Тема 12 Подходы к принятию решений в менеджменте
Решения как предмет изучения, подходы к принятию решений
Действия менеджера в рамках 2.1 системного подхода
Ситуационный подход
Процессный подход
Решения как предмет изучения, подходы к принятию решений
Руководитель торгового предприятия любого уровня постоянно сталкивается с необходимостью принятия управленческих решений. В повседневной управленческой деятельности руководитель имеет дело с целым рядом проблем. Принятие управленческого решения связано с существованием назревшей проблемы в определенной ситуации.
Проблему можно определить как фактическое состояние объекта управления, его результата деятельности, когда он не соответствует желаемому состоянию (результату).
Проблема – это разрыв между целями системы и ее фактическим состоянием. В этой связи решение выступает как средство преодоления данного разрыва за счет выбора одной из многих альтернатив, позволяющих достичь желаемого результата.
|
|
Все проблемы, требующие принятия решения на предприятиях (организациях), можно разделить на три вида (группы) проблем:
- проблемы, связанные с тем, что результаты деятельности предприятия в настоящий момент не обеспечивают достижения поставленной цели;
- проблемы, которые могут привести к тому, что функционирование предприятия в будущем не обеспечит достижения его цели (целей);
- проблемы, возникающие в связи с изменениями внешней среды или внутренних возможностей предприятия,когда требуется изменение целей его деятельности.
Формирование и принятие решений по конкретным проблемам является ключевым элементом процесса управления предприятием при реализации всех функций менеджмента.
Принятие решения –это способность руководителя на основании анализа важной информации сделать оптимальный выбор.
В реальной жизни принимается большое количество решений, которые можно классифицировать на основании следующих критериев:
– важность проблемы;
– срочность решения;
– эффективность решения;
– условия принятия решения;
– характер принятия решения.
Критерии рассмотреть самостоятельно
Кроме традиционного или аналитико-механистического подхода к принятию решений в теме 1 рассматривались основные школы и подходы, сложившиеся в менеджменте, и среди них – системный, ситуационный, процессный подходы к поиску решения менеджерами.Каждый из них обладает собственными достоинствами.
Рассмотрим особенности традиционного или аналитико-механистического подхода, основанного на принципах анализа «от целого к частям» и «от более сложного к более простому». Он носит ярко выраженный дедуктивный характер, т.е. использует переход от общего к частному, нацелен на поиск частных причин сбоев и отказов, а затем и на их устранение.
|
|
Аналитико-механистическому подходу свойственны следующие недостатки:
- он не объясняет сущностьпонятий«организация», «самосохранение», «регулирование», характеризующие живые системы;
- данный подход непригоден для изучения систем, которые должны рассматриваться неделимыми, а свойства системы по определению не могут быть выведены из свойств ее частей.
Дж. ванГиг(американский ученый исследовал проблемы использования методов общей теории систем для разработки и проектирования систем, автор книги «Прикладная общая теория систем»)сопоставил свойства аналитико-механистического и системного подходов(таблица 1).
Таблица 1 – Сравнение характеристик систем с использованиеманалитико-механистическогои системного подходов
Свойства систем | Характеристики систем с позиции подходов | |
аналитико-механистического | системного | |
Живые/неживые | Неживые системы | Живые системы |
Открытые/ замкнутые | Замкнутые, с обратной связью (свойства, которыми частично обладают открытые системы) | Открытые системы |
Делимость | Целое можно разложено на составные элементы | Целое является неделимым |
Объединение | Целое является суммой элементов | Целое может означать большее, чем сумма составляющих его элементов |
Взаимосвязь | Слабая взаимосвязь: составные части могут быть рассмотрены изолированно | Сильная взаимосвязь: составные части не могут быть рассмотрены изолированно |
Сложность | Простые организованные, сложные неорганизованные | Сложные организованные |
Основные понятия | Сила и энергия | Энтропия и количество информации с позиций теории информации |
Энтропия и порядок | Равновесие наивысшая степень неупорядоченности | Системы обладают тенденцией сопротивляться неупорядоченности: 1) благодаря поступлению энергии из внешней среды; 2) за счет обработки информации. |
Цель исследования | Интерес представляет прошлое (причинность) | Интерес к последствиям (целенаправленные системы) |
Организация и иерархия | Свойства систем более высокого уровня выводятся из свойств систем более низкого уровня | Свойства систем не могут быть получены из свойств их подсистем |
Действия менеджера в рамках системного подхода
Системный подход означает исследование системы в целом, а не ее отдельных подсистем. Он основывается:
а) на изучение целого и отношений целостности в противовес поэлементному анализу (наука о системах);
б) на системной технологии – поиске решений конкретных проблем посредством их описания системным языком (моделирование, системный анализ, исследование операций, информатика).
Задача системного подхода – оптимизация системы в целом, а не повышение эффективности входящих в нее подсистем.
В теме 3 приведены определение и свойства систем. В дополнении к теме 3 можно добавить другие определения и особенности:
1 Система – это совокупность частей или компонентов, связанных между собой организационно.
2 При выходе из системы части системы продолжают испытывать на себе ее влияние и претерпевают изменения.
3 Совокупность частей проявляет динамическое поведение, а не остается инертной.
4 Под системой может пониматься естественное соединение составных частей, самостоятельно существующих в природе, а также нечто абстрактное, порожденное воображением человека. Такой подход к определению понятия системы заранее предполагает существование связей между ее элементами.
Одна из причин, по которым возникают проблемы, связанные с системами, – неспособность руководителей, менеджеров и работников, занимающихся планированием, различать понятия «улучшение систем» и «проектирование систем».
|
|
Улучшение системы означает преобразование (изменение), приближающее систему к стандартным (нормальным) условиям работы. При улучшении системы ищут причины отклонений в рамках этой системы, не считая необходимым расширить эти рамки. Когда ставится цель привести систему к норме, первоначальные предпосылки и цели, лежащие в основе проекта этой системы, под сомнение не ставятся, хотя они могут быть неверными и устаревшими. При системном подходе ситуация обратная, здесь планировщик выступает в роли лидера, а не ведомого. Он пересматривает проект и конфигурацию системы, пытаясь устранить законодательные и территориальные барьеры, чтобы предотвратить действие побочных эффектов.
В противоположность методологии изменений, которая называется улучшением систем, системный подход основывается на методологии проектирования, которую характеризуют следующие положения:
1 Проблема определяется с учетом взаимосвязи с большими системами (суперсистемами), в которые входит рассматриваемая система и с которыми она связана общностью целей.
2 Цели системы не сводятся к сумме целей ее подсистем, их следует рассматривать в соотношении с более крупными системами или системой в целом.
3 Существующие проекты должны оцениватьсяс учетом величины вмененных издержек или степени отклонения системы от оптимального проекта.
4 Оптимальный проект обычно нельзя получить путем внесения небольших изменений в существующие принятые формы. Он основывается на планировании, оценке и принятии таких решений, которые предполагают новации и положительные изменения для системы в целом.
5 Системный подход и системная парадигма основаны на таких методах рассуждений, как индукция и синтез, которые отличаются от методов дедукции, анализа и редукции, используемых при улучшении систем
6 Планирование представляет собой процесс, в котором планировщик берет на себя роль лидера, а не ведомого. Планировщик должен предлагать решения, которые смягчают или даже устраняют, а не усиливают нежелательные воздействия и тенденции предыдущих проектов систем.
|
|
На практике часто встречаются большие или высокоорганизованные системы, которые включают в себя другие системы. Такие системы называются общими системами и системами в целом. Оперировать ими нелегко потому, что не известно, до какого предела осуществлять «декомпозицию» системы, т. е. разбивать ее на подсистемы, или до какого предела продолжать построение (организацию) большой системы.
С одной стороны, любаясистемы принадлежат метасистеме, а с другой – сама система разбивается на подсистемы(рисунок 1).
метасистема
система
подсистема
Рисунок 1– Иерархия систем
Общепринятое определение системы, выраженное в формальном виде, может быть представлено в статике и динамике (по Велесько С.Е.). В первом случае (формула 1) система s определяется как множество элементов аi и множество отношений rj, в которых находятся эти элементы. Именно эти отношения определяют эмерджентные свойства системы, в том числе функции системы.