Речевое оформление сочинения

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

(логические ошибки, наблюдаемые в рамках текста)

       К логическим ошибкам относят те, которые связаны со смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логичность на уровне всего сочинения предполагает соответствие композиционным особенностям выбранного жанра (наличие вступления, основной части, заключения, между которыми должны быть переходы). Особую роль в построении текста играет абзац.

       Высшая оценка (2 балла) ставится в случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения:

- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

- в работе нет нарушений абзацного членения текста.

По данному критерию снижаются баллы, если:

· имеются случаи нарушения абзацного членения текста;

· при рассуждении аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств;

· при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;

· нарушается логичность в построении предложений;

· вместо сочинения даны отдельные, не связанные друг с другом высказывания.

Помните!  Каждая новая мысль выносится в отдельный абзац!

Виды логических ошибок:

Ø подмена понятий (например, вместо слова «проблема» используется «тема»);

Ø нарушение причинно-следственных отношений (например: Вскоре пришла весна, так как морозы прекратились);

Ø нарушение логики развёртывания мысли или отсутствие связи между предложениями (например, при комментировании говорится, что проблема, поднятая в тексте, является актуальной, а далее эта мысль не доказывается. Другой пример: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным персонажем.);

Ø двусмысленность, неясность высказывания (например: Многие люди теряются из-за отсутствия информации на улице и в магазинах (теряются: пропадают или стоят в растерянности?)).

К6. Точность и выразительность речи

       В числе основных качеств хорошей речи выделяются следующие показатели: точность, уместность, выразительность, богатство, логичность, чистота.

       Наличие в работе речевых и грамматических ошибок не могут свидетельствовать о точности речи, поэтому и дают снижение по данному критерию.

       В хорошей речи нет места просторечным словам, диалектизмам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.

       Речь небогатая отличается ограниченным объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений, в которых в качестве средства связи чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимами, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.

       Высший балл по этому критерию не ставится, если в работе присутствуют речевые ошибки, то есть высший балл по критерию К6 ставится, если высший балл (2 балла) полечен по критерию К10.

 

К7. Орфографические ошибки

Орфографическая ошибка - неправильное написание слова, допущенное на письме. Различаются однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:

• однотипные – ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки ис­правляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой;

Примечание: не считаются однотипнымиошибки, допущенные в словах с проверяемы­ми гласными и согласными в корне.

• повторяющиеся - ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.

Грубые и негрубые орфографические ошибки. К негрубым орфографическим ошибкам традиционно относятся:

• исключения из правил;

• строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;

• не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;

• слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающи­ми в роли сказуемых;

• различение НЕ и НИ в оборотах никто иной не...; ничто иное не...; не кто иной, как...; не что иное, как..., а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;

• написание собственных имен нерусского происхождения;

• написании И и Ы после приставок.

Другие виды ошибок:

• графические ошибки (при проверке не учитываются) - разновидность ошибок, свя­занных с графикой (различные приемы сокращения слов, использование пробелов ме­жду словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).

• описки - ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью на­писания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок.

К опискам относятся:

• пропуски букв;

• перестановки букв;

• замены одних букв другими;

• добавление лишних букв.

 

К9. Пунктуационные ошибки

Пунктуационные ошибки – ошибки,  связанные  с  нарушением  пунктуационных  правил.  

2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.

К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:

• употребление одного знака препинания вместо другого;

• пропуск одного из двойных знаков препинания;

• нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из соче­тающихся знаков.

Не относится к ошибкам авторская пунктуация. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: