Для детей с более низким уровнем (II) речевого развития

                   I.Простые предложения

Заяц прыгает. Девочка ест. Мальчик рисует белку. Под елкой сидит серень­кий зайчик. Дети пошли в лес за грибами.

II. Инвертированные конструкции

          (предложения с обратным порядком слов)

 

Траву ест корова. Девочку догоняет мальчик. Маленького мальчика одева­ет мама. Веселую песню пели дети на празднике.

III. Пассивные конструкции

 

Молоко разлито котенком. Кукла сломана девочкой. Земля покрыта белым снегом. Пушистая елка украшена красивыми игрушками.

IV. Сравнительные конструкции

 

Слон больше волка. Маша старше Пети. Самолет летит быстрее, чем пти­ца. На празднике девочки пели лучше мальчиков.

Для детей с более высоким уровнем (III) речевого развития

 

      I. Простые предложения

Листья падают с деревьев. Лесные звери готовятся к зиме. Бабушка купи­ла внучке вкусные конфеты. Ребята подарили маме к празднику свои рисунки. Осенью птицы собираются в стаи и улетают на юг.

II. Инвертированные конструкции

 

Траву ест корова. Маленького мальчика одевает мама. Веселую песню пели пионеры. Много грибов и ягод собрали дети в лесу.

        III. Пассивные конструкции

Молоко разлито котенком. Дерево сломано сильным ветром. Окно разри­совано морозными узорами. Пушистая елка украшена красивыми игрушками. Листья с деревьев сорваны во время осенней непогоды.

     IV.Сравнительные конструкции

 

Дедушка старше отца. Дерево выше, чем куст. Самолет двигается быстрее поезда. На празднике девочки пели и плясали лучше мальчиков. Зимой дни ко­роче, а ночи длиннее.

Характер выполнения этих заданий весьма показателен (см. о дис­пропорциональном развитии экспрессивной и импрессивной речи при умственной отсталости и алалии). Умственно отсталые дети многие предложения не понимают: сравнительные, пассивные, значение кото­рых не опирается на логику существующих в действительности отноше­ний, а зависит от учета грамматического оформления слов, например, та­ких, как: На празднике девочки (мальчики) пели лучше мальчиков (девочек), но при этом нередко могут повторить их правильно или до­пускают незначительное количество ошибок в окончаниях слов.

Дети с первичным недоразвитием речи, наоборот, без труда пони­мают значение указанных конструкций, но при их повторении (дети с парадигматической алалией) допускают высокий процент ошибок в окончаниях слов. Дети с синтагматической алалией, находящиеся даже на III уровне недоразвития, осознавая текст, многие конструк­ции совсем не воспроизводят. В репродуцируемых же конструкциях отмечаются грубейшие синтагматические ошибки (пропуски основных членов предложения).

Обследование завершается изучением состояния связной речи (со­ставление рассказа по сюжетным картинкам, пересказ прочитанного). При анализе результатов обследования связной речи важно устано­вить понимание ребенком текста, причинно-следственных связей меж­ду явлениями (путем ответа на вопросы) и проанализировать соб­ственный пересказ или рассказ ребенка с точки зрения его полноты, последовательности изложения и использования языковых средств; со­отнести понимание услышанного рассказа или сюжета, изображенно­го на картинках, с собственным пересказом ребенка. При умственной отсталости диспропорций между этими формами речи наблюдаться не будет. При алалии собственное изложение будет намного ниже пони­мания, особенно при ее синтагматической форме. Все полученные дан­ные сопоставляют между собой и анализируют, после чего выносится заключение о характере речевого дефекта.

Таким образом, обследование речи по указанному плану дает воз­можность дифференцировать нарушения речевого развития ребенка, с одной стороны, с другой, — дает дополнительные данные для психо­логической диагностики ребенка.

 

 

Литература

1. Башинская Т. В. Пятница Т. В. Как превратить «неговорящего» ребёнка в болтуна (из опыта преодоления моторной алалии).-Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2008-122 с.

2. Соботович Е. Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции (дети с нарушением интеллекта и моторной алалией).-М: «Классик стиль», 2003-160 с.

 

 


 

 

 

Приложение 1

Логопедическое обследование ребёнка с моторной алалией

(предлагаемая форма может использоваться как протокол обследования) 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: