Произведения для детей подготовительной группы

 

Зимние развлечения  Л.Герасимова
Падал, падал снег с утра – То-то рада детвора! Не теряет ни минутки, Во дворе и смех, и шутки! Лыжи дома взял Егор Вышел с лыжами во двор. По лыжне бежит легко, Убегает далеко! А за ним – дворовый пес Пробегает вместе кросс! Заблестел каток с утра – Постаралась детвора! Поскорее на коньки, Мчатся наперегонки! Клюшки, шайба у ребят, - Гол забей скорей! – кричат. Вовка папе помогает Комья снежные катает Вот готовая мишень, На ней шляпа набекрень! Нос – большущую морковку – На мишень приделал Вовка. Посреди двора ребята Горку делают со скатом. Поливают скат водой – Стала горка ледяной! Вниз на санках полетели Не страшны мороз, метели Нет прекрасней поры Для веселой детворы!
   
С горы Г.Лагздынь Белый снег лежит как пух! Я на лыжах. С горки – ух! Разлетелся белый пух, Захватило разом дух! Я скатился, ничего, Только шапку замело! Да и я Под горой! Вверх ногами, Но живой. Пороша (отрывок) С. Есенин Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Подвязалася сосна. Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку, А над самою макушкой Долбит дятел на суку.   Идет волшебница-зима (отрывок) Пришла, рассыпалась клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов…

 

Первый снег   Зимним холодом пахнуло На поля и на леса. Ярким пурпуром зажглися Пред закатом небеса. Ночью буря бушевала, А с рассветом на село, На поля, на сад пустынный Первым снегом понесло… И.Бунин И сегодня над широкой Белой скатертью полей Мы простились с запоздалой Вереницею гусей.

 

 

Первый снег Е.Трутнева
Что такое за окном? Сразу в доме посветлело! Это снег лежит ковром, Самый первый, самый белый! Вот о чем всю ночь свистел За моим окошком ветер! Он про снег сказать хотел И про то, что зиму встретил. На заборах, на крылечке Все блестит и все бело! Нет свободного местечка – Всюду снега намело. Нарядилась и рябинка В белый, праздничный наряд, Только гроздья на вершине Ярче прежнего горят.

 

Снеговик на маскараде
Снеговика на Новый год Привлек цветной плакат. И вот он вечером идет На шумный маскарад. Носатого Снеговика Узнали все тот час, Ему кричат издалека: - Вот это высший класс! - Вот это маска, посмотри! Все мнения сошлись, И вот Снеговику жюри Вручает первый приз. Как вдруг – поверите ли вы? Кап-кап, кап-кап, кап-кап! Он начал таять с головы, Он вдруг совсем ослаб… Хватают под руки его, Он тает на глазах. Уж он не видит ничего, Уж силы нет в ногах. - Я болен… можно мне присесть? – Чуть слышно он сказал. - Там где-то холодильник есть! Скорей его в тот зал!
Аплодисментами смущен, Сказал он: - Господа! Простите, я таким рожден, Я был таким всегда! Я настоящий Снеговик! - Не верим! – говорят. - - А ну-ка, - говорят ему, - Снимите свой наряд! Туда его! Туда его! На лед без лишних слов! – Он просидел там полчаса И вышел жив-здоров. - Ураа-а! - Спасибо, очень рад, - Благодарит он всех. И, покидая маскарад, Шагает прямо в снег.

 

Зимнее утро (отрывок) А Пушкин Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит; Прозрачный лес один чернеет, И ель сквозь иней зеленеет, И речка подо льдом блестет.     ******С.Есенин Поет зима – аукает, Мохнатый лес баюкает Сто звоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна…

 

 

Н.Сладков

 

И ГРУСТНО И РАДОСТНО

 

Сыплет осенний нудный дождь. До листика вымокли кусты и деревья. Лес притих и насупился.

И вдруг осеннюю тишину нарушает яркое, прямо весеннее бормотание тетерева!

Певчий дрозд откликнулся – просвистел свою песню. Затенькала птичка-капелька – пеночка теньковка.

И на опушке, и в глубине леса послышались птичьи голоса. Это прощальные песни птиц. Но и в прощальных песнях слышится радость.

Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень.

Желтый лист и зеленая травинка.

Поблекшие травы и зацветающие цветы. сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодный ветер.

Увядание и расцвет.

Песни и тишина.

И грустно и радостно!

 

 

ЗОЛОТОЙ ДОЖДЬ

 

     Все лето листья доставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. И до того налились и пропитались солнцем, что к осени сами стали как солнышки – багряными и золотыми.

     Налились, отяжелели – и потекли.

Полетели иволгами по ветру. Запрыгали белками по сучкам. Понеслись куницами по земле.

Зашумел в лесу золотой дождь.

Капля по листику щелкнет – сорвется лист. Синицы на ветке завозятся – брызнут листья по сторонам. Ветер вдруг налетит – закружится пестрый смерч. А если тяжелый косач с лету вломится в ветки – хлынет сверкающий водопад.

По колено в листьях деревья стоят.

Елочки листьями украсились. Папоротники под листьями пригрелись. Грибы под листьями спрятались.

Листья шуршат, скребутся, лопочут. Листья летят, скачут, плывут. Листья качаются на паутинках. Листья вверху, внизу и вокруг.

Шумит золотой дождь.

 

 

И. Соколов-Микитов

 

ОСЕНЬ В ЛЕСУ

 

Пришел сентябрь. После знойного лета, после августовских теплых дней наступила золотая осень.

По опушкам лесов еще растут грибы: красноголовые подосиновики, зеленоватые и розоватые сыроежки, скользкие грузди и душистые рыжики. На старых больших пнях жмутся друг к дружке тонконогие опенки.

В моховых болотах ожерельем рассыпана по кочкам румяная клюква. На освещенных солнцем лесных полянах краснеют гроздья рябины.

Чист и прозрачен воздух Далеко слышны звуки, отчетливо разносятся голоса.

На дне лесного ручья виден каждый камешек, каждая тонкая травинка.

По прозрачному высокому небу бегут и бегут облака. В погожие дни многие птицы готовятся к отлету. Уже улетели ласточки, быстрокрылые стрижи. Остаются зимовать рябчики, тетерева, куропатки. В шумные стайки собираются скворцы, улетают на юг певчие птицы. В дальний путь отправляются дикие гуси, покидают родные болота длинноногие журавли.

 

 

УЛЕТАЮТ ЖУРАВЛИ

 

В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Готовясь в далекий путь, покружили они над рекой, над родным болотом. Собравшись в стройные косяки, потянулись в дальние теплые страны.

     Через леса, поля, через шумные города высоко в небе летели журавли.

В глухом лесу, на краю болота, остановились на отдых.

Еще до рассвета проснулись чуткие журавли.

Чуть брезжит над рекой, над лесными черными макушками ранняя зорька. Темным и мрачным кажется в эту полу глухой лес. Один за другим журавли поднимаются с болота. В этот ранний час в лесу просыпаются птицы, бегают по берегу проворные кулики. Скоро взойдет над рекой и лесом веселое солнце. Все тогда засияет, все переменится в осеннем темном лесу.

Высоко поднимутся журавли. С высокого ясного неба услышим их прощальные голоса.

До свидания, до свидания, журавли! До радостной встречи весною!

 

 

Дед Мороз М.Клокова
Ночью в поле снег летучий, Тишина. В темном небе, в мягкой туче Спит луна. Тихо в поле. Темный, темный Смотрит лес. Дед Мороз, старик огромный, С елки слез. Весь он белый, весь в обновах, Весь в звездах, В белой шапке и в пуховых Сапогах. Вся в серебряных сосульках Борода. У него во рту сосулька Изо льда. Выше, выше Вырастает Дед Мороз. Вот он вышел Из-за елок и берез, Вот затопал, Ухватился за сосну И похлопал Снежной варежкой луну, Зашагал он, Закачал он головой, Засвистел он В свой свисточек ледяной. Все снежинки По сугробам улеглись, Все снежинки Огонечками зажглись.  
  Синий вечер Вечер зимний В небе синем Звезды синие зажег. Ветви сыплют синий иней На подсиненный снежок. За ветвями дом синеет, Крытый синей ватою     Тени ходя по стене Сеткой синеватою. Красит синькою мороз В окнах незабудки. И зевает Синий лес Возле синей будки.    
  Зимние краски Заготовила зима Краски все          для всех сама. Полю – лучшие белила Зорям – алые чертила Всем деревьям – чистые    блестки серебристые. А на улице – ребят Разукрасила подряд.     В.Фетисов Как художник, Красит разным: Кто играет, красит красным, Кто боится шевелиться – Краска синяя годится. Ни за что не выпросить По-другому выкрасить.

 

 

Песня о весне Уходи мороз косматый! Слышишь, старый, или нет? И над садом и над хатой Голубой весенний свет. Солнце ласково смеется, Светит ярче, горячей. Я.Колас И с пригорка звонко льется Разговорчивый ручей. Он лучистый, серебристый, Он сверкает и дрожит. А другой, такой же чистый, Рядом весело бежит…
Возвращаются певцы Возвращаются певцы, Наши старые жильцы. От невидимых лучей Побежал с горы ручей. И подснежник маленький Вырос на проталинке. Возвращаются скворцы, Наши старые жильцы,   Г.Ладонщиков Воробьи у лужицы Шумной стайкой кружатся. И малиновка и дрозд Занялись устройством гнезд, Носят, носят в домики Птицы по соломинке.
Подснежники Солнце елочки пригрело, Сосны и валежники, На поляну вышли смело Первые подснежники. Распрямились, расцвели В эти дни весенние Дети нежные земли – Всем на удивление.     Г.Ладонщиков На проталине стоят На ветру качаются, Словно звездочки, горят, Лесу улыбаются. Иногда дожди идут И снежинки падают, А подснежники цветут, Мир собою радуют.
Весна К нам весна шагает Быстрыми шагами И сугробы тают Под ее ногами   И. Токмакова Черные проталины На полях видны. Верно, очень теплые Ноги у весны.
Апрель Апрель, апрель! На дворе звенит капель. По полям бегут ручьи, На дорогах лужи. Скоро выйдут муравьи   С.Маршак После зимней стужи. Пробирается медведь Сквозь лесной валежник. Стали птицы песни петь, И расцвел подснежник.

 

А.Пушкин Гонимы вешними лучами, С окрестных год уже снега Сбежали мутными ручьями На потопленные луга. Улыбкой ясною природа Сквозь сон встречает утро года: Синея блещут небеса. Еще прозрачнее, леса Как будто пухом зеленеют… Березка (отрывок) Я.Годин После долгой зимней стужи На снегу синеют лужи, И березка ожила От весеннего тепла. Дышит стоя на пригорке, Прилетают к ней тетерки. Полно, белая, тужить… Хорошо на свете жить.
Лето И.Суриков Ярко солнце светит, В воздухе тепло, И, куда ни глянешь, Все кругом светло. По лугу пестреют Яркие цветы, Золотом облиты Темные листы. Дремлет лес: ни звука, - Лист не шелестит, Только жаворонок В воздухе звенит.   Листопад(отрывок) И.Бунин Лес точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. Веселой пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы светлою резьбой Блестят в лазури голубой. Как вышки елочки темнеют, А между кленами синеют. То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца, Лес пахнет дубом и сосной…
Что такое лето? А.Баташов Что такое лето? - Это много света, - Это быстрая река, - Это в небе облака, - Это поле, это лес, Полный сказок и чудес.   Осень В.Авдиенко Ходит осень по дорожке, Промочила в лужах ножки. Льют дожди и нет просвета Затерялось где-то лето. Ходит осень, Бродит осень. Ветер с клена листья Сбросил. Под ногами коврик новый, Желто-розовый-кленовый. Лето(отрывок) Я.Дягутите Тихо встала рожь на цыпочки, Потянулась к небесам. Лето пестрое рассыпалось По полям, по лесам. Вот ромашки долговязые С кашкой прячутся, А вот Незабудки синеглазые Затевают хоровод. Васильки, как капли, брызнули, Будто небо пролилось. Набежала туча издали Промочила лес насквозь.

Список литературы

 

1. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду.- М., Просвещение, 1977. – 253с., ил.

2. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 96с., ил.

3. Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки. – М.: Просвещение, 1985. – 160с., ил.

4. Гомозова С. Использование художественного слова на занятиях по обучению изодеятельности. // дошкольное воспитание, - 1980. - №3, С. 6-9.

5. Кулакова Н. Художественное слово в эстетическом воспитании детей. //Дошкольное воспитание, 1984. - №2.

6. Ромашина Н. Сказки в рисунках детей 6-7 лет.// Дошкольное воспитание, 1984. - №2.

7. Соловьева А. Роль художественного слова в воспитании младших дошкольников. //Дошкольное воспитание, 1984. – №7

8. Кулышев Е. Кисть из Солнечных лучей, Горький, 1975.

 

 

Приложение №2

 

Конспект занятия по рисованию в средней группе

«Вырастала елка в лесу на горе»

 

Программное содержание: вызвать эмоционально-эстетический отклик на тему занятия; учить изображать ель в соответствии с содержанием стихотворения, рисовать на ветвях шишки, снег; вносить в рисунок дополнения, обогащающие его содержание; различать по цвету небо и время суток (день, вечер или утро). Учить пользоваться разными красками, аккуратно накладывать одну на другую только по высыхании. Подводить к эмоциональной оценке работ. Воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: наблюдения на прогулке, чтение стихотворения Е. Трутневой «Елка» (1 куплет), беседа по стихотворению, рассматривание иллюстрации С.Куприянова.

Материалы и оборудование: у воспитателя иллюстрация с изображением елки, соответствующей описанию в стихотворении Е.Трутневой «Елка», незавершенный образец с нарисованной веткой ели (для показала изображения шишек и снега). У детей листы бумаги с разным фоном (серого, голубого, розово-желтого цвета). В нижней части листа изображена горка (незакрашенная белая бумага), краски гуашь, мягкие кисточки.

 

Ход занятия

-В лесу, на горе, росла красивая елка, - рассказывает воспитатель. – Однажды елку увидел художник и нарисовал ее вот такой. (Воспитатель показывает иллюстрацию). Потом эту елку увидела писательница Елена Трутнева и сочинила такое стихотворение:

Выросла елка В лесу на горе. У нее иголки Зимой в серебре,   У нее на шишках Ледышки стучат, Снежное пальтишко Лежит на плечах…

-Что художник нарисовал на ветках елки? (Шишки, снег). А что про шишки написала поэтесса? («У нее на шишках ледышки стучат»). Как она описала снег на ветках ели? («Снежное пальтишко лежит на плечах»).

Воспитатель предлагает хором повторить эти строки из стихотворения, а затем предлагает: «Давайте и мы нарисуем елку на высокой горе со снежным пальтишком на плечах, с шишками, с ледышками.

     -Какой формы шишки? – спрашивает педагог. (овальной). Посмотрите, как я буду рисовать шишки внизу ветви ели. Я беру коричневую краску, прикладываю кисточку к бумаге и получается овальной формы шишка. Вот еще одна, еще, еще. Теперь посмотрите, как можно изобразить снег на ветвях. Снег можно нарисовать по-разному, рисовать надо после того, как высохнет зеленая краска. В тихую погоду снег лежит ровный, а в ветреную – комьями. Поэтому можно снег нарисовать широкой белой полосой, как на этой ветке, или комьями, как на этой (горизонтальные мазки по верху ветки). А теперь приступайте к рисованию.

     В процессе самостоятельной деятельности воспитатель следит, чтобы дети правильно передавали строение ели (ветки удлиняются книзу), а снег рисовали только после высыхания темно-зеленой краски, а также, чтобы хорошо промывали кисть перед рисованием белой краской.

     Тем детям, кто быстро справился, воспитатель предлагает изобразить какого-нибудь зверька на горке или внизу, следы зверей (делается мазок голубой или светло-серой краской), кустик, деревце – кто-что хочет.

     Готовые рисунки помещают на стенд. Отдельно ставят рядом три рисунка с разным цветом фона. Воспитатель спрашивает, когда небо бывает голубое, а когда серое, видел ли кто-нибудь розовое, желтое небо и когда небо бывает такого цвета? (вечером или утром, при закате или восходе солнца).

     -Ребята, получились ли елки на горе такими, как написано в стихотворении? Воспитатель еще раз читает отрывок из стихотворения Е.Трутневой и отбирает с детьми соответствующие рисунки. Похвалить тех, кто внес в свои работы интересные дополнения, предложить детям рассказать, что у них изображено.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: