проблеме и активно полемизировать с докладчиком.
Для выбора темы доклада кроме самостоятельного поиска в сети Интернет студентам рекомендуется ознакомиться с тематическим материалом по проблемам современной биологии: «Биосфера и человечество», «Строение и функции макромолекул», «Регуляция функций клетки», «Индивидуальное развитие организмов», Трансгенез – проблема или польза?», «Развитие медицины», «Развитие сельского и промыслового хозяйства», изложенном в Теме 1, Раздел №1 «Живые системы и их свойства» (Методические указания по самостоятельной работе студентов, стр. 5 - 13).
ЗАНЯТИЕ 2.