Методология педагогики – это учение о педагогических знаниях, процессе их получения и практическом применении.
Ведущие задачи методологии педагогики:
- определение и уточнение предмета педагогики и ее места среди других наук, важнейшей проблематики педагогических исследований;
- установление принципов и методов приобретения знаний о педагогической действительности;
- определение направлений развития педагогической теории;
- определение путей взаимодействия науки и практики, основных способов внедрения достижений науки в педагогическую практику;
- анализ зарубежных педагогических исследований.
Структура методологии педагогики:
Педагогические знания Что изучать?( Предмет, Категории,Функции педагогики, Взаимосвязь с другими науками, Основные направления и перспективы развития.
Процесс познания Как изучать? ( Методы научно-педагогического исследования.
Процесс использования знаний Как применять?( Конкретные цели и задачи
Разработка законов и закономерностей педагогического процесса
|
|
Разработка принципов педагогического процесса
Разработка содержания воспитания и обучения
Разработка методов и приемов обучения и воспитания
Выделяют 4 уровня методологии педагогики: *философский, *общенаучный, *конкретнонаучный, *технологический.
Философский: на этом уровне методология представляет собой систему исходных философских идей, на основе которых развивается педагогика. Основные философские направления, выбираемые исследователями:
А) Экзистенциализм (философия существования).
Экзистенциальный подход предполагает обращение к изучению внутреннего мира человека, его ценностно-смысловой сферы, а также различных форм проявления его внутренне обусловленной активности (самовоспитание и пр.). Основоположник – Дж.Дьюи (амер.). Популярна в США и Зап.Европе.
В) Бихевиоризм ( от англ.= поведение).
На первое место выходят не внутренние факторы становления человека, как в экзистенциализме, а создание внешних условий воспитания и обучения.
Идеи Б. лежат в основе некоторых теорий организации воспитывающей среды, программированного обучения и пр.
Общенаучный уровень: Его содержание составляют общенаучные подходы, то есть наиболее общие методы, приложимые ко всем или ко многим наукам. К общенаучным относятся подходы: деятельностный, системный, аксиологический, культуро-логический и некоторые другие.
Деятельностный подход заключается в том, что личность формируется только в процессе многообразной деятельности под комплексным воздействием всех объективных и субъективных факторов.
Деятельность – это специфическая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование.
|
|
Для того, чтобы сформировать определенное личностное качество, нужно включить человека в соответствующую деятельность.
Системный подход заключается в том, что изучаемый объект рассматривается как система. Под системой в науке понимается выделенное на основе определенных признаков упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, объединенных общей целью функционирования и единства управления, и выступающее во взаимодействии со средой как целостное явление. Система обладает интегративными свойствами, отсутствующими у составляющих ее отдельных элементов (это свойство интегративности, целостности систем хорошо выразил еще древнегреческий философ Платон, говоривший: «Целое всегда есть нечто большее, чем простая сумма частей»).
С точки зрения системного подхода, любое педагогическое явление может быть рассмотрено как педагогическая система. Системами являются воспитание и обучение, метод обучения, урок, личность ученика, педагогическая деятельность и многое другое.
Системный подход определяет логику изучения и преобразования педагогической действительности: рассмотреть изучаемый объект как систему, выделить составляющие ее элементы и связи между ними, изучить их свойства, усовершенствовать каждый элемент или внести в систему новые элементы (этот процесс называется инновацией), изучить новые свойства системы, возникшие после этого преобразования.
Надо, однако, помнить, что системный и другие общенаучные подходы не могут быть возведены в ранг философской концепции и противопоставлены, например, педагогической антропологии или диалектическому материализму, не могут подменить собой необходимость философского обоснования педагогических теорий и систем. Конкретно-научный уровень методологии педагогики составляют теории, относящиеся к области конкретной науки, в данном случае, педагогики. Например, некий педагог разрабатывает авторскую методику развития творческих способностей ученика в процессе обучения. В этом случае автору придется волей-неволей опираться на те представления, которые уже накоплены педагогикой и психологией в области развивающего обучения, структуры творческой деятельности и креативности как интегративного качества личности. Примером конкретно-научного подхода в педагогике может служить личностно-ориентированный подход, который предполагает усиление роли ученика как субъекта собственного обучения, его личностную направленность. Цель, содержание, формы и методы обучения, контроль результатов и другие дидактические элементы рассматриваются с точки зрения учета интересов и склонностей ученика, предоставления ему возможности индивидуальной образовательной траектории в каждом из изучаемых предметов. Вектор личностной ориентации в данном случае направлен не на ученика, а от него. «Не с предметом к детям, а с детьми к предмету», – вот девиз личностно-ориентированного обучения. Технологический уровень методологии педагогики – это организация и методы педагогического исследования.
Логика педагогического исследования. Методы педагогического исследования.