Комментарий к проблеме

       Комментарий – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

       Ваш комментарий должен связать сформулированную проблему с авторской позицией, показать ход мысли автора, как именно он раскрывает сформулированную проблему, подводя читателей к определённому выводу. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли проблему, сумели увидеть её аспекты, намеченные автором.

       Выделяют два типа комментария:

Текстуальный Концептуальный
«от текста к действительности» «от действительности к тексту»
Текстуальный комментарий предполагает объяснение структуры текста, следование за автором в раскрытии проблемы, которое включает в себя ответы на следующие вопросы: • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему (какой случай из жизни им описан)? • какими фактами, событиями автор иллюстрирует проблему? • какие поступки совершает герой и как это его характеризует? • какие имена известных людей, факты, события, цитаты и мудрые изречения упоминаются автором в тексте и для чего? • какие высказывания заслуживают особого внимания? Почему? • какие эмоции вызывают у автора опи­санные им события и почему? Концептуальный комментарий предполагает интерпретацию пишу­щим проблемы исход-ного текста (рассмотре­ние ее актуальности и сопоставление различ­ных точек зрения по данному вопросу): • к какой категории относится затрону­тая автором текста проблема (нравст­венная, экологическая, философская, социальная, психологическая)? • актуальна ли эта проблема сегодня? • кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с этой проблемой? • традиционна ли проблема или нова, что стало причиной её появления? • жизнеспособна ли она (прогноз на будущее)? • почему эта проблема привлекла внимание автора? • как автору удается привлечь внимание читателей к данной проблеме? • какой аспект этой проблемы рассматривает автор?
Пример: Автор данного текста рассматривает про­блему отношения человека к войне. Чтобы привлечь внимание читателей к этому вопросу, J1. Андреев приводит разверну­тый монолог героя, который убеждает своего брата в том, что безумие войны способно ли­шить человека его лучших качеств. Его собе­седник сам был участником боевых действий, но стремится поскорее позабыть о том тяже­лом времени. Л. Андреев восхищается мудро­стью этого человека, которой, пройдя через тяжелые испытания, осознал: смысл жизни и радость каждого из нас заключается не в раз­рушении и уничтожении себе подобных, а в свободном созидательном труде, в наслажде­нии творчеством, в заботе о своих детях. Пример: Духовно-нравственная проблема деградации внутренней культуры человека, поднятая автором, актуальна в наше время. Если посмотреть на современное общество, то становится грустно оттого, что люди живут скучной жизнью. Предел интересов – дискотека, компьютер. А спросите подростков, когда они в последний раз были в библиотеке, есть ли дома у них ряды книжных полок и, наконец, читают ли они. Думаю, что с ответом возникнут трудности. А.Вознесенский привлекает внима-ние читателя к данной проблеме, выразив тревогу об оскудении культуры и высказав мысль о том, что истинные ценности жизненно важны для человека. Его беспокоит тот факт, что молодое поколение узнаёт о великих людях из видеокассет, а роман «Война и мир» почти никто не прочитал целиком.

Примечание:

1) Как текстуальный, так и концептуальный комментарий должен осуществляться с опо­рой на прочитанный текст. Нельзя пускаться в общие рассуждения по проблеме, отрываясь от текста. Помните, вы комментируете не проблему вообще, а именно то, как автор понимает эту проблему.

2) Комментарий - не пересказ, не цитирование, а анализ постижения авторской логики в раскрытии проблемы данного текста.

Речевые клише для введения текстуального комментария:

ü Автор раскрывает проблему на примере…

ü В качестве примера автор рассматривает…

ü Поступок героя свидетельствует о том…

ü Автор заставляет читателя задуматься над…

ü Автор текста обращает внимание на…

ü Автор осуждает/одобряет поступок героя/героев…

ü Автор сочувствует своему герою…

ü Автор доказывает, что…

ü Автор искренне восхищён/огорчён (чем)…

ü Автор по-настоящему встревожен тем, что…

ü Симпатии автора на стороне (кого)…

ü Автор приводит нас к выводу о том, что…

Речевые клише для введения концептуального комментария:

ü Нравственная проблема (чего) – одна из актуальных проблем нашего времени.

ü Экологическая проблема (чего), поднятая автором, приобрела актуальность в последние десятилетия.

ü Социальная проблема (чего), которую рассматривает автор в данном тексте, имеет многовековую историю.

ü Философская проблема (чего) является жизненно важной.

ü Эта морально-этическая проблема исчезнет вместе с человечеством.

ü Актуальность этого вопроса не подлежит сомнению. Психологами давно доказано:...

ü Каждый из нас не раз сталкивался с этой проблемой (где, когда).

ü Как и большинство из нас, автор считает, что…

ü Автор привлекает внимание читателя к данной проблеме, рассказав о том, что…

ü Автор подробно рассматривает …

ü Автор обращает наше внимание на…

ü Автор убеждает нас в том, что…

 

Фрагмент сочинения (текстовый комментарий):

Ю. Цетлина волнует проблема истинного человеческого благородства. Он рассуждает о том, какого человека можно назвать благородным, какие черты присущи данному типу людей. Автор по-настоящему встревожен тем, что в наши дни благородный человек – большая редкость. Ведь благородные поступки – это деятельность, направленная прежде всего на помощь людям, деятельность, основанная на чуткости к их проблемам. Ю. Цетлин в предложенном для анализа тексте приводит яркий пример поистине благородного человека – Дон Кихота. Через образ всем известного литературного героя автор статьи показывает, что желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства, та основа, на которой строится выдающаяся личность.

Фрагмент сочинения (концептуальный комментарий):

Нравственная проблема забвения выдающихся личностей, поднятая поэтом и композитором XX века, приобрела актуальность в последние годы. Большинство из нас в детстве воспитывалось на добрых, поучительных сказках Роу, Птушко. Детьми мы влюблялись в актёров фильмов, хотели им подражать. Но сейчас мы не задумываемся над тем, как сложилась судьба тех, кто дарил нам радость. К сожалению состарились, ушли из жизни многие известные артисты, режиссёры, композиторы. Парадоксально, но большинство актёров из любимых нами советских сказок трагически окончили жизнь. Они уходили в безвестности и нищете. Также и А.Вертинский в своём тексте рассказывает о судьбе Ивана Мозжухина, который раньше был знаменитым актёром и о котором забыли тогда, когда появилось «говорящее кино». Поэт с горечью говорит о том, что «первый актёр российского кино» умирал в бедности и одиночестве. Автор текста сравнивает славу артиста с дымом. Она, по его мнению, «проходит легко и бесследно».

Типичные ошибки при написании комментария:

• Подробный пересказ исходного текста и его обширное цитирование приводят к снижению баллов при оценивании этого критерия. Подмена комментария простым пе­ресказом недопустима.

• Сужение комментария до одного предложения, где отражены актуальность проблемы и характеристика ее как социальной, нравственной или философской. Помните: при комментарии необходимо показать,как автор раскрывает проблему,остановиться на микротемах данного текста.

• Формулируется одна проблема, а комментируется другая.

• Ошибочной является рекомендация, встречаемая в последнее время в публикациях, да­леких от ФИПИ: обращение к средствам выразительности рассматривается как один из способов комментирования проблемы. Это возможно при условии, если изобразитель­но-выразительные средства помогают определить авторскую позицию. Не следует в сочинении при комментировании проблемы писать о средствах выразительности,так как это задание уже несколько лет как вынесено в задание В. При проверке эссе экспертам даётся среди прочих нормативных документов лист с распечатанным зада­нием В8, для того чтобы не учитывать в работе учащихся полностью переписанное со­держание этого задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: