Тема: Схема нейропсихологического исследования больных с локальными поражениями мозга.
Вступительные замечания
1. нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений высших психических функций и выделения тех факторов, которые лежат в их основе (нарушений анализа и синтеза, патологической инертности нервных процессов, инактивности и др.).
2. исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания и данных неврологического исследования; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего – нейропсихологическое исследование различных психических процессов.
3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка выраженности симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (пассивность, импульсивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персервации и т.д.).
4. В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, для которых в конце тетради оставлены чистые страницы.
5. В «Заключении» дается количественный анализ полученных данных: согласно схеме формируется синдром, наблюдаемый у больного и указывается локализация поражения мозга.
Краткое изложение данных истории болезни.
¨ Ф.И.О.
¨ № истории болезни
¨ образование
¨ профессия
¨ правша, левша, переученный левша, амбидекстр
¨ наличие левшевства в роду
¨ дата поступления
¨ предварительный диагноз
¨ верифицированный диагноз
¨ краткая характеристика нейропсихологического синдрома:
1. Краткие анамнестические сведения (динамика основных симптомов).
2. Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения.
3. Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы).
4. Офтальмологические симптомы.
5. Отоневрологические симптомы.
6. ЭЭГ (описание и оценка).
7. Данные люмбальной пункции (ликворное давление, белок, цитоз).
8. Рентгенологические симптомы
- краниография,
- каротидная ангиография,
- вертебральная ангиография
- пневмоцистернография,
- пневмоэнцефалография,
- вентрикулография:
- воздушной,
- с майодилом
- компьютерная томография.
9. Резюме клинического заключения.
10. Дата и данные операции (название операции, гистологическое исследование операционного материала).
11. Патологоанатомический диагноз (с указанием № вскрытия).
| Общая характеристика больного | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Состояние сознания | |||||||
| ¨ ясное | ||||||||
| ¨ колеблющееся | ||||||||
| ¨ просоночное | ||||||||
| 2. | Психическая активность | |||||||
| ¨ полная | ||||||||
| ¨ истощаемость | ||||||||
| ¨ заторможенность | ||||||||
| ¨ инактивность | ||||||||
| ¨ аспонтанность | ||||||||
| ¨ двигательная аспонтанность | ||||||||
| ¨ брадикинезия | ||||||||
| ¨ речевая аспонтанность | ||||||||
| ¨ брадикинезия | ||||||||
| ¨ возбуждение общее | ||||||||
| ¨ расторможенность | ||||||||
| ¨ речевое возбуждение | ||||||||
| ¨ многоречивость | ||||||||
| ¨ резонерство | ||||||||
| 3. | Жалобы | |||||||
| ¨ активные | ||||||||
| ¨ при расспросе | ||||||||
| 4. | Ориентировка | |||||||
| ¨ в месте | ||||||||
| ¨ во времени | ||||||||
| ¨ прошлом | ||||||||
| ¨ текущем дне | ||||||||
| ¨ реакция на нарушение ориентировки | ||||||||
| ¨ растерянность | ||||||||
| ¨ конфабуляции | ||||||||
| ¨ отсутствие реакции | ||||||||
| 5. | Критика | |||||||
| ¨ к своей болезни | ||||||||
| ¨ к своему поведению | ||||||||
| ¨ к частным дефектам | ||||||||
| ¨ к ошибкам в исследовании | ||||||||
| ¨ отношение к другим людям | ||||||||
| Состояние эмоциональной сферы | ||||||||
| ¨ ослабление эмоций | ||||||||
| ¨ безразличие | ||||||||
| ¨ отсутствие эмоций | ||||||||
| ¨ усиление эмоций | ||||||||
| ¨ напряженность | ||||||||
| ¨ страхи | ||||||||
| ¨ тревожность | ||||||||
| ¨ депрессия | ||||||||
| ¨ эйфория | ||||||||
| ¨ извращение эмоций | ||||||||
| ¨ неадекватность | ||||||||
| ¨ пуэрильность | ||||||||
| ¨ негативизм | ||||||||
| ¨ эмоциональная лабильность | ||||||||
| ¨ инертность (вязкость) | ||||||||
| ¨ насильственные эмоциональные реакции | ||||||||
| ¨ смех | ||||||||
| ¨ плач | ||||||||
| Исследование внимания. | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Характеристика непроизвольного внимания | |||||||
| ¨ элементы целевого поведения (эхопраксия, эхолалия) | ||||||||
| ¨ бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций | ||||||||
| 2. | Характеристика произвольного внимания | |||||||
| ¨ результаты клинического наблюдения | ||||||||
| ¨ результаты корректурной пробы | ||||||||
| ¨ результаты пробы Крепелина | ||||||||
| ¨ результаты пробы на зрительное внимание | ||||||||
| Исследование эмоциональных реакций | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Жалобы на нарушение эмоций | |||||||
| ¨ изменения характера, безразличие, раздражительность, тревога и пр. | ||||||||
| 2. | Восприятие эмоционального выражения лиц на фотографиях | |||||||
| 3. | Восприятие эмоционального тона рассказов | |||||||
| 4. | Данные тестов Роршаха, ТАТ и др. | |||||||
| 5. | Результаты запоминания и воспроизведения «эмоциональных» и «неэмоциональных» слов | |||||||
| Исследования зрительного и зрительно-пространственного гнозиса | ||||||||
| 1. | Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные галлюцинации, простые, сценоподобные, временные нарушения зрения и т.п. | |||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 2. | Предметный гнозис | |||||||
| ¨ узнавание реальных объектов (10-ти) | ||||||||
| ¨ узнавание реалистических изображений (10-ти) | ||||||||
| ¨ узнавание контурных изображений (5-ти) | ||||||||
| ¨ узнавание перечеркнутых изображений (8-ми) | ||||||||
| ¨ узнавание фигур Поппельрейтера | ||||||||
| ¨ узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.) | ||||||||
| 3. | Объем зрительного восприятия (одновременное схватывание двух, трех фигур) | |||||||
| ¨ игнорирование стороны | ||||||||
| 4. | Узнавание лиц | |||||||
| ¨ непосредственное | ||||||||
| ¨ знакомых портретов (выделение их из знакомых) | ||||||||
| ¨ идентификация портретов по следам | ||||||||
| 5. | Цветовой гнозис | |||||||
| ¨ подбор оттенков по эталону | ||||||||
| ¨ то же на следах | ||||||||
| ¨ называние цветов | ||||||||
| 6. | Оптико-пространственный гнозис | |||||||
| ¨ узнавание времени на часах | ||||||||
| ¨ узнавание времени на схематических часах | ||||||||
| ¨ расстановка стрелок на «немом» циферблате | ||||||||
| ¨ ориентировка в схеме географической карты (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.) | ||||||||
| ¨ рисование плана планеты | ||||||||
| 7. | Деление линии (наличие асиметрии) | |||||||
| 8. | Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны) | |||||||
| 9. | Буквенный гнозис | |||||||
| ¨ узнавание букв в разных шрифтах | ||||||||
| ¨ узнавание букв в зеркальном изображении | ||||||||
| ¨ узнавание наложенных и перечеркнутых букв | ||||||||
| 10. | Цифровой гнозис | |||||||
| ¨ узнавание цифр: | ¨ арабских | |||||||
| ¨ римских | ||||||||
| ¨ узнавание цифр: | ¨ наложеных | |||||||
| ¨ зеркально изображенных | ||||||||
| ¨ перечеркнутых | ||||||||
| Исследование соматосенсорного гнозиса | ||||||||
| Жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, непринятие ощущения, нарушение схемы тела и пр. | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Проба на локализацию прикосновения | |||||||
| ¨ одного | ||||||||
| ¨ двух (на одной руке, на двух, на лице) | ||||||||
| 2. | Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два) | |||||||
| 3. | Кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке) | |||||||
| ¨ чувство Ферстера (определение фигур, цифры, написанной на коже) (на правой и левой руке) | ||||||||
| 4. | Перенос позы руки и кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами | |||||||
| 5. | Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека | |||||||
| 6. | Называние пальцев рук | |||||||
| 7. | Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т.п.) | |||||||
| 8. | ¨ правой рукой / левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.) | |||||||
| Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций | ||||||||
| Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.д.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Звуковысотные отношения | |||||||
| ¨ оценка | ||||||||
| ¨ повторение | ||||||||
| 2. | Мелодии | |||||||
| ¨ узнавание | ||||||||
| ¨ повторение | ||||||||
| 3. | Локализация звука в пространстве | |||||||
| 4. | Исследование дихотического слуха | |||||||
| 5. | Оценка и воспроизведение ритмов | |||||||
| 6. | ¨ оценка ритмов | || || || | ||||||
| || || | ||||||||
| ¨ выполнение ритмов по образцу | || || || | |||||||
| || || || ||…||…||…||…||…|| | ||||||||
| ¨ непосредственное воспроизведение | ||||||||
| ¨ отсроченное (после пустой паузы) | ||||||||
| ¨ после интерференции | ||||||||
| ¨ выполнение ритмов по речевой инструкции «по 2» | ||||||||
| ¨ непосредственное воспроизведение | ||||||||
| ¨ отсроченное (после пустой паузы) | ||||||||
| ¨ после интерференции (оценивается характер затруднений: персервации, распад ритмических структур | ||||||||
| Исследование движений и действий | ||||||||
| Жалобы (слабость рук, ног, насильственные движения и пр.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) | |||||||
| ¨ сжимание руки | ||||||||
| ¨ перебор пальцев | ||||||||
| 2. | Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) | |||||||
| ¨ в горизонтальной плоскости | ||||||||
| ¨ в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) | ||||||||
| ¨ перенос позы с одной руки на другую | ||||||||
| 3. | Пространственный праксис | |||||||
| ¨ одноручные пробы (рука – подбородок) | ||||||||
| ¨ двуручные – (рука – рука) | ||||||||
| 4. | ¨ пробы Хэда: | ¨ односторонние | ||||||
| ¨ перекрестные | ||||||||
| 5. | Динамический праксис (кулак – ребро - ладонь, ребро – ладонь – кулак, 1-2-1-5) | |||||||
| 6. | Реципрокная координация | |||||||
| 7. | Асимметрическое постукивание (2-1; 1-2) | |||||||
| 8. | Выполнение двигательных программ | |||||||
| ¨ рисование серий геометрических фигур | ||||||||
| ¨ графические пробы | ||||||||
| 9. | Конструктивный праксис | |||||||
| ¨ копирование | ||||||||
| ¨ перевертывание | ||||||||
| 10. | Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) | |||||||
| ¨ самостоятельный | ||||||||
| ¨ срисовывание | ||||||||
| ¨ обведение | ||||||||
| 11. | Предметные действия: | |||||||
| ¨ застегивание пуговиц | ||||||||
| ¨ завязывание узла, банта | ||||||||
| ¨ зажигание спички | ||||||||
| 12. | Символический праксис | |||||||
| ¨ погрозить, поманить, размешать чай и т.д. | ||||||||
| 13. | Движения взора | |||||||
| ¨ фиксация взора (прочная, неустойчивая) | ||||||||
| ¨ движение взора | ||||||||
| ¨ перевод взора по инструкции | ||||||||
| ¨ перевод взора за движущимся объектом | ||||||||
| ¨ ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) | ||||||||
| ¨ нарушение плавности движений | ||||||||
| ¨ локализация объекта в пространстве | ||||||||
| 14. | Оральный праксис | |||||||
| ¨ по подражанию | ||||||||
| ¨ по инструкции | ||||||||
| ¨ праксис губ (оскал, вытягивание) | ||||||||
| ¨ праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево) | ||||||||
| ¨ праксис щек (надуть, втянуть) | ||||||||
| ¨ праксис лицевой мускулатуры | поднять брови | |||||||
| нахмурить брови | ||||||||
| ¨ условные оральные движения | пощелкать | |||||||
| посвистеть | ||||||||
| поцокать | ||||||||
| показать как плюют, целуются | ||||||||
| 15. | Условные реакции, действия | |||||||
| ¨ простые условные выбора (на один стук поднять руку) | ||||||||
| ¨ условные реакции выбора (на один стук поднять правую руку, на два стука – левую руку) | ||||||||
| ¨ с ломкой стереотипа 111222121211 | ||||||||
| ¨ конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) – поднять слабо, в ответ на слабый удар (1) – поднять сильно) | ||||||||
| К КППКПКПКК 1 1 1 1 1 1 1 | ||||||||
| (оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программы, персервации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.) | ||||||||
| Исследование речи | ||||||||
| Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и пр.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Спонтанная речь. Беседа с больным (Как вы заболели? И т.д.) | |||||||
| 2. | Автоматизированная речь | |||||||
| ¨ цифровой ряд от 1 до 10 | ||||||||
| ¨ дни недели: понедельник, вторник… | ||||||||
| ¨ месяцы года: январь, февраль… | ||||||||
| Дезавтоматизированная речь | ||||||||
| ¨ цифровой ряд: 10, 9… | ||||||||
| ¨ дни недели: воскресенье, суббота… | ||||||||
| ¨ месяцы года: декабрь, ноябрь… | ||||||||
| 3. | Повторная речь | |||||||
| ¨ повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с | ||||||||
| ¨ повторение дизъюнкных пар звуков: б-н, к-с, м-р | ||||||||
| ¨ повторение оппозиционных фонем: б-п / п-б, д-т / т-д, з-с / с-з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы) | ||||||||
| ¨ повторение серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба | ||||||||
| ¨ повторение слов | дом окно кошка портной стон слон | |||||||
| полковник поклонник половник | ||||||||
| кооператив кораблекрушение | ||||||||
| ¨ повторение серий слов | дом-лес кот-стол дуб-ночь-игла сад-шкаф-день | |||||||
| ¨ повторение фраз | мальчик спит девочка плачет | |||||||
| мальчик ударил собаку девочка пьет чай | ||||||||
| ¨ повторение скороговорок | «Из под топота копыт пыль по полю летит» | |||||||
| «Сшит колпак не поколпаковски, надо его переколпаковать и никто его не переколпакует» | ||||||||
| 4. | Называние предметов | |||||||
| ¨ по картинкам (10) яблоко лампа чайник бутылка чернильница и т.д. | ||||||||
| ¨ частей тела нос глаз рука палец локоть плечо | ||||||||
| 5. | Понимание речи | |||||||
| Понимание слов (с опорой на картинку) | ||||||||
| ¨ по одному элементу (10) | ||||||||
| ¨ по два элемента (5 пар) | ||||||||
| ¨ по три элемента (5 троек) | ||||||||
| Понимание значения слов (без зрительной опоры частей тела) | ||||||||
| ¨ показать ухо-нос-глаз | ||||||||
| ¨ по одному элементу (ухо и т.д.) | ||||||||
| ¨ по два элемента (ухо-глаз и т.д.) | ||||||||
| ¨ по три элемента (ухо-нос-глаз и т.д.) | ||||||||
| ¨ понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница) | ||||||||
| ¨ понимание обиходных конструкций и предложений | ||||||||
| Понимание логико-грамматических конструкций | ||||||||
| ¨ показать: карандашом – ключ и т.д. ключом – карандаш, карандашом – ключ. | ||||||||
| ¨ показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью, тетрадь под книгой, книга над тетрадью и т.д., треугольник под крестом, крест под треугольником и т.д. | ||||||||
| ¨ показать какой предмет более светлый, более темный, менее светлый, менее темный | ||||||||
| ¨ показать или разъяснить значение: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата; я позавтракал после того как прочел газету; что я делал раньше? | ||||||||
| 6. | Спонтанная развернутая речь | |||||||
| ¨ рассказ по сюжетной картинке | ||||||||
| ¨ устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. | ||||||||
| (отмечается активность, развернутость, связанность передачи, наличие аграмматизма, телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.) | ||||||||
| Исследование письма | ||||||||
| Жалобы (забывание, перестановки, замены, пропуски букв и пр.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Автоматизированное письмо (фамилия, имя отчество) | |||||||
| 2. | Письмо букв | |||||||
| ¨ списывание с печатных букв (единичных, пар) | ||||||||
| ¨ письмо под диктовку (единичных, пар) | ||||||||
| 3. | Письмо слов | |||||||
| ¨ списывание | ||||||||
| ¨ письмо под диктовку простых слов: дом окно стул | ||||||||
| ¨ слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка; запор-собор-запор | ||||||||
| ¨ слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон | ||||||||
| ¨ сложных слов: портной строчить кораблекрушение | ||||||||
| 4. | Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь. | |||||||
| Исследование чтения. | ||||||||
| Жалобы (на нарушение чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и пр.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Чтение букв (простых и стилизованных) | |||||||
| 2. | Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла) | |||||||
| 3. | Идеограмное чтение | |||||||
| ¨ Москва СССР Ленинград труд Правда (фамилия больного) | ||||||||
| 4. | Чтение привычных слов | |||||||
| ¨ Николай Петр Алексей Павел Андрей | ||||||||
| ¨ дом лето окно дерево | ||||||||
| 5. | Чтение сложных и редко встречающихся слов | |||||||
| ¨ включатель разброд мельница подоконник балалайка подбородок куколка пространство подставка велотрек | ||||||||
| 6. | Чтение неверно написанных слов | |||||||
| ¨ галз окко слонце клоодец севриз | ||||||||
| 7. | Чтение коротких отрывков | |||||||
| ¨ «Бежала по лесу лиса» и т.д. | ||||||||
| Исследование памяти | ||||||||
| Жалобы (нарушение памяти на текущие события, на утерю нити повествования и пр.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Повторение серии слов | |||||||
| ¨ дом ночь игла | ¨ непосредственное | |||||||
| ¨ отсроченное | ||||||||
| ¨ стол звон лист шкаф | ¨ непосредственное | |||||||
| ¨ отсроченное | ||||||||
| ¨ лук мост зонт мир | ¨ непосредственное | |||||||
| ¨ отсроченное | ||||||||
| ¨ кот стук шар ночь пыль звук | ¨ непосредственное | |||||||
| ¨ отсроченное | ||||||||
| 2. | Заучивание серии слов: дом лес стол кот ночь игла пирог звон мост крест | |||||||
| I. | ||||||||
| II. | ||||||||
| III. | ||||||||
| IV. | ||||||||
| V. | ||||||||
| VI. | ||||||||
| VII. | ||||||||
| VIII. | ||||||||
| IX. | ||||||||
| X. | ||||||||
| Припоминание после 2 минут | ||||||||
| 3. | Запоминание двух групп элементов | |||||||
| ¨ запоминание группы слов | ||||||||
| 1 круг стул | 2 день глаз | |||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| ?/1?/2?/1?/2 | ||||||||
| 1 день сосна шкаф | 2 книга шапка круг | |||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| ?/1?/2?/1?/2 | ||||||||
| Запоминание групп картинок | ||||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| ?/1?/2?/2?/1?/2 | ||||||||
| 1 телефон очки помидор | 2 гриб бутылка ботинки | |||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| ?/1?/2?/2?/2 | ||||||||
| 4. | Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) | |||||||
| 1 собака лает | 2 дом горит | |||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| Интерференция счетом?/1?/2 | ||||||||
| 1 мальчик ударил собаку | 2 девочка пьет чай | |||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| Интерференция счетом?/1?/2 | ||||||||
| 1 в саду за высоким забором росли яблоки | 2 на опушке леса охотник убил волка | |||||||
| 1 воспроизведение | ||||||||
| 2 воспроизведение | ||||||||
| 3 воспроизведение | ||||||||
| 4 воспроизведение | ||||||||
| Интерференция счетом?/1?/2 | ||||||||
| 5. | Запоминание двух рассказов | |||||||
| ¨ «Курица и золотые яйца» У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она, как все курицы. | ||||||||
| ¨ «Галка и голубь» Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим, к галкам, а те ее тоже не признали и выгнали. | ||||||||
| ¨ «Муравей и голубка» Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья, бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сеть. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. | ||||||||
| Интерференция счетом | ||||||||
| ?/1 | ||||||||
| ?/2 | ||||||||
| ¨ «Лев и мышь» Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услышала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва. | ||||||||
| ?/1;?/2 | ||||||||
| (отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.) | ||||||||
| Исследование системы счета | ||||||||
| Жалобы (на забывание таблицы умножения, выполнение простых операций и пр.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Оценка количества (пересчет группы точек) | |||||||
| 2. | Чтение и письмо простых цифр | |||||||
| 3. | Чтение сложных цифр | |||||||
| · 78 87 19 91 107 4807 10126 | ||||||||
| · чтение чисел написанных вертикально: 123 3456 | ||||||||
| · письмо сложных чисел: 86 68 96 203 1026 1003 10125 | ||||||||
| 4. | Выполнение простых счетных операций | |||||||
| · повторение таблицы умножения (устно) | ||||||||
| · письменное выполнение операций - сложение, - вычитание, - умножение, - деление | ||||||||
| · 2+7= 6-4= 11-2= 9+5= | ||||||||
| · 16+23 184-77 31-17 1003-934 16х9 42х13 729:9 125:5 | ||||||||
| 5. | Выполнение тройного счета (13+7-2 и т.д.) | |||||||
| 6. | Выполнение серийного отсчета: 100-7… 100-2,-1=… (отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция отсчета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т.д.) | |||||||
| Исследование интеллектуальных процессов | ||||||||
| Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, жалобы на истощенность, «вязкость» мыслей и т.д.) | ||||||||
| Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||
| 1. | Понимание рассказов | |||||||
| · «Галка и голуби» | ||||||||
| · «Лев и мышь» | ||||||||
| · «Муравей и голубка» | ||||||||
| · «Курица и золотые яйца» | ||||||||
| 2. | Понимание сюжетных картин (из нейропсихологического альбома) | |||||||
| · «Прорубь» | ||||||||
| · «Разбитое окно» | ||||||||
| · «Последняя весна» | ||||||||
| 3. | Решение задач | |||||||
| · хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю? Повторение Решение | ||||||||
| · на двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение | ||||||||
| · на двух полках 18 книг, но на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение | ||||||||
| · в двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в одном – в три раза больше, чем в другом. Сколько сахара в каждом ящике? Повторение Решение | ||||||||
| · сыну 5 лет; через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет сейчас? Повторение Решение | ||||||||
| · длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи? Повторение Решение | ||||||||
| 4. | Заканчивание фразы | |||||||
| · высоковероятные слова - С моря дул сильный … - На небе ярко светило … | ||||||||
| · маловероятные слова - Я позавтракал после того, как … - На столе стоял … | ||||||||
| Заполнение пропущенных слов во фразе | ||||||||
| · высоковероятные слова - Я вышел на улицу в …, так как шел дождь. - Переходить в этом месте улицу … из-за большого движения. | ||||||||
| · маловероятные слова - Я весь день занимался … и очень устал. - Вдалеке был виден …, он уходил все дальше и дальше. | ||||||||
| 5. | Ограниченный поток ассоциаций (в течение 2-3 минут) | |||||||
| · возможно быстрее назвать 7 красных (острых предметов) | ||||||||
| · 7 предметов, начинающихся с буквы «Т» | ||||||||
| 6. | Подбор противоположностей | |||||||
| · в пассивном плане: - большой – - слабый – - теплый – - низкий – - дорогой – - дешевый – | ||||||||
| · в активном плане: придумать две пары противоположных по значению слов | ||||||||
| 7. | Подбор аналогий | |||||||
| · свободный вариант | ||||||||
| Роза – цветок малина – ягода Лошадь – жеребенок собака - … Яйцо – скорлупа картофель - … Собака – шерсть щука - … Птица – гнездо человек - … Ключ – железо стол - … Коса – трава бритва - … Шкаф – посуда кошелек - … Врач – лечение портной - … Горе – слезы радость - … Небо – тучи сцена - … Река – берег улица - …
Сейчас читают про:
| ||||||||






