Задание и методика выполнения:
Особое место в овладении данным курсом принадлежит самостоятельному чтению и осмыслению текстов художественных произведений, в чем поможет ведение читательского дневника. Читательский дневник ведется в рукописной форме в тетради или блокноте формата А5 и меньше.
Необходимо отразить следующую информацию:
· автор произведения;
· название;
· главные герои;
· краткое содержание со своими заметками;
· цитаты из текста.
Форма записи свободная. Возможна запись в виде таблицы с использованием опорных сигналов, схем и т. п. Записи следует вносить в процессе работы с текстом произведения.
Обязательный раздел «Содержание» составляется по разделам курса в конце семестра при подготовке к зачетам и экзамену.
Форма отчетности: периодические выборочные проверки в течение семестра, обязательная проверка при внутрисеместровой аттестации, на зачете и экзамене.
Самостоятельная работа № 4. Тема «Творческое задание»
Cтудентам предлагается на выбор три типа творческого контрольного задания:
· Художественный анализ произведения зарубежной литературы 1995-2018 гг.). Задание предполагает самостоятельный выбор текста, исходя из читательских интересов студента. Можно выбрать произведение из предложенного списка или свой вариант (в этом случае следует проконсультироваться у преподавателя). Работа может быть представлена в форме доклада, эссе, буктрейлера (презентации).
· Сообщение о творчестве лауреата Нобелевской премии в области литературы (зарубежного автора). Может быть выполнено в виде доклада или компьютерной презентации
· Литература на экране (интерпретация теста художественного произведения средствами киноискусства). Может сопровождаться видеорядом или быть выполнена в виде презентации.
Тестовые задания (примеры из разных вариантов)
Литература – это искусство … (выберите один вариант ответа) 1) жанра 3) слова 2) композиции 4) сюжета |
Назовите основные роды литературы (выберите три варианта ответа) 1) эпос 4) роман 2) лирика 5)комедия 3) сонет 6) драма |
Что, по мнению древних греков, управляет человеческой жизнью (выберите один вариант ответа)? 1) личная воля 2) воля богов 3) судьба (рок) 4) государственные законы. |
Древнегреческий бог-покровитель искусства. 1) Гермес 2) Аполлон 3) Зевс. |
Главный герой какого античного произведения 10 лет скитался по морю, пытаясь попасть домой (выберите один вариант ответа) 1) «Илиада» 3) «Эдип-царь» 2) «Одиссея» 4) «Орестея» |
Кого из названных драматургов принято называть «отцом трагедии», поэтом и идеологом эпохи становления афинской демократии? 1) Софокла 2) Аристофана 3) Эсхила 4)Сенеку |
Кому из героев древнегреческой мифологии суждено было убить родного отца и жениться на матери? 1) Гераклу 2) Оресту 3) Эдипу 4) Ясону. |
Какие из названных литературных явлений возникли на основе культа Прекрасной Дамы (выберете два варианта ответа) 1) рыцарский роман 3) лирика трубадуров 2) лирика вагантов 4) эпическая поэма |
Кто из мудрецов древности был проводником главного героя в поэме Данте «Божественная комедия»? 1) Аристотель 2) Платон 3) Гомер 4) Вергилий. |
Выберите наиболее точное определение гуманизма эпохи Возрождения: 1) Гуманизм – человеколюбие, человечность, сочувственное отношение к чужому горю. 2) Гуманизм – общественное и литературное движение, противостоявшее схоластике и духовному господству церкви, стремившееся к возрождению античного идеала красоты и человечности, человеческая личность становится центром мира. |
Кто из названных литературных героев получил прозвище «рыцарь печального образа» (выберите один вариант ответа) Дон Жуан 3) Гамлет 2) Фауст 4) Дон Кихот |
Направление в западноевропейской культуре XVII-XVIII вв. Возникает в Италии как своеобразная альтернатива идеям и эстетике Ренессанса. Сущность его в трагическом надрыве, разорванности чувств от попытки совместить гуманизм Возрождения со вновь проявившейся средневековой аскезой, представлением о земной жизни как юдоли страдания и испытательном полигоне для души. 1) классицизм 2) барокко 3) реализм |
Характерными идеями эпохи Просвещения, отразившимися в литературе, принято считать следующие (выберите несколько вариантов ответа): 1)вера в Прогресс через Разум; 2) приоритет знаний и личной активности, направленной на достижение личного успеха; 3) все люди сотворены Богом равными, а значит имеют равные права; 4) отказ от земных радостей, умерщвление плоти. |
Назовите тех писателей, творчество которых НЕ относят к литературе английского Просвещения (выберите несколько вариантов ответа). 1) Вольтер 2) Дидро. 3) Свифт 4) Бальзак 5) Филдинг 6) Дефо |
Какая причина побудила главного героя трагедии Гете «Фауст» заключить договор с чертом (выберите один вариант)? 1) жажда опыта и знаний 2) жажда власти 3) жажда денег 4) любовь |
Какие из названных черт характерны для романтической литературы (выберите несколько вариантов ответа): 1) воссоздание объективной реальности, документальность; 2) исключительный герой; 3) двоемирие; 4) интерес к внутреннему миру человека; |
К поэтам «озерной школы» (лейкистам) НЕ относят 1) В. Вордсворта 2) С. Колриджа 3) Э. Т. А. Гофмана 4) Р. Саути |
Что формирует героя в реалистической литературе XIX века (выберите один вариант ответа) 1) общество 3) природа 2) гены 4) божественное провидение |
Создателем жанра исторического романа считают 1) В. Скотта 2) Ф. Стендаля 3) Б. Шоу |
В какую историческую эпоху происходит основное действие романа В.Гюго «Собор парижской Богоматери»? 1) Средние века 2) Античность 3) XVIII. |
Из скольких песен состоит поэма Байрона «Паломничество Чайльд-Гарольда»? 1) 2 2) 4 3) 5 |
На какой фабрике Кармен напала на девушку-работницу? 1)кондитерской 2)швейной 3)сигарной |
О ком из героев романа «Госпожа Бовари» говориться в последней строке романа? 1) аптекаре Оме 2) Шарле Бовари 3) Берте |
Представителям каких литературных школ рубежа XIX-XX вв. принадлежат данные высказывания?) а) Искусство – зеркало, отражающего того, кто в него смотрит, а вовсе не жизнь….Всякое искусство абсолютно бесполезно. Б) Современный роман должен уподобиться «клинической истории» (истории болезни), писатель должен показывать «кусок жизни». 1) натурализм 2) эстетизм 3) классицизм |
У истоков «новой драмы» рубежа 19-20 вв. стояли 1) Г Ибсен, 2) Б. Шоу, 3) В. Гюго. Кто лишний? |
Какое историческое событие стало причиной возникновения литературы «потерянного поколения» (выберите один вариант ответа) 1) Великая Отечественная война 2) Великая Французская буржуазная революция 3) Первая мировая |
а) Творческий принцип, на основе которого характеры и обстоятельства в художественном произведении объясняются социально-исторически (социально детерминированы). б) Широкое культурное течение, в чью орбиту последние два десятилетия попадают философия, эстетика, искусство и гуманитарные науки. Несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в торжество Разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов можно считать его отождествление с именем эпохи «усталой», «энтропийной» культуры, отмечена эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Модернистской установке е на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь опыт мировой художественной культуры путем иронического цитирования… 1) реализм 2) постмодернизм 3) сентиментализм |
В каком произведении ХХ века дети, попавшие на необитаемый остров, превращаются в дикарей и совершают убийство? 1) «Повелитель мух» 2) «Степной волк» 3) «Превращение» |
Составитель Терпугова Т.Г
кандидат культурологии, доцент