Подходы социологического изучения культуры

Неоднозначность трактовки понятия «культура» обуслов­ливает разнообразие подходов при ее социологическом изуче­нии. Социология культуры занимается исследованием социаль­ных закономерностей развития культуры и формами их про­явления в человеческой деятельности, связанной с созданием, усвоением, сохранением и распространением идей, представле­ний, культурных норм и ценностей, образцов поведения, регу­лирующих отношения в обществе, а также между обществом и природой'.

В настоящее время в отечественной и европейской социо­логической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, му­зыки, театра, т. е. социология различных видов искусства, про­блемы межкультурного понимания, диалога и конфликта раз­личных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

В широком смысле социология культуры не просто отрасль социологии, она охватывает всю проблематику общественной жизни, рассматривая ее под своим, специфическим- углом зре­ния. Культурное содержание можно выделить в любой целена­правленной социальной деятельности: труде, быту, политике, здравоохранении, образовании и т. д. В узком смысле социоло­гия культуры имеет свою относительно самостоятельную предметную область, которая локализуется в духовной сфере. При социологическом изучении культуры особое значение имеет ее аксиологический аспект, выделение ценностного ком­понента, что позволяет объединить элементы культуры в сис­тему, обеспечивающую их взаимосвязь на различных уровнях: общества в целом, социальных групп, личностей.

 

Задачи социологического изучения культуры

При социологических исследованиях культуры необходимо решить сле­дующие задачи: а) определить репрезентативные идеи; б) уста­новить их производителя; в) выяснить каналы и средства их распространения; г) оценить влияние идей на формирование и распад социальных групп, институтов и движений.

 

Различные плоскости деления культуры

В социологии существуют несколько традиционных плоскостей деления

эмпирического анализа культурных явлений.

По субъекту - носителю культуры выделяются общество в целом, нация, класс, другие социальные группы (демогра­фические, территориальные и пр.) или отдельная личность.

Отношения между этими блоками культуры далеко не всегда складываются гармонично. Примером тому могут служить се­годняшние многочисленные конфликты национальных куль­тур, противоречия между общественной и индивидуальной культурами.

По функциональной роли культуру можно подразделить на общую (актуальную), необходимую каждому члену того или иного общества, и специальную, необходимую людям той или иной профессии.

Жестко установленных, четко фиксированных границ меж­ду общей и профессиональной культурами нет. Актуальная культура всегда вариативна, но ее модель задается программой общего среднего образования (общеобразовательные средние школы). Профессиональную культуру, в свою очередь, нельзя отождествлять только с уровнем квалификации. Она требует осознания мировоззренческих основ профессии, включает в себя профессиональную этику и эстетику.

По происхождению (генезису) выделяют народную культу­ру, возникающую в определенной мере стихийно и не имею­щую конкретного «персонифицированного» автора (например, фольклор), и «ученую» культуру, создаваемую интеллигенци­ей, профессионалами; в ней всегда можно четко установить ав­торство.

По видам культуры принято выделять материальную куль­туру (например, культуру производства материальных благ, культуру быта и пр.) и духовную культуру (достижения в об­ласти науки, искусства, а также нравственная, художественная, педагогическая культуры и т. д.).

Деление на материальную и духовную культуру, несомнен­но, в высшей степени условно, тем более что существует це­лый ряд как бы «сквозных» культур: экологическая, физиче­ская и др.

По своему характеру и «целевому назначению» культура бывает религиозной и светской.

 

Закономерности развития культуры

Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.

• Зависимость типа культуры от природных и искусствен­ных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.

• Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или инокультурной традиции) и негативной (отрицание прежнего культурного опыта).

• Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка в других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии экологической.

 

Качественные изменения в науке как новые возможности для производства культурных ценностей

• Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.

Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и техноло­гии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка:

- появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими;

- изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции;

- современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитек­туре и пр.).

 

Формы проявления культуры


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: