Конспект занятия по рисованию в старшей группе

«Осень наступила…»

 

Программное содержание: Вызвать эмоционально-эстетический отклик при восприятии поэтических произведений об осени. Учить отражать в рисунке признаки осени: яркую разнообразную по цвету окраску листвы, листопад. Продолжать учить составлять композицию сюжетного рисунка – располагать предметы на широкой полосе земли ближе и дальше, заполнять изображением весь лист бумаги. Формировать навыки использования рациональных приемов при рисовании однородных предметов (сначала рисуют все стволы и ветви деревьев, потом листву на всех деревьях). Воспитывать любовь к поэзии, к весенней природе.

Предварительная работа: наблюдение осенних явлений в разные периоды этого времени года в парке, на участке детского сада (как падают листья, какого они цвета, наблюдение за осенним дождем, сравнение солнечного и пасмурного осеннего дня), рассматривание иллюстрации с изображением «золотой» и «хмурой» осени, выставка репродукции картин И.Левитана, В.Поленова, Л.Бродской, Б.Щербакова, чтение стихов об осени.

Материалы и оборудование: У детей листы бумаги с заранее нарисованной широкой полосой земли, травы (дети накануне занятия закрасили акварелью широкими кистями 1/3 или 1/2 часть листа бумаги; краски гуашь, мягкие кисточки.

 

Ход занятия

Воспитатель говорит:

-Каждое время года красиво по-своему. О красоте осени поэт И.Бунин говорит так:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный.

Веселой пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы светлою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца,

Лес пахнет дубом и сосной…

 

-Понравилось ли вам стихотворение И.Бунина, чем? Какими символами поэт говорит об осеннем лесе? Почему лес кажется ему веселым? Какие деревья он описал в стихотворении? Какими вы себе их представляете? Что значит «лазурь голубая», «лес стоит стеной»? Любил ли поэт осень? А теперь послушайте, как описал осень поэт А.Плещеев:

 

Скучная картина! Тучи без конца, Дождик так и льется, Лужи у крыльца, Чахлая рябина Мокнет под окном; Смотрит деревушка Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла!

 

-Какой период осени описан в этом стихотворении? Какая рябина стояла под окном? Что значит «чахлая»? Почему автор пишет, что деревушка «смотри сереньким пятном?» Как вы это понимаете? (Добиваться развернутых ответов, обосновывая их. Дети должны понять разницу в описании одного и того же времени года в этих произведениях, отметить, что поэты передали разное настроение). Сегодня вы будете рисовать осенний лес, а каким он будет, вы решите сами. Может быть ваш лес будет похож на лес поэта И.Бунина, а может поэта А.Плещеева. Придвиньте к себе листы. На листах уже есть широкая полоса. На такой полосе земли можно нарисовать деревья, которые растут в разных местах – один ближе, другие – дальше. Если дерево близко, где вы его нарисуете? А если дальше? Чтобы успеть нарисовать три-четыре дерева, сначала нарисуйте стволы и ветки у всех деревьев; а потом, уже на всех деревьях будете рисовать листву. Деревья изображайте высокими. Постарайтесь нарисовать так, чтобы у вас весь лист был заполнен изображениями.

     В процессе работы побуждать детей использовать разные краски для изображения осенней листвы. Предложить еще раз вспомнить текст стихотворения, чтобы передать разнообразие осенней окраски листы. Напомнить о рациональных приемах при изображении деревьев. Побуждать к использованию разных технических приемов рисования кистью (всей кистью, концом, вертикальными мазками и др). Напомнить, что кроме деревьев в парке растут кусты. Падающие листья с деревьев нужно рисовать концом кисти в небольшом количестве.

     В конце занятия целесообразно поместить рисунки детей на доску. Спросить: «Можно ли узнать, какое время года нарисовано на рисунках? Как вы узнали, что такое осень? Какие рисунки больше всего передают настроение в стихотворении И.Бунина? Верно, посмотрите, Лена разукрасила лес «точно терем расписной», а Алеша изобразил в центре листа светло-желтую от опавших листьев поляну, лес нарисовал на краю ее «стенкой», Марина поляну нарисовала справа, лес подступает к ней слева. А какие рисунки соответствуют строчкам А.Плещеева? Почему? Правильно. Андрей изобразил хмурую осень, использовав серый цвет бумаги, голубые, синие, коричневые тона.

     Далее воспитатель может показать детям картонные фигурки мальчиков и девочек и предложить поиграть. –Эти маленькие девочки и мальчики решили пойти в лес. Им захотелось побывать в самых красивых местах леса. Но лес большой, и они не знают, как найти эти места. Кто хочет им помочь найти такие места? Воспитатель раздает всем по одной фигурке и предлагает поставить их возле самого красивого места в осеннем лесу и рассказать своему мальчику или девочке, чем же оно привлекательно (какие растут деревья, какая на них листва, что еще интересного есть в этом месте). В конце занятия воспитатель делает вывод: подбирая для рисунков определенные краски, можно передать не только погоду, но и настроение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: