Низкий уровень финансовой самостоятельности.
Основная доля доходов консолидированного бюджета района приходится на безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от 57 % в 2013 году до 60,8 % в 2016 году. Доля налоговых и неналоговых доходов в общем объеме доходов составляет 39,8 % в 2012 году, 43 % в 2013 году до 39,2 % в 2016 году. Что свидетельствует о финансовой зависимости района от действий вышестоящего регионального уровня. Большая часть безвозмездных перечислений поступает в бюджет района в виде субсидий и субвенций.
Проводимая бюджетная политика Вольского муниципального района соответствует стратегическим целям развития района и повышения качества жизни граждан.
Бюджетная политика в области расходов направлена на:
- сохранение социальной стабильности в районе;
- решение приоритетных задач социальной сферы;
- безусловное выполнение принятых обязательств;
- повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
Бюджет Вольского района сохраняет свою социальную направленность. Расходы на социальную сферу ежегодно составляют от 85 % до 90 % от общей суммы расходной части бюджета.
|
|
Структура общего объема расходов между основными отраслями бюджетной сферы за рассматриваемый период времени изменилась незначительно. В сумме расходов на социальную сферу основная доля приходится на образование. Если в 2013 году доля расходов на образование составила 82,1 %, то по итогам 2016 года доля составила 85 % от суммы произведенных расходов на социальную сферу.
Расходы на социальную сферу, млн. руб.
Сокращение расходов на здравоохранение связано с изменениями, принятыми на федеральном уровне, в соответствии с которыми произошла реорганизация системы здравоохранения и передача полномочий с муниципального на региональный уровень.
Стратегическими целями в области бюджетной политикиВольского района в период реализации настоящей Стратегиибудут являться:
· полное исполнение принятых обязательств наиболее эффективным способом;
· превращение местного бюджета в эффективный инструмент социально-экономической политики района;
· повышение эффективности управления средствами бюджета.
Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:
· обеспечение устойчивости бюджета;
· увеличение доходной базы бюджета;
· рост бюджетной обеспеченности;
· сосредоточение бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития района.
В планируемом периоде до 2030 года необходимо продолжить работу по концентрации бюджетных расходов Вольского района на приоритетных направлениях, в первую очередь, обеспечивающих достижение параметров «майских» указов Президента России. Должна быть сохранена социальная направленность бюджета. Не увеличивать долговую нагрузку бюджета за счет привлечения кредитных ресурсов. Утверждать бездефицитный бюджет.
|
|
Возможности бюджета
- увеличение собственной доходной базы;
- повышение собираемости налогов, а также эффективность использования муниципального имущества;
- расширение практики привлечения средств вышестоящих бюджетов на реализацию проектов, направленных на экономическое развитие территорий;
- совершенствование системы управления общественными финансами, повышение эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Угрозы
- сокращение доходов бюджета Саратовской области и, как следствие, сокращение объемов межбюджетных трансфертов из областного бюджета в бюджет муниципального района;
- изменение бюджетного законодательства Российской Федерации, предусматривающее снижение нормативов отчислений в бюджет района и поселений.
Межбюджетные отношения являются важным инструментом регулирования бюджетных правоотношений. В целях укрепления доходной базы поселений Вольского района утвержден порядок предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Вольского муниципального района бюджетам городских и сельских поселений района.
На территории Вольского района находятся 15 муниципальных образований, в том числе 1 городское и 14 сельских поселений.
Основным видом межбюджетных трансфертов являются дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, которые направляются на сглаживание диспропорций в уровне бюджетных возможностей и исполнение первоочередных расходов. Порядок расчета уровня бюджетной обеспеченности поселений установлен методикой, утвержденной законом Саратовской области.
Дальнейшее развитие и совершенствование межбюджетных отношений должно быть направлено на повышение заинтересованности поселений района в развитии и укреплении собственной доходной базы.
Приоритетные задачи:
- обеспечение устойчивости бюджетной системы;
- обеспечение сбалансированности, устойчивости бюджета;
- сохранение и развитие налогового потенциала;
- повышение эффективности бюджетных расходов;
- сосредоточение бюджетных расходов на приоритетных направлениях социально-экономического развития района.
Пути реализации:
- формирование долгосрочных бюджетных прогнозов;
- своевременное исполнение бюджетных обязательств;
- повышение эффективности бюджетных расходов при одновременном повышении качества предоставляемых населению муниципальных услуг;
- повышение эффективности использования бюджетных средств за счет поэтапного перехода на программный бюджет;
- выявление и перераспределение внутренних резервов для реализации приоритетных направлений социально-экономического развития Вольского района;
- повышение финансовой прозрачности деятельности органов местного самоуправления на всех стадиях бюджетного процесса.
Ожидаемые результаты:
- сокращение муниципального долга района;
- переход на программный бюджет и увеличение доли расходов бюджета программным методом до 75% в 2020 году
Образование
- По состоянию на 01.01.2016 г. в Вольском районе функционируют 66 муниципальных образовательных учреждений, в том числе:
- - 34 дошкольных;
- - 31 общеобразовательных;
- - 1 учреждение дополнительного образования.
Динамика численности обучающихся в образовательных учреждениях за 2013-2015 годы представлена в таблице:
Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Численность детей в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. человек | 3,86 | 3,87 | 3,88 | 3,90 | 3,98 |
Численность обучающихся общеобразовательных учреждениях (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, тыс. чел. | 7,29 | 7,43 | 7,53 | 7,68 | 7,73 |
|
|
Основные показатели, характеризующие состояние дошкольного образования в Вольском районе отражены в таблице:
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Количество детей дошкольного возраста (1,5-6,5 лет), посещающих ДОУ, чел. | 3814 | 3877 | 3878 | 3886 | 3904 | 3989 |
Охват дошкольным образованием, % | 82 | 84 | 84 | 84 | 84 | 84 |
Очередь в ДОУ, чел. | 390 | 317 | 244 | 235 | 219 | 208 |
Обеспеченность педагогическими кадрами, % | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
- Охват детей дошкольным образованием по состоянию на 01.01.2017г. составил 84% (по состоянию на 01.01.2013 – 84%).
- Все дети от 3 до 7 лет (100%), нуждающиеся в данной услуге, посещают дошкольные учреждения. Актуальная очередь детей в возрасте от двух до трех лет ликвидирована.
- Администрацией Вольского района принимаются меры по обеспечению доступности общего дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, в том числе через альтернативные формы (группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы, адаптированные группы для детей раннего возраста).
Образовательную деятельность осуществляют 31 муниципальное общеобразовательное учреждене, из которых:
- -1 гимназия;
- -1 лицей;
- -17 средних общеобразовательных школ;
- - 1 средния общеобразовательная школа имеет филиал.
- -12 основных общеобразовательных школы, из них 13 имеют структурным подразделением детский сад.
Динамика количества обучающихся и педагогических работников представлена в таблице:
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Количество обучающихся, чел. | 7192 | 7294 | 7435 | 7536 | 7686 | 7734 |
Количество педагогических работников, чел. | 1059 | 1015 | 985 | 1035 | 1035 | 1035 |
Обеспеченность местами в общеобразовательных школах составляет 97% от норматива.
Тем не менее сохраняется перегруженность двух общеобразовательных организаций (МОУ Лицей, МОУ сошс.№47 п. Сенной, 156 школьников обучаются во вторую смену.
Количество обучающихся в общеобразовательных организациях
|
|
- Профильное обучение в 2016 учебном году осуществлялось в 14 общеобразовательных учреждениях г. Вольска. Охват обучающихся 10-11 классов профильным обучением составляет 84 % от их общей численности.
- Количество школ, где осуществляется профильное обучение, остается стабильным. Так, в 2012 г. профильное обучение было организовано в 14 школах с охватом 89,3% обучающихся, в 2013г. - в 14 учреждениях с охватом - 89,3%, в 2014г.- в 14 школах с охватом - 84%.,2015г.- в 14 школах с охватом 84%.
- Для организации инклюзивного образования детей-инвалидов определены 2 базовые школы, в том числе для обеспечения дистанционного обучения детей-инвалидов -1.
- С целью создания в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом, в рамках реализации проекта «Ремонт спортивных залов сельских школ» в 2016 году в МОУ СОШ с. Нижняя Чернавка был отремонтирован спортивный зал и приобретено оборудование (в 2015 г.- в МОУ СОШ с. Куриловка, в 2014г.- в МОУ с. Терса и МОУ СОШ с.Черкасское)
- Система дополнительного образования представлена 1 муниципальным учреждением дополнительного образования.
- В учреждении дополнительного образования занимаются 962 обучающихся, реализуется 7 направлений деятельности, одним из которых является научно - техническое творчество.
- На базе школ также организована работа 612 кружков и секций различной направленности.
- Общий охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию, составляет 86% в общей численности детей
Показатели | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 |
Охват дополнительным образованием, чел. | 6185 | 6273 | 6394 | 6480 | 6609 | 6651 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию | 80,1 | 81,8 | 81,9 | 84,9 | 86% | 90% |
- Удовлетворенность населения качеством дополнительного образования детей в 2016 году - 86% (2012 год – 78,3%).
Основная стратегическая цель развития муниципальной образовательной системы - повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационной экономики, современным потребностям местного сообщества и каждого жителя Вольского района.
Приоритетные задачи развития:
- обеспечение к 2020 году доступности общего дошкольного образования для 100% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет за счет развития инфраструктуры образовательных организаций, развитие негосударственного сектора дошкольного образования, а также его альтернативные формы (группы кратковременного пребывания, семейные дошкольные группы, адаптированные группы для детей раннего возраста);
- модернизации действующих образовательных учреждений ориентированных на обучение в первую смену, строительства корпуса спортивного зала в МОУ Лицей и 6 кабинетов;
- совершенствование системы общего образования, направленное на обеспечение социализации и высоких образовательных достижений каждого школьника с учетом индивидуальных способностей;
- обеспечение к 2030 году доступности дополнительного образования для 100% детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- совершенствование информационной образовательной среды образовательных организаций, внедрение цифровых и электронных средств обучения;
- создание условий для профессионального роста педагогов, а также привлечение молодых специалистов в образовательные организации Вольского района.
Ожидаемые результаты:
- обеспечение к 2020 году доступности дошкольного образования для100% детей в возрасте от 1,5 до 3 лет;
- перевод 100% обучающихся (1-4класов) на обучение в 1 смену (2017-2020г.);
- обеспечение доступности дополнительного образования для 100% детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- обеспечение качества и доступности общего образования на основе государственных образовательных стандартов с учетом вариативности образовательных программ, в том числе для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья;
- увеличение количества педагогов образовательных организаций имеющих высшую и первую квалификационные категории, а также молодых специалистов;
Пути реализации:
- оптимизация сети образовательных организаций;
- открытие на базе дошкольных образовательных организаций групп кратковременного пребывания, консультационных пунктов, адаптированных группы для детей раннего возраста, а также семейных дошкольных групп;
- создание новых мест в общеобразовательных организациях (2017 -2020 годы) и модернизация действующих образовательных учреждений;
- обеспечение вариативности реализуемых образовательных программ;
- обеспечение с 1 сентября 2017 года реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования для 100% общеобразовательных учреждений;
- обеспечение с 1 сентября 2018 года реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования для 100% общеобразовательных учреждений;
- расширение спектра образовательных услуг, учитывающего особенности личностного запроса обучающихся;
- обеспечение позитивной динамики уровня обученности выпускников по результатам независимых экспертиз;
- стабильный рост и расширение сферы предоставляемых образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья;
- активизация работы по раннему выявлению и подготовке школьников к участию в предметных олимпиадах и интеллектуальных конкурсах регионального, всероссийского и международного уровней;
- создание условий обеспечивающих доступность дополнительного образования для 100% детей в возрасте от 5 до 18 лет;
- активизация работы по профориентации учащихся и создание профессионально-ориентированной среды в образовательных учреждениях района;
- создание оптимальных условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогических кадров.
Показатели | 2015 | 2018 | 2025 | 2030 |
Доля детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, получающих услуги по дошкольному образованию | 74,8 | 98 | 100 | 100 |
Доля обучающихся 1-4 классов, обучающихся в первую смену, % | 98,1 | 98,1 | 100 | 100 |
Доля обучающихся 5-9 классов, обучающихся в первую смену, % | 98,2 | 98,2 | 100 | 100 |
Доля детей в возрасте от 5 до 18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию | 84,9 | 89 | 94 | 100 |
Культура
Вольский муниципальный район обладает культурным потенциалом, способным оказать большое влияние на развитие библиотечного и музейного дела, сохранения и использования объектов культурного наследия, художественного образования, художественного творчества.
На 01.01. 2017 г. в районе насчитывается 67 учреждений муниципального уровня:
· МУ Вольский краеведческий музей с 4 отделами;
· МУК «Централизованная библиотечная система», включающая в себя 32 структурных подразделения (Центральная библиотека, Центральная детская библиотека, 8 городских и 22 сельских библиотеки);
· МУК «Централизованная клубная система», в которую входят 3 отдела и 26 структурных подразделений (2 городских и 26 сельских);
· МУДО «ДШИ №1 г. Вольска»;
· МУДО «ДШИ №5 Вольского муниципального района»;
· МУДО «ДШИ р.п. Сенной».
В детских школах искусств обучается 1427человек, что составляет 12%; от общего количества детей Вольского муниципального района. Согласно муниципального задания, все школы укомплектованы высококвалифицированными кадрами. От общего количества учреждений культуры школы дополнительного образования занимают сегмент 5%.
В Вольском районе библиотечное обслуживание граждан осуществляет силами МУК «Централизованная библиотечная система»
Основу деятельности библиотек составляет ее фонд, от качества и полноты которого во многом зависит возможность выполнения информационных, культурных и образовательных функций. В настоящее время совокупность книжного фонда составляет 381 700экземпляров.
Инновационное развитие библиотечного дела осуществлялось в виде формирования электронного каталога и электронной картотеки фонда «ЦБС»:
Центральная библиотека МУК «ЦБС» выполняют функцию методического и информационного центра.
Все библиотеки общедоступны и являются востребованным социальным стандартом, услугами которого пользуются 27 617 читателей, что составляет 31 % жителей г.Вольска и Вольского района. Доля библиотек по городу Вольску и Вольскому району, здания которых находятся в неудовлетворительном состоянии, составляет 10% от общего количества.
Ежегодно повышается доля библиотечных каталогов, переведенных в электронную форму (2,5% согласно дорожной карты).
Вольский краеведческий музей состоит из 4 отделов расположенных в отдельно стоящих зданиях - памятниках архитектуры федерального и регионального значения.
Ежегодно музей посещают более 40 тыс. жителей и гостей города, что составляет 44% жителей. Средний показатель по Саратовской области - 67%. При этом количество выставок, проведенных музеем, составляет 18 единиц
По состоянию на 1 января 2017 года на территории Вольского района расположено 94 объекта культурного наследия, из них 3 - федерального значения (гостиничный комплекс «Гостиный Двор», отдел истории ВКМ, жилой дом с ротондой по адресу: ул. Чернышевского, 65); 43 объекта - регионального значения и вновь выявленных объектов – 48.
В «Реестре памятных (мемориальных) досок защитникам Отечества в годы Великой Отечественной войны» значится 42.
В «Реестре памятных (мемориальных) досок защитникам Отечества, погибшим в ходе локальных войн и конфликтов» -12.
В районе расположено 12 комплексных памятников природы областного значения.
Среднее число культурно-массовых мероприятий на 1 учреждение - 80 единиц.
Износ материальных активов превышает 50%. В 70% объектов учреждений культуры капитальный ремонт не проводился более 10 лет.
Износ музыкальных инструментов составляет 77%. Особая потребность: фортепиано, аккордеоны, домры (малые), баян, рояль, концертный баян, электрогитара, балалайки, электропианино, синтезатор.
Проведена оценка внутренних ресурсов отрасли и её потенциала, обозначены проблемные аспекты. Отрасль испытывает дефицит в высококвалифицированных специалистах, которые обладают профессиональными знаниями менеджмента, инновационного подхода к управлению ресурсами, особенно в сельской местности.
Сложившаяся ситуация обуславливает увеличение стандартной (среднестатистической) нагрузки на действующие учреждения культуры Вольского района и диктует необходимость расширения предоставляемых услуг населению на имеющейся материально-технической базе, кадрового потенциала в системе учреждений культуры разных рангов.
Главная цель:
Согласно Устава Вольского муниципального района, обеспечение прав жителей района на участие в культурной жизни, на доступ к культурным ценностям и информацией в соответствии с современными потребностями и с использованием современных технологий, а также предоставление качественных услуг в сфере культуры, способствующих развитию творческого, культурного, духовного потенциала района. Организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов.
Задачи:
- Формирование эффективной системы художественного образования, способствующей разностороннему развитию и реализации творческого, культурного, духовного потенциала личности, а также выявлению одарённых детей в раннем возрасте для осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств.
- Обеспечение повышения качества культурных услуг, предоставляемых в области библиотечного и музейного дела историко-культурного наследия для удовлетворения потребности населения и предоставления доступа к культурным ценностям и информации.
- Организационно-методическое обеспечение благоприятных условий для развития культурной среды, художественно-творческой, фестивальной и гастрольной деятельности, традиционного народного самодеятельного художественного творчества.
- Обеспечение доступных безопасных и комфортных условий для предоставления муниципальных услуг и реализации функций подведомственных организаций сферы культуры.
- Повышение эффективности муниципального управления в отрасли культуры Вольского района.
Ожидаемые результаты:
- охват детей дополнительного образования в сфере культуры повысится до 12%;
- охват населения библиотечным обслуживанием с 31% до 60,0%;
- посещаемость музея населением Вольского района повысится с 44% до 70%, что превысит показатель по Саратовской области;
- уровень удовлетворенности жителей качеством услуг, предоставляемых учреждениями культуры, вырастет с 70% до 90%;
- доля библиотечных каталогов, переведенных в электронную форму, достигнет 50%;
- доля музейных предметов, переведенных в электронную форму, достигнет 90%.
Пути реализации ожидаемых результатов:
-2018-2019 – реконструкция здания отдела истории муниципального учреждения Вольский краеведческий музей. Памятник архитектуры федерального значения.
- 2018 год - улучшение условий труда сотрудников.
- 2020 год - увеличение показателей качества оказания услуг, путем внедрения новых достижений в отрасли, повышение материально-технического обеспечения учреждений, расширение информированности населения об услугах по организации досуга и культуры. Увеличение площадей для занятий в учреждениях дополнительного образования за счет строительства приобретения дополнительных зданий.
- 2019-2022 г.г. - участие в Федеральных и Региональных программах, обеспечивающих финансирование сферы культуры («Культура России на 2018 - 2022 годы» и «Культура Саратовской области до 2020 года»).
- 2030 год – достижение программного финансирования по оказанию услуг населению.
- 2025- 2030 годы - необходимо решение задач по улучшению качества оказываемых услуг в сфере культуры, создание благоприятных условий для частных инвестиций в развитие культуры, имущественная поддержка и налоговое стимулирование, а также стимулирование спроса на услуги сферы культуры.