Причины потери культуры своей целостности

Техническое оснащение поначалу рождало самые радужные надежды. Казалось, благодаря мощным техническим средствам культура может гораздо раньше, глубже и эффективнее социа­лизировать человека. Но основные ожидания «культурного взлета» оказались не реализованными. Более того, социологи установили, что культура человека начинает терять свою цело­стность и становится «мозаичной». Все большую роль в созда­нии «картины мира» рядового человека играет сегодня то, что он прочтет на афише, увидит в кино или по телевидению, по­черпнет из газет, пролистав их по дороге на работу, или узнает из разговоров с сослуживцами и соседями.

 

Понятие и сущность массовой культуры

Научно-техническая революция стимулировала широкое распространение массовой культуры. Сама идея массовой культуры возникает в 20-х годах в рамках доктрины массового об­щества. Теория массового общества исходит из того, что в XX в. классовая поляризация исчезает и главенствующую роль в историческом процессе начинает играть «масса». Понятие «масса» имеет не только количественные характеристики (большинство общества), но и качественные: обезличенность, преобладание чувства, утрата интеллекта и личной ответствен­ности за свои решения и поступки. Согласно Тарду и Лебону, общество делится на массу (или толпу), не понимающую сути происходящего, публику, которая кое-что понимает, и элиту, имеющую доступ к высшим культурным ценностям. Отсюда «массовым» называют такое общество, в котором человек стано­вится безликим элементом социальной машины, «винтиком», по­догнанным под ее потребности. А массовой культурой называют то, что противостоит подлинной культуре.

Суть массовой культуры состоит в том, что она создается для целей потребления. Главная ее функция - развлекательно-компенсаторная. Это культура, лишенная внутреннего источника развития и функционирующая на основе социального заказа. Она является массовой по объему, т. е. охвату аудитории, и по време­ни, т. е. производится постоянно, изо дня в день. В массовой культуре получает гипертрофированное выражение одна из сторон культуры - адаптивная, причем в облегченном, поверхностном варианте. В результате массовая культура превращается в особый вид бизнеса, при этом она не столько потребляется человеком, сколько потребляет самого человека, заслоняя от него и заменяя ему другие пласты культуры. Типичным примером массовой культуры могут служить бесконечные телевизионные сериалы, так называемые мыльные оперы.

 

Китч – концентрированное воплощение массовой культуры

Самое концентрированное воплощение массовой культуры - китч (халтура, безвкусица, штамп). Он возникает в период массовой урбанизации как ответ на запрос деревенского жителя, перебравшегося в город и лишенного своей привычной среды обитания. Задача китча - создание иллюзии счастья. Имен­но широкое распространение китча привело западных социологов к выводу о том, что может наблюдаться обратная зависимость между материальным и культурным уровнем населения: доста­точно быстрое массовое повышение уровня жизни сопровождает­ся уменьшением духовных запросов.

 

Дифференциация групп по культурному признаку

Период 60-х годов можно назвать переломным для содер­жательной стороны массовой культуры на Западе. Бунт молодежи в западноевропейских странах показал, что массовая культура воздействует на человека не очень эффективно, так как она «безадресна», рассчитана сразу на всех.. Был сделан вы­вод о том, что одни и те же общественные идеалы следует до­водить до различных социальных групп (возрастных, профес­сиональных, территориальных и т. д.) различными способами. И перед социологами встали следующие задачи: дифференцировать группы по культурному признаку; выделить их особый круг интересов и найти возможные точки соприкосновения друг с другим; определить пути, способы и средства воздействия на ту или иную группу.

Массовая культура модифицируется с учетом специфических характеристик различных социальных групп. Несколько изменяются и способы ее воздействия: она не только становит­ся более избирательной, технически совершенной, изобрета­тельной, но и использует в качестве своего основного инстру­мента механизм статусного потребления. Так, покупка тех или иных вещей диктуется не столько их техническим» характери­стиками и соображениями функциональности, сколько сообра­жениями престижности.

 

Понятие частичных культур

Если подлинная и массовая культуры различаются по сво­им целям и ценностям, то по отношению к господствующей культуре выделяются суб- и контркулыпуры культуры раз­личных социальных групп: возрастных, профессиональных, территориальных, поселенческих и т. д. Иначе их еще называ­ют частичными культурами. Любая субкультура имеет свои ценности, несколько отличные от общепринятых, особые пра­вила и образцы поведения, стиль одежды, манеру общения. Кроме того, субкультура варьируется в зависимости от харак­тера декларируемых ценностей и стилей жизни, величины группы, разделяющей эти ценности, возрастных особенностей членов группы, а также их готовности к активным действиям по защите своих интересов и образа жизни (так называемая скрытая и открытая агрессивность).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: