Точка отсчета». Итоги социально-экономического развития Вольского муниципального района

От ________ г.                        № _________                                 г. Вольск

 

«Об утверждении Стратегии

социально-экономического развития  

Вольского муниципального района до 2030 года».

         

    В соответствии Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ст. 19 Устава Вольского муниципального района Вольское муниципальное Собрание

РЕШИЛО:

1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года, согласно приложения.

2.  Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Главу Вольского муниципального района.

3. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания, подлежит  опубликованию и размещению на официальном сайте администрации Вольского муниципального района.

Глава

Муниципального района                                          В.Г. Матвеев

Председатель Вольского

Муниципального Собрания                                     О. А. Кирсанова   

СОГЛАСОВАНО:

Матвеев В.Г.

 

Бондаренко Л.В.

 

Алексеева Я.А.

 

РАЗОСЛАТЬ:

 

Управление экономики, промышленности и инвестиционной деятельности

МУИЦ Вольская жизнь

Сектор по информационно-аналитической работе и общественными объединениями

 

         

Приложение к Решению

Вольского муниципального Собрания

от_____________ № ________

Стратегия

Социально-экономического развития Вольского муниципального района  

До 2030 года

  Общие положения  
1. Стратегический анализ  
1.1 Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования  
1.2 «Точка отсчета». Итоги социально-экономического развития Вольского муниципального района  
2. Стратегические цели и приоритеты  
2.1 Видение будущего и генеральная цель  
2.2 Основные этапы реализации стратегии  
2.3 Стратегические приоритеты:  
2.3.1 Промышленность  
2.3.2 Сфера услуг и потребительский рынок  
2.3.3 Инвестиционная среда  
2.3.4 Бюджет и межбюджетные отношения  
2.3.5 Образование  
2.3.6 Культура  
2.3.7 Физическая культура и спорт  
2.3.8 Молодёжная политика  
2.3.9 Туризм  
2.3.10 Здравоохранение  
2.3.11 Строительство  
2.3.12 Состояние жилого фонда и обеспечение граждан жильем  
2.3.13 Состояние и качество инфраструктур жизнеобеспечения  
2.3.14 Деятельность органов местного самоуправления  
2.3.15 Автоматизация деятельности органов местного самоуправления  
2.3.16 Сельское хозяйство  
2.4 Сценарии развития и обоснование выбора основного  
3. Система мер, обеспечивающих реализацию стратегии  
4. Актуализация стратегии  
5. Показатели достижения целей социально-экономического развития Вольского муниципального района, ожидаемые результаты реализации стратегии.  

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально- экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 56-ОЗ «О стратегическом планировании в Саратовской области».

Стратегия разработана с учетом главных ориентиров развития страны, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, и приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы, выделенных Правительством Саратовской области, исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р), указах Президента Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года), отраслевых документах стратегического планирования.

В соответствии с поставленной целью Стратегия предусматривает:

- определение системы стратегических приоритетов социально- экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Вольского муниципального района, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияния внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;

- формирование пространственной модели экономического роста;

- этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;

- систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.

Стратегия представляет собой глобальное видение будущего облика Вольского муниципального района и путей достижения поставленных целей. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий по реализации Стратегии.

Стратегия является основой для разработки муниципальных программ Вольского муниципального района.

СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования.

 

Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на муниципальном  уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического

развития Вольского муниципального района.

Усиление конкуренции усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой. По мере замедления экономического роста всё более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами.

Все они нашли свое проявление и в экономике Вольского района, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.

Данные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в целом на основе реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.

Точка отсчета». Итоги социально-экономического развития Вольского муниципального района.

Территория Вольского муниципального района является неотъемлемой частью Саратовской области и заключается в границах, закрепленных действующим административно-территориальным устройством области.

   Муниципальный район обладает ресурсами социально-экономического развития, связанными как с городом Вольском, так и прилегающими территориями. Эти ресурсы способны обеспечить не только поступательное развитие города, но могут рассматриваться в качестве факторов стабилизации экономики и повышения уровня жизни населения, а также в качестве активных «точек отсчета».

  Город Вольск - административный центр Вольского муниципального района, пятый по численности населения город Саратовской области. Крупный центр цементной промышленности России.

 1. Экономико-географическое положение

Ресурсы Возможности
· близость к крупным городам области: Саратов–130 км, Балаково-45 км; · район граничит с 6 районами области: Хвалынским, Балаковским, Марксовским, Воскресенским, Саратовским, Базарно- Карабулакским; · район  граничит  с Ульяновской областью; · через территорию района проходит трасса республиканского значения, связывающая его с Москвой, Самарой и др. регионами; · район расположен на правом берегу р. Волга; · наличие автодорожного перехода через Волгу по плотине ГЭС (на границе с Балаковским районом); · наличие узловой железнодорожной станции (Сенная); · военный аэродром; · 2 вертолетные площадки. · становление муниципального района как одного из крупных административных, экономических, культурных центров;     · перевозки пассажиров и грузов; · связь с промышленными центрами России: Москвой, Западным Уралом, Прибалтикой. · выход к Белому и Черному морям; · использование военных объектов в хозяйственных целях.

 

 

 

2. Природные богатства

Преимущества

Возможности

· черноземный тип почвообразования; · общая площадь – 384 тыс. га, в т. ч. сельхозугодья – 221 тыс. га; из них пашня – 127 тыс. га, земли населенных пунктов – 23 тыс. га; лесные угодья – 98 тыс. га; водные ресурсы – 14 тыс. га; · наличие 7 месторождений мела, 6 месторождений цементного и 3 кирпично-черепичного сырья; · обеспеченность запасами сырья от 10 до 200 лет; · большой   запас подземных вод; · источники минеральных вод; · привлекательность природной среды.

· возделывания сельхозугодий;

· использования дешевых

       гидроресурсов;

· ведения  орошаемого земледелия;

· переработки сельскохозяйственной продукции;

· воспроизводство, промышленная эксплуатация лесных территорий;

· развития лесоперерабатывающей промышленности;

· развития предприятий отрасли        строительных материалов;

· развития промышленного и гражданского строительства;

· использования воды в лечебных и питьевых целях;

· развития санаторно-курортного лечения;

· развития туризма.

3. Население

Преимущества

Возможности

·  численность экономически активного населения составляет 60 %; · наличие квалифицированных кадров; · низкая стоимость рабочей силы

· использования подготовленного, трудоспособного, сравнительно молодого населения.

4. Культура

Преимущества

Возможности

· богатое культурно-историческое наследие;

· развитая многонациональная культура;

· заинтересованность местной

администрации в расширении                  инфраструктуры культурных учреждений на территории района.

· насыщения культурно-туристическими маршрутами;

· развития туризма для граждан всех возрастов не только муниципалитета, но и России в целом;

 

5. Инженерная инфраструктура

Преимущества

 

Возможности

· все населенные пункты муниципалитета соединены с районным центром дорогами с твердым покрытием (протяженность автодорог – 580 км);

· протяженность газопровода 1140 км.;

· доля газификации населенных пунктов составляет 90 %;

· в городе и поселениях действует устойчивая сотовая связь, почта, телеграф, телефон, «Интернет»

· увеличения охвата мобильной телефонной связью; · увеличение клиентов мобильной сотовой связи; · развития телекоммуникаций; · развития альтернативных систем связи.

6. Социальная сфера

Преимущества

Возможности

· экономико-географическое положение;

· целебные природные источники;

· развита сеть социального обслуживания населения;

· развита сеть лечебных и санаторно–курортных учреждений;

· наличие детских домов-интернатов, реабилитационных центров, домов для престарелых;

· создания хосписа, частной сети социального обслуживания; · развития адресной помощи малоимущим слоям населения; · развития обслуживающих предприятий малого бизнеса.  

7. Жилищная сфера

Преимущества

Возможности

· высокий уровень благоустройства жилищного фонда;

· участие муниципального образования в федеральных целевых программах.

· наличие участков, строительных   

       площадок.

 

· реформирования системы управления ЖКХ;

· создания конкурентного рынка

     жилищно-коммунальных услуг;

· создание рынка вторичного и

      социального жилья;

· строительство нового жилья;

выгодного использования центрального положения муниципального района в совокупности с развитой инфраструктурой.

8. Высокий научный потенциал учебных заведений

Преимущества

Возможности

· развита сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений;

· уделения большого внимания дополнительному образованию детей;

· очень насыщена система профессионально-технического, среднего специального и высшего образования;

· сосредоточение научных учреждений военного комплекса;

· достаточно развита инфраструктура современных информационных технологий, телефонная связь, средства массовой информации;

· наличие высококвалифицированных кадров, производственных площадок и мощностей, научно-исследовательских институтов.

· развития платных услуг;

· обеспечения кадрами, подготовка которых производится в зависимости от спроса на рынке труда;

· реализации инновационных и

       наукоемких проектов;

· создания технопарков.

9. Финансовый сектор Городская среда

Преимущества

Возможности

· востребованность;

· стимулирование местного производства;

· снятие социальной напряженности.

 

· применение новых технологий;

· реализация новых "зарплатных" проектов;

· развитие ипотечного кредитования

 10. Городская среда

Преимущества

Возможности

· возможность получить производственные, юридические, информационные и прочие деловые услуги на современном уровне;

· мобильность предприятий и частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса;

охрана окружающей среды и экологическое благоустройство района.

· расширения видов услуг;

· развития предприятий обслуживающих производств;

· развития туристической индустрии;

· строительства очистных сооружений;

 

         

 

В состав Вольского муниципального района входят:

Наименование

Ед. изм.

Всего

В том числе:

город село
1 Количество муниципальных образований ед. 15 1 14
2 Количество сельских населенных пунктов ед. 65    

 

Численность населения Вольского муниципального района по состоянию на 1 января 2017 года составила 89,7 тыс.человек. Доля городского населения по итогам 2016 года составила 78,4 тыс. человек  (город Вольск и р.п. Сенной), в сельской местности проживает 11,3 тыс.человек.

Показатели рождаемости по Вольскому району стабильны. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом показатель не изменился и составил 10,2 на 1000 человек населения.

Показатель смертности не значительно снизился  (на 3 %), и составил 15,1 на 1000 человек населения.

 




double arrow
Сейчас читают про: