Краткое изложение данных истории болезни

Тема: Схема нейропсихологического исследования больных с локальными поражениями мозга.

Вступительные замечания

1. нейропсихологическое исследование проводится с целью описания нарушений высших психических функций и выделения тех факторов, которые лежат в их основе (нарушений анализа и синтеза, патологической инертности нервных процессов, инактивности и др.).

2. исследование начинается с тщательного ознакомления с историей заболевания и данных неврологического исследования; затем проводится беседа в целях составления общей характеристики состояния больного, после чего – нейропсихологическое исследование различных психических процессов.

3. Результаты нейропсихологического исследования заносятся на отдельные страницы схемы. В правой части страницы дается оценка выраженности симптома (симптом отсутствует, выражен слабо, выражен сильно). После каждого раздела отмечаются качественные особенности протекания психического процесса (пассивность, импульсивность, тенденция к эхопраксии, эхолалии, персервации и т.д.).

4. В специальных случаях (например, при изучении агнозий, афазий) могут вводиться дополнительные задачи, для которых в конце тетради оставлены чистые страницы.

5. В «Заключении» дается количественный анализ полученных данных: согласно схеме формируется синдром, наблюдаемый у больного и указывается локализация поражения мозга.

 

Краткое изложение данных истории болезни.

¨ Ф.И.О.

¨ № истории болезни

¨ образование

¨ профессия

¨ правша, левша, переученный левша, амбидекстр

¨ наличие левшевства в роду

¨ дата поступления

¨ предварительный диагноз

¨ верифицированный диагноз

¨ краткая характеристика нейропсихологического синдрома:

1. Краткие анамнестические сведения (динамика основных симптомов).

2. Нарушения сна и бодрствования. Обменные нарушения.

3. Неврологические симптомы (ч/м нервы, двигательная сфера, чувствительная сфера, рефлексы).

4. Офтальмологические симптомы.

5. Отоневрологические симптомы.

6. ЭЭГ (описание и оценка).

7. Данные люмбальной пункции (ликворное давление, белок, цитоз).

8. Рентгенологические симптомы

- краниография,

- каротидная ангиография,

- вертебральная ангиография

- пневмоцистернография,

- пневмоэнцефалография,

- вентрикулография:

- воздушной,

- с майодилом

- компьютерная томография.

9. Резюме клинического заключения.

10. Дата и данные операции (название операции, гистологическое исследование операционного материала).

11. Патологоанатомический диагноз (с указанием № вскрытия).

 

 

Общая характеристика больного

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Состояние сознания

     

¨ ясное

     

¨ колеблющееся

     

¨ просоночное

     

2.

Психическая активность

     

¨ полная

     

¨ истощаемость

     

¨ заторможенность

     

¨ инактивность

     

¨ аспонтанность

     

¨ двигательная аспонтанность

     

¨ брадикинезия

     

¨ речевая аспонтанность

     

¨ брадикинезия

     

¨ возбуждение общее

     

¨ расторможенность

     

¨ речевое возбуждение

     

¨ многоречивость

     

¨ резонерство

     

3.

Жалобы

     

¨ активные

     

¨ при расспросе

     

4.

Ориентировка

     

¨ в месте

     

¨ во времени

     

¨ прошлом

     

¨ текущем дне

     

¨ реакция на нарушение ориентировки

     

¨ растерянность

     

¨ конфабуляции

     

¨ отсутствие реакции

     

5.

Критика

     

¨ к своей болезни

     

¨ к своему поведению

     

¨ к частным дефектам

     

¨ к ошибкам в исследовании

     

¨ отношение к другим людям

     

Состояние эмоциональной сферы

     

¨ ослабление эмоций

     

¨ безразличие

     

¨ отсутствие эмоций

     

¨ усиление эмоций

     

¨ напряженность

     

¨ страхи

     

¨ тревожность

     

¨ депрессия

     

¨ эйфория

     

¨ извращение эмоций

     

¨ неадекватность

     

¨ пуэрильность

     

¨ негативизм

     

¨ эмоциональная лабильность

     

¨ инертность (вязкость)

     

¨ насильственные эмоциональные реакции

     

¨ смех

     

¨ плач

     

Исследование внимания.

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Характеристика непроизвольного внимания

     

¨ элементы целевого поведения (эхопраксия, эхолалия)

     

¨ бесконтрольное всплывание побочных ассоциаций

     

2.

Характеристика произвольного внимания

     

¨ результаты клинического наблюдения

     

¨ результаты корректурной пробы

     

¨ результаты пробы Крепелина

     

¨ результаты пробы на зрительное внимание

     

Исследование эмоциональных реакций

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Жалобы на нарушение эмоций

     

¨ изменения характера, безразличие, раздражительность, тревога и пр.

     
2.

Восприятие эмоционального выражения лиц на фотографиях

     
3.

Восприятие эмоционального тона рассказов

     
4.

Данные тестов Роршаха, ТАТ и др.

     
5.

Результаты запоминания и воспроизведения «эмоциональных» и «неэмоциональных» слов

     

Исследования зрительного и зрительно-пространственного гнозиса

1.

Субъективная оценка зрительных функций, анамнестические данные: фотопсии, зрительные галлюцинации, простые, сценоподобные, временные нарушения зрения и т.п.

Симптомы

Нет Слабо Сильно

2.

Предметный гнозис

     

¨ узнавание реальных объектов (10-ти)

     

¨ узнавание реалистических изображений (10-ти)

     

¨ узнавание контурных изображений (5-ти)

     

¨ узнавание перечеркнутых изображений (8-ми)

     

¨ узнавание фигур Поппельрейтера

     

¨ узнавание конфликтных (составных) фигур (рыба-заяц, заяц-рыба и др.)

     

3.

Объем зрительного восприятия (одновременное схватывание двух, трех фигур)

     

¨ игнорирование стороны

     

4.

Узнавание лиц

     

¨ непосредственное

     

¨ знакомых портретов (выделение их из знакомых)

     

¨ идентификация портретов по следам

     

5.

Цветовой гнозис

     

¨ подбор оттенков по эталону

     

¨ то же на следах

     

¨ называние цветов

     

6.

Оптико-пространственный гнозис

     

¨ узнавание времени на часах

     

¨ узнавание времени на схематических часах

     

¨ расстановка стрелок на «немом» циферблате

     

¨ ориентировка в схеме географической карты (обозначение частей света, хорошо знакомых городов, рек и т.п.)

     

¨ рисование плана планеты

     
7.

Деление линии (наличие асиметрии)

     
8.

Рассматривание группы фигур и сложных изображений (игнорирование стороны)

     

9.

Буквенный гнозис

     

¨ узнавание букв в разных шрифтах

     

¨ узнавание букв в зеркальном изображении

     

¨ узнавание наложенных и перечеркнутых букв

     

10.

Цифровой гнозис

     

¨ узнавание цифр:

¨ арабских

     

¨ римских

     

¨ узнавание цифр:

¨ наложеных

     

¨ зеркально изображенных

     

¨ перечеркнутых

     

Исследование соматосенсорного гнозиса

Жалобы на снижение или патологическое повышение соматической чувствительности, непринятие ощущения, нарушение схемы тела и пр.

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Проба на локализацию прикосновения

     

¨ одного

     

¨ двух (на одной руке, на двух, на лице)

     
2.

Проба на дискриминацию (определить число прикосновений: одно или два)

     

3.

Кожно-кинестетическое чувство (на правой и левой руке)

     

¨ чувство Ферстера (определение фигур, цифры, написанной на коже) (на правой и левой руке)

     
4.

Перенос позы руки и кисти с одной руки на другую с закрытыми глазами

     
5.

Определение правой и левой стороны у себя и у напротив сидящего человека

     
6.

Называние пальцев рук

     
7.

Узнавание объектов на ощупь (ключ, расческа и т.п.)

     
8.

¨ правой рукой / левой рукой (отмечается характер ощупывания: инактивный, активный с отсутствием синтеза и др.)

     

Исследование слухового гнозиса и слухо-моторных координаций

Жалобы на слух (снижение слуха, слуховые обманы, навязчивые мелодии и т.д.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Звуковысотные отношения

     

¨ оценка

     

¨ повторение

     

2.

Мелодии

     

¨ узнавание

     

¨ повторение

     
3.

Локализация звука в пространстве

     
4.

Исследование дихотического слуха

     
5.

Оценка и воспроизведение ритмов

     

6.

¨ оценка ритмов

|| || ||      
       || ||      

¨ выполнение ритмов по образцу

|| || ||      
|| || || ||…||…||…||…||…||      

¨ непосредственное воспроизведение

     

¨ отсроченное (после пустой паузы)

     

¨ после интерференции

     

¨ выполнение ритмов по речевой инструкции «по 2»
«по 3» «по 4»

     

¨ непосредственное воспроизведение

     

¨ отсроченное (после пустой паузы)

     

¨ после интерференции (оценивается характер затруднений: персервации, распад ритмических структур

     

Исследование движений и действий

Жалобы (слабость рук, ног, насильственные движения и пр.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Выполнение простых инструкций (правой рукой, левой рукой)

     

¨ сжимание руки

     

¨ перебор пальцев

     

2.

Праксис позы (кисти) (правой рукой, левой рукой)

     

¨ в горизонтальной плоскости

     

¨ в вертикальной плоскости (в случаях гемианопсии)

     

¨ перенос позы с одной руки на другую

     

3.

Пространственный праксис

     

¨ одноручные пробы (рука – подбородок)

     

¨ двуручные – (рука – рука)

     

4.

¨ пробы Хэда:

¨ односторонние

     

¨ перекрестные

     
5.

Динамический праксис (кулак – ребро - ладонь, ребро – ладонь – кулак, 1-2-1-5)

     
6.

Реципрокная координация

     
7.

Асимметрическое постукивание (2-1; 1-2)

     

8.

Выполнение двигательных программ

     

¨ рисование серий геометрических фигур
―››―››―››―››―››―

     

¨ графические пробы

     

9.

Конструктивный праксис

     

¨ копирование

     

¨ перевертывание

     

10.

Рисунок (дом, стол, куб, человек, лицо)

     

¨ самостоятельный

     

¨ срисовывание

     

¨ обведение

     

11.

Предметные действия:

     

¨ застегивание пуговиц

     

¨ завязывание узла, банта

     

¨ зажигание спички

     

12.

Символический праксис

     

¨ погрозить, поманить, размешать чай и т.д.

     

13.

Движения взора

     

¨ фиксация взора (прочная, неустойчивая)

     

¨ движение взора

     

¨ перевод взора по инструкции

     

¨ перевод взора за движущимся объектом

     

¨ ограничение взора (вправо, влево, вверх, вниз)

     

¨ нарушение плавности движений

     

¨ локализация объекта в пространстве

     

14.

Оральный праксис

     

¨ по подражанию

     

¨ по инструкции

     

¨ праксис губ (оскал, вытягивание)

     

¨ праксис языка (поднять, убрать, вправо, влево)

     

¨ праксис щек (надуть, втянуть)

     

¨ праксис лицевой мускулатуры

поднять брови

     

нахмурить брови

     

¨ условные оральные движения

пощелкать

     

посвистеть

     

поцокать

     

показать как плюют, целуются

     

15.

Условные реакции, действия

     

¨ простые условные выбора (на один стук поднять руку)

     

¨ условные реакции выбора (на один стук поднять правую руку, на два стука – левую руку)

     

¨ с ломкой стереотипа 111222121211

     

¨ конфликтные условные реакции (в ответ на кулак (К) поднять палец, в ответ на палец (П) – поднять кулак; в ответ на сильный удар (1) – поднять слабо, в ответ на слабый удар (1) – поднять сильно)

     

К КППКПКПКК

1 1  1 1 1 1 1

     

(оценивается характер затруднений:

эхопраксия, инертность, ломка программы, персервации, игнорирование одной руки, нарушение пространственной схемы и др.)

     

Исследование речи

Жалобы (на нарушение моторной, сенсорной стороны речи и пр.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно
1.

Спонтанная речь. Беседа с больным (Как вы заболели? И т.д.)

     

2.

Автоматизированная речь

     

¨ цифровой ряд от 1 до 10

     

¨ дни недели: понедельник, вторник…

     

¨ месяцы года: январь, февраль…

     

Дезавтоматизированная речь

     

¨ цифровой ряд: 10, 9…

     

¨ дни недели: воскресенье, суббота…

     

¨ месяцы года: декабрь, ноябрь…

     

3.

Повторная речь

     

¨ повторение звуков: а, о, и, у, б, д, к, с

     

¨ повторение дизъюнкных пар звуков: б-н, к-с, м-р

     

¨ повторение оппозиционных фонем: б-п / п-б, д-т / т-д, з-с / с-з (при невозможности повторения – реакция выбора на оппозиционные фонемы или показ соответствующей буквы)

     

¨ повторение серий звуков: би-ба-бо, бо-би-ба, ба-би-ба

     

¨ повторение слов

дом окно кошка портной стон слон

     

полковник поклонник половник

     

кооператив кораблекрушение

     
¨ повторение серий слов

дом-лес кот-стол дуб-ночь-игла

сад-шкаф-день

     

¨ повторение фраз

мальчик спит      девочка плачет

     

мальчик ударил собаку  девочка пьет чай

     

¨ повторение скороговорок

«Из под топота копыт пыль по полю летит»

     

«Сшит колпак не поколпаковски, надо его переколпаковать и никто его не переколпакует»

     

4.

Называние предметов

     

¨ по картинкам (10) яблоко лампа чайник бутылка чернильница и т.д.

     

¨ частей тела нос глаз рука палец локоть плечо
(отмечается характер затруднений: помогает ли подсказка; поиски, отказы; литеральные, вербальные, парафазии и т.д.)

     

5.

Понимание речи

     

Понимание слов (с опорой на картинку)

     

¨ по одному элементу (10)

     

¨ по два элемента (5 пар)

     

¨ по три элемента (5 троек)

     

Понимание значения слов (без зрительной опоры частей тела)

     

¨ показать ухо-нос-глаз

     

¨ по одному элементу (ухо и т.д.)

     

¨ по два элемента (ухо-глаз и т.д.)

     

¨ по три элемента (ухо-нос-глаз и т.д.)

     

¨ понимание малочастотных слов (заусеница, гусеница)

     

¨ понимание обиходных конструкций и предложений
откройте рот, откройте глаза, закройте рот, закройте глаза, положите левую руку в карман халата

     

Понимание логико-грамматических конструкций

     

¨ показать: карандашом – ключ и т.д. ключом – карандаш, карандашом – ключ.

     

¨ показать или выполнить инструкцию: книга под тетрадью, тетрадь под книгой, книга над тетрадью и т.д., треугольник под крестом, крест под треугольником и т.д.

     

¨ показать какой предмет более светлый, более темный, менее светлый, менее темный

     

¨ показать или разъяснить значение: мамина дочка, дочкина мама; брат отца, отец брата; я позавтракал после того как прочел газету; что я делал раньше?

     

6.

Спонтанная развернутая речь

     

¨ рассказ по сюжетной картинке

     

¨ устное сочинение на тему «Отдых», «Север» и др.

     

(отмечается активность, развернутость, связанность передачи, наличие аграмматизма, телеграфный стиль, несогласование, соскальзывание на побочные связи и др.)

     

Исследование письма

Жалобы (забывание, перестановки, замены, пропуски букв и пр.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно
1.

Автоматизированное письмо (фамилия, имя отчество)

     

2.

Письмо букв

     

¨ списывание с печатных букв (единичных, пар)

     

¨ письмо под диктовку (единичных, пар)

     

3.

Письмо слов

     

¨ списывание

     

¨ письмо под диктовку простых слов: дом окно стул

     

¨ слов с оппозиционными фонемами: дочка-точка; запор-собор-запор

     

¨ слов с оппозиционными артикулемами: стол-стон-слон

     

¨ сложных слов: портной строчить кораблекрушение

     
4.

Письмо фраз (списывание, письмо под диктовку) мальчик спит; девочка плачет; на улице шел дождь.

     

Исследование чтения.

Жалобы (на нарушение чтения букв, слов, невозможность прочитать написанное и пр.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно
1.

Чтение букв (простых и стилизованных)

     
2.

Чтение бессмысленных слогов (то-ку-ни; стро-кси-мла)

     

3.

Идеограмное чтение

     

¨ Москва СССР Ленинград труд Правда (фамилия больного)

     

4.

Чтение привычных слов

     

¨ Николай Петр Алексей Павел Андрей

     

¨ дом лето окно дерево

     

5.

Чтение сложных и редко встречающихся слов

     

¨ включатель разброд мельница подоконник балалайка подбородок куколка пространство подставка велотрек

     

6.

Чтение неверно написанных слов

     

¨ галз окко слонце клоодец севриз

     

7.

Чтение коротких отрывков

     

¨ «Бежала по лесу лиса» и т.д.
(отмечаются нарушения движений глаз, игнорирование стороны, элементы угадывающего чтения и т.д.)

     

Исследование памяти

Жалобы (нарушение памяти на текущие события, на утерю нити повествования и пр.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Повторение серии слов

     

¨ дом ночь игла

¨ непосредственное

     

¨ отсроченное

     

¨ стол звон лист шкаф

¨ непосредственное

     

¨ отсроченное

     

¨ лук мост зонт мир

¨ непосредственное

     

¨ отсроченное

     

¨ кот стук шар ночь пыль звук

¨ непосредственное

     

¨ отсроченное

     

2.

Заучивание серии слов: дом лес стол кот ночь игла пирог звон мост крест

     

I.

     

II.

     

III.

     

IV.

     

V.

     

VI.

     

VII.

     

VIII.

     

IX.

     

X.

     

Припоминание после 2 минут

     

3.

Запоминание двух групп элементов

     

¨ запоминание группы слов

     

1 круг стул

2 день глаз

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

?/1?/2?/1?/2

     

1 день сосна шкаф

2 книга шапка круг

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

?/1?/2?/1?/2

     

Запоминание групп картинок

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

?/1?/2?/2?/1?/2

     

1 телефон очки помидор

2 гриб бутылка ботинки

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

?/1?/2?/2?/2

     

4.

Запоминание двух смысловых рядов (фразы, рассказы)

     

1 собака лает

2 дом горит

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

Интерференция счетом?/1?/2

     

1 мальчик ударил собаку

2 девочка пьет чай

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

Интерференция счетом?/1?/2

     

1 в саду за высоким забором росли яблоки

2 на опушке леса охотник убил волка

     

1 воспроизведение

     

2 воспроизведение

     

3 воспроизведение

     

4 воспроизведение

     

Интерференция счетом?/1?/2

     

5.

Запоминание двух рассказов

     

¨ «Курица и золотые яйца» У одного хозяина была курица. Она несла золотые яйца. Захотелось хозяину иметь много золота, и он убил эту курицу, думал у нее внутри много золота. А внутри ничего не оказалось, была она, как все курицы.

     

¨ «Галка и голубь» Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби ее приняли. Но она не удержалась и закричала по-галочьи, тогда они ее выгнали. Хотела она вернуться к своим, к галкам, а те ее тоже не признали и выгнали.

     

¨ «Муравей и голубка» Муравей спустился к ручью напиться. Волна захлестнула его и он стал тонуть. Летела мимо голубка. Увидела тонущего муравья, бросила ему прутик. Он по этому прутику выбрался на берег. А на другой день охотник хотел поймать голубку в сеть. Муравей подкрался и укусил охотника за палец. Охотник вскрикнул и выронил сеть, а голубка вспорхнула и улетела.

     

Интерференция счетом

     

?/1

     

?/2

     

¨ «Лев и мышь» Лев спал. Мышь пробежала по его телу. Он проснулся и поймал ее. Мышь стала просить: «Отпусти меня, я тебе тоже сделаю добро». Лев рассмеялся, но отпустил мышь. На другой день охотники поймали льва и привязали его веревками к дереву. Мышка услышала львиный рев, прибежала, перегрызла веревки и спасла льва.

     

?/1;?/2

     

(отмечается характер амнестических дефектов, влияние интерференции, роль смысловой близости материала и др.)

     

Исследование системы счета

Жалобы (на забывание таблицы умножения, выполнение простых операций и пр.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно
1.

Оценка количества (пересчет группы точек)

     
2.

Чтение и письмо простых цифр

     

3.

Чтение сложных цифр

     

· 78 87 19 91 107 4807 10126

     

· чтение чисел написанных вертикально: 123 3456

     

· письмо сложных чисел: 86 68 96 203 1026 1003 10125

     

4.

Выполнение простых счетных операций

     

· повторение таблицы умножения (устно)

     

· письменное выполнение операций

- сложение,

- вычитание,

- умножение,

- деление

     

· 2+7= 6-4= 11-2= 9+5=

     

· 16+23 184-77 31-17 1003-934 16х9 42х13 729:9 125:5

     
5.

Выполнение тройного счета (13+7-2 и т.д.)

     
6.

Выполнение серийного отсчета: 100-7… 100-2,-1=…

(отмечается: удерживает ли больной задание, не приобретает ли счет фрагментарный характер, не заменяется ли операция отсчета стереотипом, не наблюдается ли соскальзывание в сторону побочных ассоциаций и т.д.)

     

Исследование интеллектуальных процессов

Жалобы (на трудности при обдумывании плана действий, при решении задач, кроссвордов, головоломок, жалобы на истощенность, «вязкость» мыслей и т.д.)

Симптомы

Нет Слабо Сильно

1.

Понимание рассказов

     

· «Галка и голуби»

     

· «Лев и мышь»

     

· «Муравей и голубка»

     

· «Курица и золотые яйца»

     

2.

Понимание сюжетных картин (из нейропсихологического альбома)

     

· «Прорубь»

     

· «Разбитое окно»

     

· «Последняя весна»

     

3.

Решение задач

     

· хозяйка тратит за 5 дней 15 литров молока. Сколько она тратит за неделю?

Повторение

Решение

     

· на двух полках 18 книг, но не поровну: на одной в два раза больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?

Повторение

Решение

     

· на двух полках 18 книг, но на одной на 2 книги больше, чем на другой. Сколько книг на каждой полке?

Повторение

Решение

     

· в двух ящиках 24 кг сахара, но не поровну: в одном – в три раза больше, чем в другом. Сколько сахара в каждом ящике?

Повторение

Решение

     

· сыну 5 лет; через 15 лет отец будет в три раза старше сына. Сколько лет сейчас?

Повторение

Решение

     

· длина свечи 15 см, тень от свечи на 45 см длиннее. Во сколько раз тень длиннее свечи?

Повторение

Решение

     

4.

Заканчивание фразы

     

· высоковероятные слова

- С моря дул сильный …

- На небе ярко светило …

     

· маловероятные слова

- Я позавтракал после того, как …

- На столе стоял …

     

Заполнение пропущенных слов во фразе

     

· высоковероятные слова

- Я вышел на улицу в …, так как шел дождь.

- Переходить в этом месте улицу … из-за большого движения.

     

· маловероятные слова

- Я весь день занимался … и очень устал.

- Вдалеке был виден …, он уходил все дальше и дальше.

     

5.

Ограниченный поток ассоциаций (в течение 2-3 минут)

     

· возможно быстрее назвать 7 красных (острых предметов)

     

· 7 предметов, начинающихся с буквы «Т»

     

6.

Подбор противоположностей

     

· в пассивном плане:     - большой –

- слабый –

- теплый –

- низкий –

- дорогой –

- дешевый –

     

· в активном плане:

придумать две пары противоположных по значению слов

     

7.

Подбор аналогий

     

· свободный вариант

     

Роза – цветок                 малина – ягода

Лошадь – жеребенок   собака - …

Яйцо – скорлупа                           картофель - …

Собака – шерсть                           щука - …

Птица – гнездо              человек - …

Ключ – железо              стол - …

Коса – трава                  бритва - …

Шкаф – посуда              кошелек - …

Врач – лечение             портной - …

Горе – слезы                  радость - …

Небо – тучи                    сцена - …

 Река – берег                   улица - …


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow