В течение всего периода развития педагогика была тесно связана со многими науками.
Фундаментом педагогики является философия. Философские идеи способствовали созданию педагогических концепций и теорий, служили их методологическим основанием. От системы философских взглядов, которых придерживаются исследователи педагогики, зависит направление педагогического поиска, определение сущностных, целевых и технологических характеристик образовательного процесса.
Методологическая функция философии по отношению к любой науке, в том числе и педагогике, проявляется в том, что она разрабатывает систему общих принципов и способов научного познания. Процесс получения педагогического знания подчиняется общим закономерностям научного познания, изучаемого философией.
Особое значение для педагогики имеет ее связь с психологией, изучающей закономерности развития психики человека. Психологию главным образом интересует саморазвитие психики, а педагогику – эффективность тех воспитательных воздействий, которые приводят к намеченным изменениям во внутреннем мире и поведении человека.
|
|
Интеграция педагогики и психологии привела к возникновению пограничных отраслей – педагогической психологии и психопедагогики.
Связь педагогики с медициной привела к появлению коррекционной педагогики как специальной отрасли педагогического знания, предметом которой является образование детей, имеющих приобретенные или врожденные отклонения в развитии.
Анатомия, физиология, антропология составляют базу для понимания биологической сущности человека.
Очевидны связи педагогики с историей, литературой, географией, экологией, экономикой, археологией.
Сама же педагогика представляет собой сложную систему педагогических наук.
Развитие воспитания как общественного явления, историко-педагогических знаний исследует история педагогики и образования.
Общая педагогика – базовая научная дисциплина, изучающая общие закономерности воспитания человека, разрабатывающая общие основы педагогического процесса в учебно-воспитательных учреждениях всех типов.
Дошкольная и школьная педагогика составляют подсистему возрастной педагогики, исследующие закономерности воспитания подрастающего человека, определяющие специфику учебно-воспитательной деятельности внутри определенных возрастных групп.
Возрастная педагогика охватывает всю систему среднего образования.
Предметом педагогики высшей школы являются закономерности педагогического процесса в условиях высшего учебного заведения, специфические проблемы получения высшего образования.
|
|
Существует семейная педагогика, педагогика перевоспитания правонарушителей и др.
Вопросами обучения и воспитания глухонемых и глухих занимается сурдопедагогика, слепых – тифлопедагогика, детей с глубокой степенью олигофрении – олигофренопедагогика.
Особую группу педагогических наук составляют частные или предметные методики, исследующие закономерности преподавания и изучения конкретных дисциплин во всех типах учебно-воспитательных учреждений.