От ________ г. № _________ г. Вольск
«Об утверждении Стратегии
социально-экономического развития
Вольского муниципального района до 2030 года».
В соответствии Федеральным законом от 28.06.2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», ст. 19 Устава Вольского муниципального района Вольское муниципальное Собрание
РЕШИЛО:
1. Утвердить Стратегию социально-экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года, согласно приложения.
2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на Главу Вольского муниципального района.
3. Настоящее решение вступает в силу с момента подписания, подлежит опубликованию и размещению на официальном сайте администрации Вольского муниципального района.
Глава
Муниципального района В.Г. Матвеев
Председатель Вольского
Муниципального Собрания О. А. Кирсанова
СОГЛАСОВАНО:
Матвеев В.Г.
Бондаренко Л.В.
Алексеева Я.А.
РАЗОСЛАТЬ:
Управление экономики, промышленности и инвестиционной деятельности
МУИЦ Вольская жизнь
Сектор по информационно-аналитической работе и общественными объединениями
Приложение к Решению
Вольского муниципального Собрания
от_____________ № ________
Стратегия
Социально-экономического развития Вольского муниципального района
До 2030 года
| Общие положения | ||
| 1. | Стратегический анализ | |
| 1.1 | Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования | |
| 1.2 | «Точка отсчета». Итоги социально-экономического развития Вольского муниципального района | |
| 2. | Стратегические цели и приоритеты | |
| 2.1 | Видение будущего и генеральная цель | |
| 2.2 | Основные этапы реализации стратегии | |
| 2.3 | Стратегические приоритеты: | |
| 2.3.1 | Промышленность | |
| 2.3.2 | Сфера услуг и потребительский рынок | |
| 2.3.3 | Инвестиционная среда | |
| 2.3.4 | Бюджет и межбюджетные отношения | |
| 2.3.5 | Образование | |
| 2.3.6 | Культура | |
| 2.3.7 | Физическая культура и спорт | |
| 2.3.8 | Молодёжная политика | |
| 2.3.9 | Туризм | |
| 2.3.10 | Здравоохранение | |
| 2.3.11 | Строительство | |
| 2.3.12 | Состояние жилого фонда и обеспечение граждан жильем | |
| 2.3.13 | Состояние и качество инфраструктур жизнеобеспечения | |
| 2.3.14 | Деятельность органов местного самоуправления | |
| 2.3.15 | Автоматизация деятельности органов местного самоуправления | |
| 2.3.16 | Сельское хозяйство | |
| 2.4 | Сценарии развития и обоснование выбора основного | |
| 3. | Система мер, обеспечивающих реализацию стратегии | |
| 4. | Актуализация стратегии | |
| 5. | Показатели достижения целей социально-экономического развития Вольского муниципального района, ожидаемые результаты реализации стратегии. |
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Нормативной правовой основой разработки Стратегии социально- экономического развития Вольского муниципального района до 2030 года (далее - Стратегия) являются Федеральный закон от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» и Закон Саратовской области от 28 апреля 2015 года № 56-ОЗ «О стратегическом планировании в Саратовской области».
Стратегия разработана с учетом главных ориентиров развития страны, обозначенных Президентом Российской Федерации В.В. Путиным, и приоритетных направлений развития экономики и социальной сферы, выделенных Правительством Саратовской области, исходит из целевых ориентиров, заданных в программных документах федерального уровня: Концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 года № 537), Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 года № 2227-р), указах Президента Российской Федерации, Основных направлениях деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года (утверждены Председателем Правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым 14 мая 2015 года), отраслевых документах стратегического планирования.
В соответствии с поставленной целью Стратегия предусматривает:
- определение системы стратегических приоритетов социально- экономического развития на основе комплексной оценки стартовых позиций Вольского муниципального района, ее конкурентных преимуществ и потенциала с учетом влияния внешних и внутренних факторов на долгосрочный период;
- формирование пространственной модели экономического роста;
- этапы и механизмы достижения стратегических приоритетов;
- систему индикаторов достижения стратегических приоритетов.
Стратегия представляет собой глобальное видение будущего облика Вольского муниципального района и путей достижения поставленных целей. Детализация действий будет представлена в Плане мероприятий по реализации Стратегии.
Стратегия является основой для разработки муниципальных программ Вольского муниципального района.
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Обоснование необходимости переосмысления принципов и логики стратегического планирования.
Стратегическое видение как непременное условие эффективного управления развитием социально-экономических систем на муниципальном уровне нашло свое воплощение в Стратегии социально-экономического
развития Вольского муниципального района.
Усиление конкуренции усугубилось рядом внешних вызовов. Замедление экономики, наблюдавшееся с середины 2012 года, первоначально было связано с инвестиционной паузой. По мере замедления экономического роста всё более отчетливо стали проявляться структурные проблемы, обусловленные опережающим ростом издержек, прежде всего, связанных с трудовыми ресурсами.
Все они нашли свое проявление и в экономике Вольского района, оказав синергетический эффект, одновременно сокращая и реальные доходы населения, и доходы бюджета, уменьшая налогооблагаемую базу и соответственно сужая возможности для исполнения, в том числе, социальных обязательств.
Данные процессы сопровождались и формированием новой системы стратегического планирования в Российской Федерации в целом на основе реализации Федерального закона от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Таким образом, возникла объективная необходимость переосмысления альтернативных моделей социально-экономического развития, поиска новых подходов к управлению с глобальной переработкой действующих стратегических документов, однако при условии соблюдения принципа преемственности.
Точка отсчета». Итоги социально-экономического развития Вольского муниципального района.
Территория Вольского муниципального района является неотъемлемой частью Саратовской области и заключается в границах, закрепленных действующим административно-территориальным устройством области.
Муниципальный район обладает ресурсами социально-экономического развития, связанными как с городом Вольском, так и прилегающими территориями. Эти ресурсы способны обеспечить не только поступательное развитие города, но могут рассматриваться в качестве факторов стабилизации экономики и повышения уровня жизни населения, а также в качестве активных «точек отсчета».
Город Вольск - административный центр Вольского муниципального района, пятый по численности населения город Саратовской области. Крупный центр цементной промышленности России.
| 1. Экономико-географическое положение | |
| Ресурсы | Возможности |
| · близость к крупным городам области: Саратов–130 км, Балаково-45 км; · район граничит с 6 районами области: Хвалынским, Балаковским, Марксовским, Воскресенским, Саратовским, Базарно- Карабулакским; · район граничит с Ульяновской областью; · через территорию района проходит трасса республиканского значения, связывающая его с Москвой, Самарой и др. регионами; · район расположен на правом берегу р. Волга; · наличие автодорожного перехода через Волгу по плотине ГЭС (на границе с Балаковским районом); · наличие узловой железнодорожной станции (Сенная); · военный аэродром; · 2 вертолетные площадки. | · становление муниципального района как одного из крупных административных, экономических, культурных центров; · перевозки пассажиров и грузов; · связь с промышленными центрами России: Москвой, Западным Уралом, Прибалтикой. · выход к Белому и Черному морям; · использование военных объектов в хозяйственных целях. |

| 2. Природные богатства | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · черноземный тип почвообразования; · общая площадь – 384 тыс. га, в т. ч. сельхозугодья – 221 тыс. га; из них пашня – 127 тыс. га, земли населенных пунктов – 23 тыс. га; лесные угодья – 98 тыс. га; водные ресурсы – 14 тыс. га; · наличие 7 месторождений мела, 6 месторождений цементного и 3 кирпично-черепичного сырья; · обеспеченность запасами сырья от 10 до 200 лет; · большой запас подземных вод; · источники минеральных вод; · привлекательность природной среды. | · возделывания сельхозугодий; · использования дешевых гидроресурсов; · ведения орошаемого земледелия; · переработки сельскохозяйственной продукции; · воспроизводство, промышленная эксплуатация лесных территорий; · развития лесоперерабатывающей промышленности; · развития предприятий отрасли строительных материалов; · развития промышленного и гражданского строительства; · использования воды в лечебных и питьевых целях; · развития санаторно-курортного лечения; · развития туризма. | |||
| 3. Население | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · численность экономически активного населения составляет 60 %; · наличие квалифицированных кадров; · низкая стоимость рабочей силы | · использования подготовленного, трудоспособного, сравнительно молодого населения. | |||
| 4. Культура | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · богатое культурно-историческое наследие; · развитая многонациональная культура; · заинтересованность местной администрации в расширении инфраструктуры культурных учреждений на территории района. | · насыщения культурно-туристическими маршрутами; · развития туризма для граждан всех возрастов не только муниципалитета, но и России в целом;
| |||
| 5. Инженерная инфраструктура | ||||
| Преимущества
| Возможности | |||
| · все населенные пункты муниципалитета соединены с районным центром дорогами с твердым покрытием (протяженность автодорог – 580 км); · протяженность газопровода 1140 км.; · доля газификации населенных пунктов составляет 90 %; · в городе и поселениях действует устойчивая сотовая связь, почта, телеграф, телефон, «Интернет» | · увеличения охвата мобильной телефонной связью; · увеличение клиентов мобильной сотовой связи; · развития телекоммуникаций; · развития альтернативных систем связи. | |||
| 6. Социальная сфера | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · экономико-географическое положение; · целебные природные источники; · развита сеть социального обслуживания населения; · развита сеть лечебных и санаторно–курортных учреждений; · наличие детских домов-интернатов, реабилитационных центров, домов для престарелых; | · создания хосписа, частной сети социального обслуживания; · развития адресной помощи малоимущим слоям населения; · развития обслуживающих предприятий малого бизнеса. | |||
| 7. Жилищная сфера | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · высокий уровень благоустройства жилищного фонда; · участие муниципального образования в федеральных целевых программах. · наличие участков, строительных площадок.
| · реформирования системы управления ЖКХ; · создания конкурентного рынка жилищно-коммунальных услуг; · создание рынка вторичного и социального жилья; · строительство нового жилья; выгодного использования центрального положения муниципального района в совокупности с развитой инфраструктурой. | |||
| 8. Высокий научный потенциал учебных заведений | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · развита сеть дошкольных и общеобразовательных учреждений; · уделения большого внимания дополнительному образованию детей; · очень насыщена система профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; · сосредоточение научных учреждений военного комплекса; · достаточно развита инфраструктура современных информационных технологий, телефонная связь, средства массовой информации; · наличие высококвалифицированных кадров, производственных площадок и мощностей, научно-исследовательских институтов. | · развития платных услуг; · обеспечения кадрами, подготовка которых производится в зависимости от спроса на рынке труда; · реализации инновационных и наукоемких проектов; · создания технопарков. | |||
| 9. Финансовый сектор Городская среда | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · востребованность; · стимулирование местного производства; · снятие социальной напряженности.
| · применение новых технологий; · реализация новых "зарплатных" проектов; · развитие ипотечного кредитования | |||
| 10. Городская среда | ||||
| Преимущества | Возможности | |||
| · возможность получить производственные, юридические, информационные и прочие деловые услуги на современном уровне; · мобильность предприятий и частных предпринимателей, малого и среднего бизнеса; охрана окружающей среды и экологическое благоустройство района. | · расширения видов услуг; · развития предприятий обслуживающих производств; · развития туристической индустрии; · строительства очистных сооружений;
| |||
В состав Вольского муниципального района входят:
| Наименование | Ед. изм. | Всего | В том числе: | ||
| город | село | ||||
| 1 | Количество муниципальных образований | ед. | 15 | 1 | 14 |
| 2 | Количество сельских населенных пунктов | ед. | 65 | ||
Численность населения Вольского муниципального района по состоянию на 1 января 2017 года составила 89,7 тыс.человек. Доля городского населения по итогам 2016 года составила 78,4 тыс. человек (город Вольск и р.п. Сенной), в сельской местности проживает 11,3 тыс.человек.
Показатели рождаемости по Вольскому району стабильны. В 2016 году по сравнению с предыдущим годом показатель не изменился и составил 10,2 на 1000 человек населения.
Показатель смертности не значительно снизился (на 3 %), и составил 15,1 на 1000 человек населения.






