Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.
Ваш комментарий должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.
Выделяют два типа комментария:
Текстуальный | Концептуальный |
«от текста к действительности» | «от действительности к тексту» |
Текстуальный комментарий предполагает объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? • какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? • какие поступки совершает герой и как это его характеризует? • какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? • какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? • какие эмоции вызывают у автора описанные им события и почему? | Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию пишущим проблемы исход-ного текста (рассмотрение ее актуальности и сопоставление различных точек зрения по данному вопросу): • к какой категории относится затронутая автором текста проблема (нравственная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? • актуальна ли эта проблема сегодня? • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? • традиционна ли проблема или нова, что стало причиной её появления? • жизнеспособна ли она (прогноз на будущее)? • почему эта проблема привлекла внимание автора? • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • какой аспект этой проблемы рассматривает автор? |
Пример: Автор данного текста рассматривает проблему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, J1. Андреев приводит развернутый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно лишить человека его лучших качеств. Его собеседник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяжелом времени. Л. Андреев восхищается мудростью этого человека, которой, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в разрушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслаждении творчеством, в заботе о своих детях. | Пример: Духовно-нравственная проблема деградации внутренней культуры человека, поднятая автором, актуальна в наше время. Если посмотреть на современное общество, то становится грустно оттого, что люди живут скучной жизнью. Предел интересов – дискотека, компьютер. А спросите подростков, когда они в последний раз были в библиотеке, есть ли дома у них ряды книжных полок и, наконец, читают ли они. Думаю, что с ответом возникнут трудности. А.Вознесенский привлекает внима-ние читателя к данной проблеме, выразив тревогу об оскудении культуры и высказав мысль о том, что истинные ценности жизненно важны для человека. Его беспокоит тот факт, что молодое поколение узнаёт о великих людях из видеокассет, а роман «Война и мир» почти никто не прочитал целиком. |
Примечание:
|
|
|
|
1) Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.
2) Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.
Речевые клише для введения текстуального комментария:
ü Автор раскрывает проблему на примере…
ü В качестве примера автор рассматривает…
ü Поступок героя свидетельствует о том…
ü Автор заставляет читателя задуматься над…
ü Автор текста обращает внимание на…
ü Автор осуждает/одобряет поступок героя/героев…
ü Автор сочувствует своему герою…
ü Автор доказывает, что…
ü Автор искренне восхищён/огорчён (чем)…
ü Автор по-настоящему встревожен тем, что…
ü Симпатии автора на стороне (кого)…
ü Автор приводит нас к выводу о том, что…
Речевые клише для введения концептуального комментария:
ü Нравственная проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.
ü Экологическая проблема (чего), поднятая автором, приобрела актуальность в последние десятилетия.
ü Социальная проблема (чего), которую рассматривает автор в данном тексте, имеет многовековую историю.
ü Философская проблема (чего) является жизненно важной.
ü Эта морально-этическая проблема исчезнет вместе с человечеством.
ü Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано:...
ü Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).
ü Как и большинство из нас, автор считает, что…
ü Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав о том, что…
ü Автор подробно рассматривает …
ü Автор обращает наше внимание на…
ü Автор убеждает нас в том, что…
Фрагмент сочинения (текстовый комментарий):
Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. Он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. Автор по-настоящему встревожен тем, что в наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.
Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий):
Нравственная проблема забвения выдающихся личностей, поднятая поэтом и композитором XX века, приобрела актуальность в последние годы. Большинство из нас в детстве воспитывалось на добрых, поучительных сказках Роу, Птушко. Детьми мы влюблялись в актёров фильмов, хотели им подражать. Но сейчас мы не задумываемся над тем, как сложилась судьба тех, кто дарил нам радость. К сожалению состарились, ушли из жизни многие известные артисты, режиссёры, композиторы. Парадоксально, но большинство актёров из любимых нами советских сказок трагически окончили жизнь. Они уходили в безвестности и нищете. Также и А.Вертинский в своём тексте рассказывает о судьбе Ивана Мозжухина, который раньше был знаменитым актёром и о котором забыли тогда, когда появилось «говорящее кино». Поэт с горечью говорит о том, что «первый актёр российского кино» умирал в бедности и одиночестве. Автор текста сравнивает славу артиста с дымом. Она, по его мнению, «проходит легко и бесследно».
|
|
Типичные ошибки при написании комментария:
• Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пересказом недопустима.
• Сужение комментария до одного предложения, где отражены актуальность проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать,как автор раскрывает проблему,остановиться на микротемах данного текста.
• Формулируется одна проблема, а комментируется другая.
• Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, далеких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразительно-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности,так как это задание уже несколько лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам даётся среди прочих нормативных документов лист с распечатанным заданием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное содержание этого задания.
|
|