double arrow

Административная ответственность за нарушения валютного законодательства

Лица, виновные в нарушении нормативных актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования согласно статье 25 закона «О валютном регулировании и валютном контроле» несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Вопросы ответственности за нарушение актов валютного законодательства и актов органов валютного регулирования регулируются правовыми нормативными актами как административного, так и уголовного права.

Уголовная ответственность за невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте предусмотрена Уголовным кодексом Российской Федерации (ст. 193).

В соответствии со ст. 15.25 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) к нарушениям валютного законодательства отнесены:

1. Осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.

2. Нарушение установленного порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, -

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда.

3. Невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно нарушение установленного порядка обязательной продажи части валютной выручки - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы валютной выручки, не проданной в установленном порядке.

4. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, выполненные для нерезидентов работы, оказанные нерезидентам услуги либо за переданные нерезидентам информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не зачисленных на счета в уполномоченных банках.

5. Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации (не полученные на таможенной территории Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы денежных средств, не возвращенных в Российскую Федерацию.

6. Несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от четырехсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда.

7. Нарушение установленного порядка ввоза и пересылки в Российскую Федерацию и вывоза и пересылки из Российской Федерации валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в документарной форме, за исключением случаев, предусмотренных статьями 16.3 и 16.4 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц - от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда.

Примечания. 1. Административная ответственность, установленная в отношении должностных лиц частями 1, 3, 4 и 5 настоящей статьи, применяется только к лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

2. Стоимость внутренних и внешних ценных бумаг определяется на день совершения административного правонарушения по правилам, установленным валютным законодательством Российской Федерации для расчета суммы резервирования по валютной операции.

3. Пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации производится по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации.

Согласно ст. 23.60 КоАП РФ органы валютного контроля вправе рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.25 данного Кодекса.

Должностные лица таможенных органов вправе составлять протоколы об административных правонарушениях.

Одним из возможных способов выявления нарушений валютного законодательства является проведение целевых проверок соблюдения валютного и таможенного законодательства РФ участниками ВЭД. Именно эта форма контроля позволяет вскрыть недостатки текущего и предварительного контроля, получить наиболее реальную картину внешнеторговых сделок, получить наиболее полные сведения об объектах контроля и степени законопослушности участников ВЭД.

Информационная основа проверок участников ВЭД (основные группы документов и сведений):

- документы и сведения о деятельности организации, имеющиеся у контролирующих и правоохранительных органов (наименование, организационно-правовая форма, юридический и фактический адреса проверяемой организации, ее дочерних и зависимых организаций, фамилии руководителей, способы связи с ними, виды деятельности организации, финансовые и банковские реквизиты организации, в том числе наличие счетов и функционирование банка);

- документы бухгалтерского учета и отчетности самой проверяемой организации (первичные учетные документы[5][1], регистры бухгалтерского учета организации и третьих лиц, результаты предыдущих проверок ФХД организации, бухгалтерская отчетность, результаты сопоставления различных документов организации, а также сопоставления ее документов с документами третьих лиц, результаты инвентаризации имущества организации и др.)

- сведения о финансово-хозяйственной деятельности организации, полученные от третьих лиц, с которыми организация имеет хозяйственные связи для установления достоверности информации, отраженной в первичных документах организации, либо в случае отсутствия у нее надлежащих первичных документов;

- финансовые требования и обязательства организации.

Перечень конкретных документов, рассматриваемых в ходе проверки, определяется исходя из цели и сроков ее проведения.

Этапы проведения целевой проверки и их содержание представлены в таблице 5.7.


Таблица 5.7

Основные этапы проведения проверок участников ВЭД

Этап проверки Содержание этапа
Планирование и подготовка Проведение информационно-аналитической работы (анализ материалов предыдущей проверки, информации, поступившей из других государственных органов и имеющейся у таможенного органа), сбор сведений о проверяемом участнике ВЭД, определение целей и основных направлений проверки, вопросов, объема, составление общего плана, в разработка программы и конкретных методов проведения проверки, в том числе методов аудита, характера (сплошная или выборочная), сроков по каждому направлению, определение перечня конкретных документов участника ВЭД, подлежащих рассмотрению в ходе проведения проверки, в соответствии с целями и видами проверки.
Непосредственное проведение (при необходимости с привлечением экспертов, специалистов) Анализ деятельности предприятия, т.е. сопоставление сведений о внешнеэкономических операциях, имеющихся в бухгалтерской, таможенной и иной документации, предоставленной участников ВЭД группе проверки, а также сопоставление этих сведений с информацией, собранной в ходе проведения подготовительных мероприятий и с данными визуальной проверки. В ходе контрольно-инспекционных мероприятий из нескольких источников и разными методами получают данные, свидетельствующие о наличии признаков нарушения организацией налогового законодательства РФ или отсутствии таких признаков. При выявлении каких-либо несоответствий в бухгалтерских документах проверяющие анализируют их и определяют последствия использования таких документов организацией с точки зрения нарушения налогового законодательства РФ, учитывают их влияние на дальнейший ход проверки, принимают меры по закреплению следов нарушений, их квалификации.
Документирование Отражение имеющейся информации в рабочей документации проверки.[6][2] Рабочая документация должна формироваться своевременно (до начала, в ходе и по завершении проверки), должна быть достаточно полной и подробной.
Обобщение результатов, составление акта Итогом проверки ФХД организации должно быть заключение о соответствии деятельности организации требованиям законодательства РФ. По результатам проверки проверяющие оценивают достоверность (недостоверность) бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствие (несоответствие) ФХД организации требованиям налогового и др. законодательства РФ и международным договорам, делают выводы о наличии признаков нарушений налогового законодательства, дают им количественную и качественную характеристику. Составление акта проверки.

По итогам проверки осуществляется обработка имеющейся в кортролирующем органе информации (в том числе электронных баз данных) для выбора объектов для последующих проверок, выявляются зоны повышенного риска (участки деятельности, где выявляются нарушения валютного и таможенного законодательства РФ), совершенствуются методы анализа рисков для выявления недобросовестных участников ВЭД, для выявления «криминогенных» товаров, а также товаров, являющихся прикрытием нелегально ввозимой продукции, в обороте которой участвуют проверяемые организации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: