Круг обсуждаемых вопросов:
1. Свойства живых систем.
2. Масштабы биологии.
Свойства живых систем
При изучении свойств живого особое внимание обратить на целостность, дискретность и отрицательную энтропию биологических систем.
Студенты должны освоить определения важнейших терминов биологии:
· Клетка
· Гомеостаз
· Метаболизм
· Раздражимость
· Наследственность
· Изменчивость
· Онтогенез
· Филогенез
· Целостность
· Дискретность
Масштабы объектов биологии
Задание 1. Выбрать несколько макрообъектов (человек, дерево, мышь и т.д.), микрообъектов (клетки про- и эукариот) и нанообъектов (вирусы, органеллы, крупные биологические молекулы) построить в тетради для практических работ логарифмическую шкалу масштабов объектов биологии. Сделать вывод о разнообразии живых объектов.
ЗАНЯТИЕ 3.
Тема: История биологии. Классификация и
Многообразие биологических наук
Круг обсуждаемых вопросов:
1. Биология как наука.
2. Классификация и многообразие биологических наук.
|
|
3. История развития биологии.
Биология как наука
Основные темы для обсуждения:
§ Понятие биологии (определение).
§ Понятие жизни и живого. Сущность жизни.
§ Объект изучения биологии – биологические системы.
Классификация и многообразие биологических наук
Биология как наука крайне разнообразна, что диктуется многообразием объектов ее изучения. Биология делится на блоки по изучению:
· Систематических групп
· по объекту исследования
· по его строению, развитию, жизнедеятельности, распространению
· Разных уровней организации живого
· Структуры, свойств и проявлений жизни
· отдельных организмов
· коллективной жизни и сообществ
· Развития живой материи
· По методам исследования
· По использованию в народном хозяйстве
· По созданию теоретической основы для прикладных наук и медицины.
История развития биологии
Задание 1. Используя материал, изложенный в Теме 2, Раздел №1 «Живые системы и их свойства» (Методические указания по самостоятельной работе студентов, стр. 13 - 22), подготовить ответы на вопросы 1 - 5 (стр.22) и подготовить ролевую игру, разбившись на двойки (задание 6, стр.22).
Задание 2. Для подготовки к участию в семинаре «История биологии. Классификация и многообразие биологических наук» выполните задания иответьте на вопросы.
1. Сравните предмет и методы изучения в науках биофизика, биохимия, молекулярная биология. На каком уровне организации живого применимы биофизические методы исследования? Приведите примеры.
2. Дайте характеристику системной биологии как науке. Объясните необходимость возникновения системной биологии в конце 20 века и перечислите основные направления исследований в этой области. Какое достижение Вы считаете наиболее значимым?
|
|
3. Сравните предмет и методы изучения в науках популяционная биология, биоценология и экология. На каком уровне организации живого применимы физиологические методы исследования? Приведите примеры.
4. Дайте описание живого как объекта биологической науки. Что такое отрицательная энтропия, саморегуляция и самообновление живых систем? Какие науки оперируют этими понятиями при своих исследованиях?
5. Сравните методы и объем исследования в науках эмбриология и биология индивидуального развития. На каком уровне организации живого применимы биохимические методы исследования? Приведите примеры.
6. Сравните предмет и методы изучения в науках биомеханика и биометрия. На каком уровне организации живого применимы цитологические методы исследования? Приведите примеры.
7. Охарактеризуйте основные направления развития биологии в 16 и 17 веке. В чем диалектика борьбы эпигенеза и преформизма? Какое направление Вы считаете наиболее верным для интерпретации биологических данных?
8. Сравните основные направления развития биологии в 18 и 19 веках.
9. Перечислите основные направления развития биологии в 20 веке. Оцените влияние мировых войн на развитие биологии и ее достижения, приведите примеры.
10. Какова цель и задачи бионики? Представители какого таксона живых объектов наиболее востребованы для построения инженерных моделей?
ЗАНЯТИЕ 4.
Тема: Уровни организации живых систем. Составление устойчивого биоценоза. Методы биологии на различных уровнях изучения живых систем
Круг обсуждаемых вопросов:
1. Уровни организации живых систем.
2. Разбор принципа устройства биоценоза.
3. Методы биологии.
Студенты должны освоить определения важнейших терминов биологии и уметь охарактеризовать соответственные уровни:
· Клетка
· Ткань
· Орган
· Организм
· Популяция
· Вид
· Биоценоз
· Биогеоценоз
· Биосфера
Задание 1: Опишите биоценоз (самостоятельный выбор) по количеству составляющих его биологических видов. Приведите примеры: в каждом крупном таксоне необходимо написать наиболее характерных для этого биоценоза представителей (используйте бинарную номенклатуру). Сделайте вывод об устойчивости биоценоза.