Тема: Схема нейропсихологического исследования больных с локальными поражениями мозга.
Вступительные замечания
1. нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений высших психических функций и выделения тех факторов, которые лежат в их основе (нарушений анализа и синтеза, патологической инертности нервных процессов, инактивности и др.).
2. исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания и данных неврологического исследования; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего – нейропсихологическое исследование различных психических процессов.
3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка выраженности симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (пассивность, импульсивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персервации и т.д.).
|
|
4. В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, для которых в конце тетради оставлены чистые страницы.
5. В «Заключении» дается количественный анализ полученных данных: согласно схеме формируется синдром, наблюдаемый у больного и указывается локализация поражения мозга.
Краткое изложение данных истории болезни.
¨ Ф.И.О.
¨ № истории болезни
¨ образование
¨ профессия
¨ правша, левша, переученный левша, амбидекстр
¨ наличие левшевства в роду
¨ дата поступления
¨ предварительный диагноз
¨ верифицированный диагноз
¨ краткая характеристика нейропсихологического синдрома:
1. Краткие анамнестические сведения (динамика основных симптомов).
2. Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения.
3. Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы).
4. Офтальмологические симптомы.
5. Отоневрологические симптомы.
6. ЭЭГ (описание и оценка).
7. Данные люмбальной пункции (ликворное давление, белок, цитоз).
8. Рентгенологические симптомы
- краниография,
- каротидная ангиография,
- вертебральная ангиография
- пневмоцистернография,
- пневмоэнцефалография,
- вентрикулография:
- воздушной,
- с майодилом
- компьютерная томография.
9. Резюме клинического заключения.
10. Дата и данные операции (название операции, гистологическое исследование операционного материала).
11. Патологоанатомический диагноз (с указанием № вскрытия).
Общая характеристика больного
| ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Состояние сознания | |||||||||
¨ ясное | ||||||||||
¨ колеблющееся | ||||||||||
¨ просоночное | ||||||||||
2. | Психическая активность | |||||||||
¨ полная | ||||||||||
¨ истощаемость | ||||||||||
¨ заторможенность | ||||||||||
¨ инактивность | ||||||||||
¨ аспонтанность | ||||||||||
¨ двигательная аспонтанность | ||||||||||
¨ брадикинезия | ||||||||||
¨ речевая аспонтанность | ||||||||||
¨ брадикинезия | ||||||||||
¨ возбуждение общее | ||||||||||
¨ расторможенность | ||||||||||
¨ речевое возбуждение | ||||||||||
¨ многоречивость | ||||||||||
¨ резонерство | ||||||||||
3. | Жалобы | |||||||||
¨ активные | ||||||||||
¨ при расспросе | ||||||||||
4. | Ориентировка | |||||||||
¨ в месте | ||||||||||
¨ во времени | ||||||||||
¨ прошлом | ||||||||||
¨ текущем дне | ||||||||||
¨ реакция на нарушение ориентировки | ||||||||||
¨ растерянность | ||||||||||
¨ конфабуляции | ||||||||||
¨ отсутствие реакции | ||||||||||
5. | Критика | |||||||||
¨ к своей болезни | ||||||||||
¨ к своему поведению | ||||||||||
¨ к частным дефектам | ||||||||||
¨ к ошибкам в исследовании | ||||||||||
¨ отношение к другим людям | ||||||||||
Состояние эмоциональной сферы | ||||||||||
¨ ослабление эмоций | ||||||||||
¨ безразличие | ||||||||||
¨ отсутствие эмоций | ||||||||||
¨ усиление эмоций | ||||||||||
¨ напряженность | ||||||||||
¨ страхи | ||||||||||
¨ тревожность | ||||||||||
¨ депрессия | ||||||||||
¨ эйфория | ||||||||||
¨ извращение эмоций | ||||||||||
¨ неадекватность | ||||||||||
¨ пуэрильность | ||||||||||
¨ негативизм | ||||||||||
¨ эмоциональная лабильность | ||||||||||
¨ инертность (вязкость) | ||||||||||
¨ насильственные эмоциональные реакции | ||||||||||
¨ смех | ||||||||||
¨ плач | ||||||||||
Исследование внимания. | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Характеристика непроизвольного внимания | |||||||||
¨ элементы целевого поведения (эхопраксия, эхолалия) | ||||||||||
¨ бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций | ||||||||||
2. | Характеристика произвольного внимания | |||||||||
¨ результаты клинического наблюдения | ||||||||||
¨ результаты корректурной пробы | ||||||||||
¨ результаты пробы Крепелина | ||||||||||
¨ результаты пробы на зрительное внимание | ||||||||||
Исследование эмоциональных реакций | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Жалобы на нарушение эмоций | |||||||||
¨ изменения характера, безразличие, раздражительность, тревога и пр. | ||||||||||
2. | Восприятие эмоционального выражения лиц на фотографиях | |||||||||
3. | Восприятие эмоционального тона рассказов | |||||||||
4. | Данные тестов Роршаха, ТАТ и др. | |||||||||
5. | Результаты запоминания и воспроизведения «эмоциональных» и «неэмоциональных» слов | |||||||||
Исследования зрительного и зрительно-пространственного гнозиса | ||||||||||
1. | Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные галлюцинации, простые, сценоподобные, временные нарушения зрения и т.п. | |||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
2. | Предметный гнозис | |||||||||
¨ узнавание реальных объектов (10-ти) | ||||||||||
¨ узнавание реалистических изображений (10-ти) | ||||||||||
¨ узнавание контурных изображений (5-ти) | ||||||||||
¨ узнавание перечеркнутых изображений (8-ми)
| ||||||||||
¨ узнавание фигур Поппельрейтера | ||||||||||
¨ узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.) | ||||||||||
3. | Объем зрительного восприятия (одновременное схватывание двух, трех фигур) | |||||||||
¨ игнорирование стороны | ||||||||||
4. | Узнавание лиц | |||||||||
¨ непосредственное | ||||||||||
¨ знакомых портретов (выделение их из знакомых) | ||||||||||
¨ идентификация портретов по следам | ||||||||||
5. | Цветовой гнозис | |||||||||
¨ подбор оттенков по эталону | ||||||||||
¨ то же на следах | ||||||||||
¨ называние цветов | ||||||||||
6. | Оптико-пространственный гнозис | |||||||||
¨ узнавание времени на часах | ||||||||||
¨ узнавание времени на схематических часах | ||||||||||
¨ расстановка стрелок на «немом» циферблате | ||||||||||
¨ ориентировка в схеме географической карты (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.) | ||||||||||
¨ рисование плана планеты | ||||||||||
7. | Деление линии (наличие асиметрии) | |||||||||
8. | Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны) | |||||||||
9. | Буквенный гнозис | |||||||||
¨ узнавание букв в разных шрифтах | ||||||||||
¨ узнавание букв в зеркальном изображении | ||||||||||
¨ узнавание наложенных и перечеркнутых букв | ||||||||||
10. | Цифровой гнозис | |||||||||
¨ узнавание цифр: | ¨ арабских | |||||||||
¨ римских | ||||||||||
¨ узнавание цифр: | ¨ наложеных | |||||||||
¨ зеркально изображенных | ||||||||||
¨ перечеркнутых | ||||||||||
Исследование соматосенсорного гнозиса | ||||||||||
Жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, непринятие ощущения, нарушение схемы тела и пр. | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Проба на локализацию прикосновения | |||||||||
¨ одного | ||||||||||
¨ двух (на одной руке, на двух, на лице)
| ||||||||||
2. | Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два) | |||||||||
3. | Кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке) | |||||||||
¨ чувство Ферстера (определение фигур, цифры, написанной на коже) (на правой и левой руке) | ||||||||||
4. | Перенос позы руки и кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами | |||||||||
5. | Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека | |||||||||
6. | Называние пальцев рук | |||||||||
7. | Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т.п.) | |||||||||
8. | ¨ правой рукой / левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.) | |||||||||
Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций | ||||||||||
Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.д.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Звуковысотные отношения | |||||||||
¨ оценка | ||||||||||
¨ повторение | ||||||||||
2. | Мелодии | |||||||||
¨ узнавание | ||||||||||
¨ повторение | ||||||||||
3. | Локализация звука в пространстве | |||||||||
4. | Исследование дихотического слуха | |||||||||
5. | Оценка и воспроизведение ритмов | |||||||||
6. | ¨ оценка ритмов | || || || | ||||||||
|| || | ||||||||||
¨ выполнение ритмов по образцу | || || || | |||||||||
|| || || ||…||…||…||…||…|| | ||||||||||
¨ непосредственное воспроизведение | ||||||||||
¨ отсроченное (после пустой паузы) | ||||||||||
¨ после интерференции | ||||||||||
¨ выполнение ритмов по речевой инструкции «по 2» | ||||||||||
¨ непосредственное воспроизведение | ||||||||||
¨ отсроченное (после пустой паузы) | ||||||||||
¨ после интерференции (оценивается характер затруднений: персервации, распад ритмических структур | ||||||||||
Исследование движений и действий | ||||||||||
Жалобы (слабость рук, ног, насильственные движения и пр.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой) | |||||||||
¨ сжимание руки | ||||||||||
¨ перебор пальцев | ||||||||||
2. | Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой) | |||||||||
¨ в горизонтальной плоскости | ||||||||||
¨ в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии) | ||||||||||
¨ перенос позы с одной руки на другую | ||||||||||
3. | Пространственный праксис | |||||||||
¨ одноручные пробы (рука – подбородок) | ||||||||||
¨ двуручные – (рука – рука) | ||||||||||
4. | ¨ пробы Хэда: | ¨ односторонние | ||||||||
¨ перекрестные | ||||||||||
5. | Динамический праксис (кулак – ребро - ладонь, ребро – ладонь – кулак, 1-2-1-5) | |||||||||
6. | Реципрокная координация | |||||||||
7. | Асимметрическое постукивание (2-1; 1-2) | |||||||||
8. | Выполнение двигательных программ | |||||||||
¨ рисование серий геометрических фигур | ||||||||||
¨ графические пробы | ||||||||||
9. | Конструктивный праксис | |||||||||
¨ копирование | ||||||||||
¨ перевертывание | ||||||||||
10. | Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо) | |||||||||
¨ самостоятельный | ||||||||||
¨ срисовывание | ||||||||||
¨ обведение | ||||||||||
11. | Предметные действия: | |||||||||
¨ застегивание пуговиц | ||||||||||
¨ завязывание узла, банта | ||||||||||
¨ зажигание спички | ||||||||||
12. | Символический праксис | |||||||||
¨ погрозить, поманить, размешать чай и т.д. | ||||||||||
13. | Движения взора | |||||||||
¨ фиксация взора (прочная, неустойчивая) | ||||||||||
¨ движение взора | ||||||||||
¨ перевод взора по инструкции | ||||||||||
¨ перевод взора за движущимся объектом | ||||||||||
¨ ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз) | ||||||||||
¨ нарушение плавности движений | ||||||||||
¨ локализация объекта в пространстве | ||||||||||
14. | Оральный праксис | |||||||||
¨ по подражанию | ||||||||||
¨ по инструкции | ||||||||||
¨ праксис губ (оскал, вытягивание) | ||||||||||
¨ праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево) | ||||||||||
¨ праксис щек (надуть, втянуть) | ||||||||||
¨ праксис лицевой мускулатуры | поднять брови | |||||||||
нахмурить брови | ||||||||||
¨ условные оральные движения | пощелкать | |||||||||
посвистеть | ||||||||||
поцокать | ||||||||||
показать как плюют, целуются | ||||||||||
15. | Условные реакции, действия | |||||||||
¨ простые условные выбора (на один стук поднять руку) | ||||||||||
¨ условные реакции выбора (на один стук поднять правую руку, на два стука – левую руку) | ||||||||||
¨ с ломкой стереотипа 111222121211 | ||||||||||
¨ конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) – поднять слабо, в ответ на слабый удар (1) – поднять сильно) | ||||||||||
К КППКПКПКК 1 1 1 1 1 1 1 | ||||||||||
(оценивается характер затруднений: эхопраксия, инертность, ломка программы, персервации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.) | ||||||||||
Исследование речи | ||||||||||
Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и пр.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Спонтанная речь. Беседа с больным (Как вы заболели? И т.д.) | |||||||||
2. | Автоматизированная речь | |||||||||
¨ цифровой ряд от 1 до 10 | ||||||||||
¨ дни недели: понедельник, вторник… | ||||||||||
¨ месяцы года: январь, февраль… | ||||||||||
Дезавтоматизированная речь | ||||||||||
¨ цифровой ряд: 10, 9… | ||||||||||
¨ дни недели: воскресенье, суббота… | ||||||||||
¨ месяцы года: декабрь, ноябрь… | ||||||||||
3. | Повторная речь | |||||||||
¨ повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с | ||||||||||
¨ повторение дизъюнкных пар звуков: б-н, к-с, м-р | ||||||||||
¨ повторение оппозиционных фонем: б-п / п-б, д-т / т-д, з-с / с-з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы) | ||||||||||
¨ повторение серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба | ||||||||||
¨ повторение слов | дом окно кошка портной стон слон | |||||||||
полковник поклонник половник | ||||||||||
кооператив кораблекрушение | ||||||||||
¨ повторение серий слов | дом-лес кот-стол дуб-ночь-игла сад-шкаф-день | |||||||||
¨ повторение фраз | мальчик спит девочка плачет | |||||||||
мальчик ударил собаку девочка пьет чай | ||||||||||
¨ повторение скороговорок | «Из под топота копыт пыль по полю летит» | |||||||||
«Сшит колпак не поколпаковски, надо его переколпаковать и никто его не переколпакует» | ||||||||||
4. | Называние предметов | |||||||||
¨ по картинкам (10) яблоко лампа чайник бутылка чернильница и т.д. | ||||||||||
¨ частей тела нос глаз рука палец локоть плечо | ||||||||||
5. | Понимание речи | |||||||||
Понимание слов (с опорой на картинку) | ||||||||||
¨ по одному элементу (10) | ||||||||||
¨ по два элемента (5 пар) | ||||||||||
¨ по три элемента (5 троек) | ||||||||||
Понимание значения слов (без зрительной опоры частей тела) | ||||||||||
¨ показать ухо-нос-глаз | ||||||||||
¨ по одному элементу (ухо и т.д.) | ||||||||||
¨ по два элемента (ухо-глаз и т.д.) | ||||||||||
¨ по три элемента (ухо-нос-глаз и т.д.) | ||||||||||
¨ понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница) | ||||||||||
¨ понимание обиходных конструкций и предложений | ||||||||||
Понимание логико-грамматических конструкций | ||||||||||
¨ показать: карандашом – ключ и т.д. ключом – карандаш, карандашом – ключ. | ||||||||||
¨ показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью, тетрадь под книгой, книга над тетрадью и т.д., треугольник под крестом, крест под треугольником и т.д. | ||||||||||
¨ показать какой предмет более светлый, более темный, менее светлый, менее темный | ||||||||||
¨ показать или разъяснить значение: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата; я позавтракал после того как прочел газету; что я делал раньше? | ||||||||||
6. | Спонтанная развернутая речь | |||||||||
¨ рассказ по сюжетной картинке | ||||||||||
¨ устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др. | ||||||||||
(отмечается активность, развернутость, связанность передачи, наличие аграмматизма, телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.) | ||||||||||
Исследование письма | ||||||||||
Жалобы (забывание, перестановки, замены, пропуски букв и пр.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Автоматизированное письмо (фамилия, имя отчество) | |||||||||
2. | Письмо букв | |||||||||
¨ списывание с печатных букв (единичных, пар) | ||||||||||
¨ письмо под диктовку (единичных, пар) | ||||||||||
3. | Письмо слов | |||||||||
¨ списывание | ||||||||||
¨ письмо под диктовку простых слов: дом окно стул | ||||||||||
¨ слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка; запор-собор-запор | ||||||||||
¨ слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон | ||||||||||
¨ сложных слов: портной строчить кораблекрушение | ||||||||||
4. | Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь. | |||||||||
Исследование чтения. | ||||||||||
Жалобы (на нарушение чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и пр.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Чтение букв (простых и стилизованных) | |||||||||
2. | Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла) | |||||||||
3. | Идеограмное чтение | |||||||||
¨ Москва СССР Ленинград труд Правда (фамилия больного) | ||||||||||
4. | Чтение привычных слов | |||||||||
¨ Николай Петр Алексей Павел Андрей | ||||||||||
¨ дом лето окно дерево | ||||||||||
5. | Чтение сложных и редко встречающихся слов | |||||||||
¨ включатель разброд мельница подоконник балалайка подбородок куколка пространство подставка велотрек | ||||||||||
6. | Чтение неверно написанных слов | |||||||||
¨ галз окко слонце клоодец севриз | ||||||||||
7. | Чтение коротких отрывков | |||||||||
¨ «Бежала по лесу лиса» и т.д. | ||||||||||
Исследование памяти | ||||||||||
Жалобы (нарушение памяти на текущие события, на утерю нити повествования и пр.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Повторение серии слов | |||||||||
¨ дом ночь игла | ¨ непосредственное | |||||||||
¨ отсроченное | ||||||||||
¨ стол звон лист шкаф | ¨ непосредственное | |||||||||
¨ отсроченное | ||||||||||
¨ лук мост зонт мир | ¨ непосредственное | |||||||||
¨ отсроченное | ||||||||||
¨ кот стук шар ночь пыль звук | ¨ непосредственное | |||||||||
¨ отсроченное | ||||||||||
2. | Заучивание серии слов: дом лес стол кот ночь игла пирог звон мост крест | |||||||||
I. | ||||||||||
II. | ||||||||||
III. | ||||||||||
IV. | ||||||||||
V. | ||||||||||
VI. | ||||||||||
VII. | ||||||||||
VIII. | ||||||||||
IX. | ||||||||||
X. | ||||||||||
Припоминание после 2 минут | ||||||||||
3. | Запоминание двух групп элементов | |||||||||
¨ запоминание группы слов | ||||||||||
1 круг стул | 2 день глаз | |||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
?/1?/2?/1?/2 | ||||||||||
1 день сосна шкаф | 2 книга шапка круг | |||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
?/1?/2?/1?/2 | ||||||||||
Запоминание групп картинок | ||||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
?/1?/2?/2?/1?/2 | ||||||||||
1 телефон очки помидор | 2 гриб бутылка ботинки | |||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
?/1?/2?/2?/2 | ||||||||||
4. | Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы) | |||||||||
1 собака лает | 2 дом горит | |||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
Интерференция счетом?/1?/2 | ||||||||||
1 мальчик ударил собаку | 2 девочка пьет чай | |||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
Интерференция счетом?/1?/2 | ||||||||||
1 в саду за высоким забором росли яблоки | 2 на опушке леса охотник убил волка | |||||||||
1 воспроизведение | ||||||||||
2 воспроизведение | ||||||||||
3 воспроизведение | ||||||||||
4 воспроизведение | ||||||||||
Интерференция счетом?/1?/2 | ||||||||||
5. | Запоминание двух рассказов | |||||||||
¨ «Курица и золотые яйца» У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она, как все курицы. | ||||||||||
¨ «Галка и голубь» Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим, к галкам, а те ее тоже не признали и выгнали. | ||||||||||
¨ «Муравей и голубка» Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья, бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сеть. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела. | ||||||||||
Интерференция счетом | ||||||||||
?/1 | ||||||||||
?/2 | ||||||||||
¨ «Лев и мышь» Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услышала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва. | ||||||||||
?/1;?/2 | ||||||||||
(отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.) | ||||||||||
Исследование системы счета | ||||||||||
Жалобы (на забывание таблицы умножения, выполнение простых операций и пр.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Оценка количества (пересчет группы точек) | |||||||||
2. | Чтение и письмо простых цифр | |||||||||
3. | Чтение сложных цифр | |||||||||
· 78 87 19 91 107 4807 10126 | ||||||||||
· чтение чисел написанных вертикально: 123 3456 | ||||||||||
· письмо сложных чисел: 86 68 96 203 1026 1003 10125 | ||||||||||
4. | Выполнение простых счетных операций | |||||||||
· повторение таблицы умножения (устно) | ||||||||||
· письменное выполнение операций - сложение, - вычитание, - умножение, - деление | ||||||||||
· 2+7= 6-4= 11-2= 9+5= | ||||||||||
· 16+23 184-77 31-17 1003-934 16х9 42х13 729:9 125:5 | ||||||||||
5. | Выполнение тройного счета (13+7-2 и т.д.) | |||||||||
6. | Выполнение серийного отсчета: 100-7… 100-2,-1=… (отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция отсчета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т.д.) | |||||||||
Исследование интеллектуальных процессов | ||||||||||
Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, жалобы на истощенность, «вязкость» мыслей и т.д.) | ||||||||||
Симптомы | Нет | Слабо | Сильно | |||||||
1. | Понимание рассказов | |||||||||
· «Галка и голуби» | ||||||||||
· «Лев и мышь» | ||||||||||
· «Муравей и голубка» | ||||||||||
· «Курица и золотые яйца» | ||||||||||
2. | Понимание сюжетных картин (из нейропсихологического альбома) | |||||||||
· «Прорубь» | ||||||||||
· «Разбитое окно» | ||||||||||
· «Последняя весна» | ||||||||||
3. | Решение задач | |||||||||
· хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю? Повторение Решение | ||||||||||
· на двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение | ||||||||||
· на двух полках 18 книг, но на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке? Повторение Решение | ||||||||||
· в двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в одном – в три раза больше, чем в другом. Сколько сахара в каждом ящике? Повторение Решение | ||||||||||
· сыну 5 лет; через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет сейчас? Повторение Решение | ||||||||||
· длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи? Повторение Решение | ||||||||||
4. | Заканчивание фразы | |||||||||
· высоковероятные слова - С моря дул сильный … - На небе ярко светило … | ||||||||||
· маловероятные слова - Я позавтракал после того, как … - На столе стоял … | ||||||||||
Заполнение пропущенных слов во фразе | ||||||||||
· высоковероятные слова - Я вышел на улицу в …, так как шел дождь. - Переходить в этом месте улицу … из-за большого движения. | ||||||||||
· маловероятные слова - Я весь день занимался … и очень устал. - Вдалеке был виден …, он уходил все дальше и дальше. | ||||||||||
5. | Ограниченный поток ассоциаций (в течение 2-3 минут) | |||||||||
· возможно быстрее назвать 7 красных (острых предметов) | ||||||||||
· 7 предметов, начинающихся с буквы «Т» | ||||||||||
6. | Подбор противоположностей | |||||||||
· в пассивном плане: - большой – - слабый – - теплый – - низкий – - дорогой – - дешевый – | ||||||||||
· в активном плане: придумать две пары противоположных по значению слов | ||||||||||
7. | Подбор аналогий | |||||||||
· свободный вариант | ||||||||||
Роза – цветок малина – ягода Лошадь – жеребенок собака - … Яйцо – скорлупа картофель - … Собака – шерсть щука - … Птица – гнездо человек - … Ключ – железо стол - … Коса – трава бритва - … Шкаф – посуда кошелек - … Врач – лечение портной - … Горе – слезы радость - … Небо – тучи сцена - … Река – берег улица - … Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|