В современной российской рыночной экономике обязательным условием успеха предпринимателя в бизнесе, получения прибыли и сохранения в целостности созданной им организационной структуры является обеспечение экономической безопасности его деятельности. Одна из главных составных частей экономической безопасности – информационная безопасность, достигаемая за счет использования комплекса систем, методов и средств защиты информации предпринимателя от возможных злоумышленных действий конкурентов и с целью сохранения ее целостности и конфиденциальности.
Информация, используемая предпринимателем в бизнесе и управлении предприятием, банком, компанией или другой структурой, является его собственной или частной информацией, представляющей значительную ценность для предпринимателя. Эта информация составляет его интеллектуальную собственность.
Обычно выделяется два вида собственной информации:
· техническая, технологическая – методы изготовления продукции, программное обеспечение, основные производственные показатели и т.п.
|
|
· деловая – стоимостные показатели, результаты исследований рынка, списки клиентов, экономические прогнозы, стратегия действий на рынке и т.п.
Собственная информация предпринимателя в целях ее защиты может быть отнесена к коммерческой тайне и является конфиденциальной при соблюдении следующих условий:
· информация не должна отражать негативные стороны деятельности фирмы, нарушения законодательства и другие подобные факты;
· информация не должна быть общедоступной или общеизвестной;
· возникновение и получение информации должно быть законным;
· персонал фирмы должен знать о ценности такой информации и быть обучен правилам работы с ней;
· предпринимателем должны быть выполнены действия по защите этой информации.
Для документирования такой информации часто выбирают не текстовые, а изобразительные способы. Ценность информации может быть стоимостной категорией и отражать конкретный размер прибыли при ее использовании или размер убытков при ее утере. Информация становится часто ценной ввиду ее правого значения для организации или развития бизнеса. Но и обычный правовой документ важно сохранить в целостности и безопасности от похитителя или стихийного бедствия.
Ценную конфиденциальную деловую информацию, как правило, содержат:
· планы развития производства;
· деловые планы;
· планы маркетинга, бизнес-планы;
· списки держателей акций и другие документы.
Коммерческая ценность информации, как правило, недолговечна и определяется временем, необходимым конкуренту для выработки той же идеи или ее хищения и воспроизводства, опубликования и перехода в число общеизвестных. Степень ценности информации и необходимость ее защиты находятся в прямой зависимости.
|
|
Выявление и регламентация реального состава информации
Выявление и регламентация реального состава информации, представляющей ценность для фирмы и подлежащей защите, является основополагающей частью
системы защиты. Состав ценной информации определяется ее собственником и фиксируется в специальном перечне.
Перечень ценных сведений, составляющих тайну фирмы, является постоянным рабочим материалом руководства фирмы.
В каждой позиции перечня рекомендуется указывать гриф конфиденциальности сведений, фамилии сотрудников, имеющих право доступа к ним и несущих ответственность за их сохранность.
Важной задачей перечня является дробление коммерческой тайны на отдельные информационные элементы, известные разным лицам. На основе перечня сведений составляется и ведется список документов фирмы, подлежащих защите. Под конфиденциальным документом, понимается документ, к которому ограничен доступ персонала – это носитель ценной документированной информации.
Гриф ограничения доступа к документу – служебная отметка (реквизит), которая проставляется на носителе информации или сопроводительном письме.
Информация и документы, отнесенные к предпринимательской тайне, имеют 2 уровня грифов ограничения доступа, соответствующих различным степеням конфиденциальности информации:
· низший уровень – грифы «Конфиденциальная тайна»;
· второй уровень – «Коммерческая тайна», «Строго конфиденциально» под обозначением грифа всегда указывается номер экземпляра документа, срок действия грифа или иные условия его снятия.
Гриф конфиденциальности присваивается документу:
· исполнителем на стадии подготовки проекта документа;
· руководителем структурного подразделения или руководителем фирмы на стадии согласования или подписания документа;
· адресатом документа на стадии его первичной обработки в службе конфиденциальной документации.
Источники (обладатели) ценной конфиденциальной документированной информации представляют собой накопители (концентраторы, излучатели) этой информации. К числу основных видов источников конфиденциальной информации относятся:
· персонал фирмы и окружающие фирму люди;
· документы;
· публикации о фирме, и ее разработках;
· рекламные издания;
· физические поля, волны излучения, сопровождающие работу вычислительной и другой офисной техники.