К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
(логические ошибки, наблюдаемые в рамках текста)
К логическим ошибкам относят те, которые связаны со смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения. Логичность на уровне всего сочинения предполагает соответствие композиционным особенностям выбранного жанра (наличие вступления, основной части, заключения, между которыми должны быть переходы). Особую роль в построении текста играет абзац.
Высшая оценка (2 балла) ставится в случае, если работа экзаменуемого характеризуется смысловой цельность, речевой связностью и последовательностью изложения:
- логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;
- в работе нет нарушений абзацного членения текста.
По данному критерию снижаются баллы, если:
· имеются случаи нарушения абзацного членения текста;
· при рассуждении аргументы не подтверждают тезис, пропущено важное звено в цепи доказательств;
|
|
· при изложении собственной позиции используются противоречащие друг другу утверждения;
· нарушается логичность в построении предложений;
· вместо сочинения даны отдельные, не связанные друг с другом высказывания.
Помните! Каждая новая мысль выносится в отдельный абзац!
Виды логических ошибок:
Ø подмена понятий (например, вместо слова «проблема» используется «тема»);
Ø нарушение причинно-следственных отношений (например: Вскоре пришла весна, так как морозы прекратились);
Ø нарушение логики развёртывания мысли или отсутствие связи между предложениями (например, при комментировании говорится, что проблема, поднятая в тексте, является актуальной, а далее эта мысль не доказывается. Другой пример: Из Митрофанушки Простакова воспитала невежественного грубияна. Комедия «Недоросль» имеет большое значение в наши дни. В комедии Простакова является отрицательным персонажем.);
Ø двусмысленность, неясность высказывания (например: Многие люди теряются из-за отсутствия информации на улице и в магазинах (теряются: пропадают или стоят в растерянности?)).
К6. Точность и выразительность речи
В числе основных качеств хорошей речи выделяются следующие показатели: точность, уместность, выразительность, богатство, логичность, чистота.
Наличие в работе речевых и грамматических ошибок не могут свидетельствовать о точности речи, поэтому и дают снижение по данному критерию.
В хорошей речи нет места просторечным словам, диалектизмам, вульгаризмам, жаргонным и бранным словам и выражениям.
Речь небогатая отличается ограниченным объёмом словаря, неточным словоупотреблением, синтаксическим однообразием. Обычно она состоит из коротких однотипных предложений, в которых в качестве средства связи чаще всего используется лексический повтор, так как ни синонимами, ни другими средствами связи пишущий не владеет. Такая речь не может точно передать смысл высказывания и оказать воздействие на читателя: выразительные средства языка в ней, как правило, отсутствуют.
|
|
Высший балл по этому критерию не ставится, если в работе присутствуют речевые ошибки, то есть высший балл по критерию К6 ставится, если высший балл (2 балла) полечен по критерию К10.
К7. Орфографические ошибки
Орфографическая ошибка - неправильное написание слова, допущенное на письме. Различаются однотипные и неоднотипные орфографические ошибки:
• однотипные – ошибки на одно и то же орфографическое правило. Эти ошибки исправляются, но при подсчете общего количества допущенных ошибок считаются 3 за 1, каждая последующая считается самостоятельной ошибкой;
Примечание: не считаются однотипнымиошибки, допущенные в словах с проверяемыми гласными и согласными в корне.
• повторяющиеся - ошибки в одном и том же повторяющемся слове или в корне однокоренных слов. Эти ошибки также считаются за одну.
Грубые и негрубые орфографические ошибки. К негрубым орфографическим ошибкам традиционно относятся:
• исключения из правил;
• строчная и прописная буквы в собственных наименованиях;
• не регулируемые правилами слитные и раздельные написания наречий;
• слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемых;
• различение НЕ и НИ в оборотах никто иной не...; ничто иное не...; не кто иной, как...; не что иное, как..., а также во фразах типа: Куда только он не обращался! Куда только он ни обращался, никто не мог дать ему ответ;
• написание собственных имен нерусского происхождения;
• написании И и Ы после приставок.
Другие виды ошибок:
• графические ошибки (при проверке не учитываются) - разновидность ошибок, связанных с графикой (различные приемы сокращения слов, использование пробелов между словами, различные подчеркивания, шрифтовые выделения).
• описки - ошибки, вызванные невнимательностью пишущего или поспешностью написания. Они исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при подсчете ошибок.
К опискам относятся:
• пропуски букв;
• перестановки букв;
• замены одних букв другими;
• добавление лишних букв.
К9. Пунктуационные ошибки
Пунктуационные ошибки – ошибки, связанные с нарушением пунктуационных правил.
2 негрубые пунктуационные ошибки считаются за 1.
К негрубым пунктуационным ошибкам относятся:
• употребление одного знака препинания вместо другого;
• пропуск одного из двойных знаков препинания;
• нарушение последовательности сочетающихся знаков или пропуск одного из сочетающихся знаков.
Не относится к ошибкам авторская пунктуация. Понятие об однотипных ошибках не распространяется на пунктуационные ошибки.