Искусство арабского Востока

Исламское искусство полно жизни и очень своеобразно. Основы исламского искусства заключаются в следующем:

– оно включает в себя все виды искусства, а не только религиозное.

– исламское искусство стремится изобразить не столько физическую форму, сколько значение и сущность вещей.

– ремесла и прикладное искусство считаются полноценными видами творчества.

– рисование и скульптура не считаются самыми величественными видами искусства.

– каллиграфия является основным видом искусства.

– в исламе письмо имеет высокий статус.

– роспись является существенным элементом украшения предметов и зданий.

– книги это один из главных видов искусства.

– также в искусстве важны геометрические формы и узоры.

– изображения людей не встречаются.

Архитектура ислама

Архитектура ислама унаследовала многие достижения древнейших цивилизаций:

– из Месопотамии – кирпичную кладку и поливные изразцы;

– из Египта – колонные залы;

– из Византии – искусство мраморной облицовки и мозаику.

В исламе были разработаны новые типы зданий:

– мечети (место для совершения земных поклонов);

– минареты (башни);

– медресе (духовные школы – семинарии);

– мавзолеи (погребальные усыпальницы);

– дворцы и караван-сараи (постоялые дворы);

– крытые рынки.

В Коране употребляется словосочетание со словом «мечеть», это особое имя Масджид аль-Харам, что означает Заповедная мечеть.

У этой мечети древняя история.

Опираясь на пересказы историков, эта мечеть более древняя по возрасту, чем Бейт аль-Мукаддас находящаяся в Палестине.

В Заповедной мечети расположен Дом Единобожия или как его еще называют Кааба, это имеет большое значение.

Любой мусульманин мечтает побывать в этой мечети и совершить намаз. Кааба долгое время была центральным местом богослужения, и сильно почиталась. Первоначальное здание Каабы относят к сооружению его светлости Адаму. Позже, по указанию Всевышнего, его светлостью Авраамом была перестроена Кааба. Заповедная мечеть подвергалась ремонту и реконструкции многократно, поэтому была несколько расширена. Сегодня она способна вместить до 330 000 молящихся.

Девять минаретов, одиннадцать лестниц и семь эскалаторов включает в себя Масджид аль-Харам.

Вместе с крышей Заповедной мечети, отделанной плитами из мрамора, и используемой под место, где совершается намаз, эта мечеть имеет три этажа.

Учитывая новые крытые подземные галереи у Каабы, открывающиеся для людей по выходным дням, получается уже четыре этажа.

Две электростанции осуществляют освещение данного комплекса.

В мечети имеются теле- и радиостудии, кондиционеры.

Но, несмотря на все это, величие Каабы в ее простоте.

Рассказывают, что в окрестностях Каабы захоронено около 70 пророков Божьих и святых.

Есть две особенности, которые выделяют Масджид аль-Харам среди других мечетей исламского мира. Ежегодно собираются со всего мира тысячи мусульман вокруг Каабы, для участия в церемонии хаджа.

Собираясь у Божьего Дома, наряду с демонстрацией своего единства и солидарности, интересуются положением друг друга и помогают в решении проблем.

Такой сбор организуется ежегодно до сих пор, после того, как пророк ислама ушел из бренного мира.

Вторая особенность в том, что мечеть эта является киблой и святыней всех мусульман.

Минареты

С 8 в. характерным элементом мусульманской архитектуры становится минарет, который возводится рядом с мечетью или строится отдельно. Минарет и мечеть составляют единый архитектурный ансамбль.

Мечеть может иметь несколько минаретов, но не больше восьми – их число не должно превышать количество минаретов в Мекке.

Под воздействием местных строительных традиций выработались самостоятельные типы мечетей в разных странах.

Гигантский минарет аль-Мальвия (высота 50 м) в Ираке стоит на квадратном основании и по форме напоминает усеченный конус со спиралевидным пятиярусным пандусом (наклонной плоскостью, заменяющей лестницу).

Его ярусы постепенно уменьшаются по направлению к вершине, так что подъем к верхнему пандусу становится более крутым. С одной стороны обороты пандусы залиты лучами знойного солнца, а с другой – погружены в прохладную тень.

 

Построенное в 1417 -1470 гг. медресе Улугбека при жизни выдающегося ученого было крупнейшим научным учебным заведением Средней Азии XV века.

Здесь изучались, помимо богословия, математика, астрономия, философия.

Лекции читали виднейшие ученые того времени.

Сам Мирзо Улугбек преподавал в этом училище, где неоднократно проводил диспуты со студентами и учеными.

Здесь слушал лекции Алишер Навои, учился Абдурахман Джами.

Таким образом, медресе стало центром среднеазиатского просвещения.

 

Мавзолеи

Памятник-мавзолей повествует о любви мусульманского короля Великих Моголов Шаха Джахана к своей жене Мумтаз Махал.

Шах Джахан был еще принцем, когда в начале XVII века он женился на девятнадцатилетней девушке.

Несмотря на то что у Шаха Джахана, как и у любого восточного правителя, был большой гарем, он был настолько влюблен в свою молодую жену, что не обращал внимания на других женщин.

Жена родила ему восемь сыновей и шесть дочерей.

Вскоре после рождения четырнадцатого ребенка Мумтаз умерла.

Вскоре Шах Джахан объявил в стране двухлетний траур, во время которого были запрещены праздники, танцы и музыка.

Позже, в Агре, бывшей в то время столицей Могольской империи, был построен мавзолей, который, по замыслу Шаха Джахана, должен стать символом красоты его усопшей супруги.

История Тадж-Махала

Строительство этого мавзолея продолжалось более двадцати лет. В работе принимали участие более двадцати тысяч человек, включая лучших зодчих и архитекторов, приглашенных из Персии, Турции, Самарканда, Венеции и самой Индии.

Вокруг Тадж-Махала был разбит декоративный парк с озерами, фонтанами и каналами, занявший в общей сложности 18 гектаров. В отличие от других сооружений, которые обычно помещались в центре сада, Тадж-Махал расположен в его конце, являясь его венцом. Вдоль искусственного канала с фонтанами посажены кипарисы, очертания крон которых перекликаются с куполами четырех минаретов. Слева и справа от мавзолея расположены две изящные мечети, выполненные из красного песчаника.

На другом берегу Джамны, напротив Тадж-Махала, Шах Джахан намеревался возвести еще одну гробницу – для себя. По замыслу, его мавзолей должен был воспроизвести формы Тадж-Махала, но был бы сделан не из белого, а из черного мрамора. Оба мавзолея должны были соединяться мостом. Но планам Шаха Джахана не суждено было осуществиться. Правитель в одночасье потерял свою власть и был заточен в тюрьму. Позже и сам Шах Джахан был погребен в этой же гробнице, рядом со своей возлюбленной.

Дворец Альгамбра


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: