Тема: Свойства живых систем. Масштабы биологии

 

Круг обсуждаемых вопросов:

1. Свойства живых систем.

2. Масштабы биологии.

Свойства живых систем

При изучении свойств живого особое внимание обратить на целостность, дискретность и отрицательную энтропию биологических систем.

Студенты должны освоить определения важнейших терминов биологии:

· Клетка

· Гомеостаз

· Метаболизм

· Раздражимость

· Наследственность

· Изменчивость

· Онтогенез

· Филогенез

· Целостность

· Дискретность

Масштабы объектов биологии

Задание 1. Выбрать несколько макрообъектов (человек, дерево, мышь и т.д.), микрообъектов (клетки про- и эукариот) и нанообъектов (вирусы, органеллы, крупные биологические молекулы) построить в тетради для практических работ логарифмическую шкалу масштабов объектов биологии. Сделать вывод о разнообразии живых объектов.

ЗАНЯТИЕ 3.

 

Тема: История биологии. Классификация и

Многообразие биологических наук

 

Круг обсуждаемых вопросов:

1. Биология как наука.

2. Классификация и многообразие биологических наук.

3. История развития биологии.

 

 

Биология как наука  

Основные темы для обсуждения:

§ Понятие биологии (определение).

§ Понятие жизни и живого. Сущность жизни.

§ Объект изучения биологии – биологические системы.

Классификация и многообразие биологических наук

Биология как наука крайне разнообразна, что диктуется многообразием объектов ее изучения.  Биология делится на блоки по изучению:

· Систематических групп

· по объекту исследования

· по его строению, развитию, жизнедеятельности, распространению

· Разных уровней организации живого

· Структуры, свойств и проявлений жизни

· отдельных организмов

· коллективной жизни и сообществ

· Развития живой материи

· По методам исследования

· По использованию в народном хозяйстве

· По созданию теоретической основы для прикладных наук и медицины.

История развития биологии

Задание 1. Используя материал, изложенный в Теме 2, Раздел №1 «Живые системы и их свойства» (Методические указания по самостоятельной работе студентов, стр. 13 - 22), подготовить ответы на вопросы 1 - 5 (стр.22) и подготовить ролевую игру, разбившись на двойки (задание 6, стр.22).

 

Задание 2. Для подготовки к участию в семинаре «История биологии. Классификация и многообразие биологических наук» выполните задания иответьте на вопросы.

1. Сравните предмет и методы изучения в науках биофизика, биохимия, молекулярная биология. На каком уровне организации живого применимы биофизические методы исследования? Приведите примеры.

2. Дайте характеристику системной биологии как науке. Объясните необходимость возникновения системной биологии в конце 20 века и перечислите основные направления исследований в этой области. Какое достижение Вы считаете наиболее значимым?

3. Сравните предмет и методы изучения в науках популяционная биология, биоценология и экология. На каком уровне организации живого применимы физиологические методы исследования? Приведите примеры.

4. Дайте описание живого как объекта биологической науки. Что такое отрицательная энтропия, саморегуляция и самообновление живых систем? Какие науки оперируют этими понятиями при своих исследованиях?

5. Сравните методы и объем исследования в науках эмбриология и биология индивидуального развития. На каком уровне организации живого применимы биохимические методы исследования? Приведите примеры.

6. Сравните предмет и методы изучения в науках биомеханика и биометрия. На каком уровне организации живого применимы цитологические методы исследования? Приведите примеры.

7. Охарактеризуйте основные направления развития биологии в 16 и 17 веке. В чем диалектика борьбы эпигенеза и преформизма? Какое направление Вы считаете наиболее верным для интерпретации биологических данных?

8. Сравните основные направления развития биологии в 18 и 19 веках.

9. Перечислите основные направления развития биологии в 20 веке. Оцените влияние мировых войн на развитие биологии и ее достижения, приведите примеры.

10. Какова цель и задачи бионики? Представители какого таксона живых объектов наиболее востребованы для построения инженерных моделей?

 

 

 

ЗАНЯТИЕ 4.

 

Тема: Уровни организации живых систем. Составление устойчивого биоценоза. Методы биологии на различных уровнях изучения живых систем

 

Круг обсуждаемых вопросов:

1. Уровни организации живых систем.

2. Разбор принципа устройства биоценоза.

3. Методы биологии.

Студенты должны освоить определения важнейших терминов биологии и уметь охарактеризовать соответственные уровни:

· Клетка

· Ткань

· Орган

· Организм

· Популяция

· Вид

· Биоценоз

· Биогеоценоз

· Биосфера

Задание 1: Опишите биоценоз (самостоятельный выбор) по количеству составляющих его биологических видов. Приведите примеры: в каждом крупном таксоне необходимо написать наиболее характерных для этого биоценоза представителей (используйте бинарную номенклатуру). Сделайте вывод об устойчивости биоценоза.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: